Ксения Теплоухова
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Большое космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
"Большое космическое путешествие"
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Масштаб проекта: краткосрочный (20 дней)
Участники проекта: дети 6-7 лет и их родители, воспитатели.
Актуальность. Следуя Национальной доктрине образования в РФ, система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе „Большое космическое путешествие“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Согласно ФГОС ДО, одна из образовательных областей - "Познавательное развитие" - предполагает формирование у детей первичных представлений об Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, традициях, праздниках.
В целях обогащения внутреннего мира детей старшего дошкольного возраста знаниями о героическом прошлом и настоящем родной страны, расширения горизонтов познания, развития творческих способностей, коммуникативных навыков и креативности мышления был разработан проект "Космическое путешествие", посвященный первому космонавту планеты Земли, великому сыну России Ю. А. Гагарину.
Проектная деятельность направлена на развитие личностных ресурсов ребенка, познавательной активности, творческих способностей и ведущих психических качеств; обеспечивает комфортные, безопасные условия развития личности, способствует реализации природного потенциала личности.
Цель: развитие познавательно-исследовательских интересов детей старшего дошкольного возраста, формирование социально-нравственных черт личности, стремления быть похожими на героев своей страны.
Задачи:
1. развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность детей;
2. расширять кругозор воспитанников, способствовать формированию целостной картины мира;
3. ознакомить детей со строением Солнечной системы;
4. дать представление о достижениях России в освоении космоса;
5. формировать знания о значении подвига Гагарина - первого космонавта планеты Земля;
6. подчеркнуть значение освоения космоса для человечества;
7. воспитывать в каждом ребенке социально- активную личность, способную демонстрировать адекватные модели поведения в обществе взрослых и сверстников;
8. приобщить дошкольников к культурно-историческим и нравственно-патриотическим ценностям родной страны.
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и музыки, изобразительная, конструирование.
Организационный этап работы:
1. Донести до участников проекта важность данной темы. Разместить в родительском уголке и в группе "В Контакте" информацию о цели и задачах проекта.
2. Пополнить развивающую среду: подобрать материалы, атрибуты, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную и познавательную литературу по теме: «Космическое путешествие».
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
4. Создание игровой и познавательной мотивации (дети получают письмо от героев - космонавтов). Вступление в "Отряд юных космонавтов": изучение истории космонавтики.
Практический этап работы: В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
Организация спортивной подготовки будущих космонавтов: разучивание комплекса утренней гимнастики по теме. Трансформирование группового физкультурного центра группы в "Центр спортивной подготовки к полету".
Создание "Центра исследования истории космонавтики" (из принесенных из дома и библиотек книг, материалов, журналов, открыток, предметов и др. ). Он разместился в краеведческом центре группы.
Посещение планетария в нашем городе (Воспитатели, дети и родители).
Организация и проведение бесед в группе с детьми на темы: "К. Э. Циолковский - отец космонавтики"; "С. П. Королев - главный конструктор космических аппаратов".
Проведение опыта "Звезды светят постоянно" (Где в процессе проведения опыта, дети пришли к выводу, что звезды светят постоянно.)
Поисково-познавательная деятельность на тему "Вращающаяся Земля". (Где воспитатель помогает детям представить, как Земля вращается вокруг своей оси. )
Проведение эксперимента "Как на Земле наступает ночь" (Где дети искали совместно с воспитателем ответ на вопрос: почему Солнце не светит постоянно? Куда оно уходит на ночь?)
Экспериментальная работа "Почему в космос летают на ракете?" (Здесь дети узнавали, почему в космос возможно полететь только на ракете? И уточняли представления о принципе работы реактивного двигателя, значении воздуха для полета. )
Организация и проведение беседы: "Первые космические пассажиры". Чтение заметок из журнала "Юный путешественник". В процессе беседы о собаках-космонавтах у детей возник вопрос: А бывали ли еще какие-нибудь животные в космосе? После чего, один из воспитанников занялся исследованием этой темы. (Ребенок поделился результатами своего исследования со своими сверстниками в группе. В результате его работы, дети узнали, что оказывается, в космосе побывало очень много животных. До выхода человека в космос (1961 год) полёты животных имели цель проверить, могут ли будущие космонавты выжить после полёта, и если да, то как полёт может сказаться на их здоровье. ) Выступление мальчика закончилось самостоятельной изобразительной деятельностью детей, где ребята создали альбом "Какие они - животные-космонавты".
Организация рассуждений детей на тему: "Какие животные и растения могли бы отправиться в космическое путешествие?". В процессе рассуждений мы решили провести эксперимент: сможем ли мы вырастить растение без почвы? В сети Интернет мы нашли информацию о растении, которое можно вырастить без использования земли. Кресс-салат замечателен тем, что для его выращивания можно даже не использовать почву.
В группе была организована экспериментальная работа по выращиванию кресс-салата в двух вариантах: в почве и без использования почвы (каждый день проводились наблюдения, результаты которых дети зарисовывали в фиксационных картах).
Проведение организованной образовательной деятельности "Космическое путешествие" (физическое развитие) в спортивном зале (предварительное оформление зала коллективными работами на тему "Космос").
Организация беседы с детьми: "Гагарин - первый космонавт планеты Земля" (просмотр презентации, чтение стихотворений, слушание песни "Знаете, каким он парнем был?"). Слушание аудиозаписи речи Гагарина из космоса.
Детское конструкторское бюро. Чтение заметки "В космосе пригодится" (об изобретении школьниками зубной щетки для космонавтов). Просмотр мультфильма "Тайна третьей планеты" по мотивам произведений К. Булычева.
Организация творческого рассказывания детей на тему "Что может произойти, если в космическом отряде окажется лентяй?" (грязнуля, жадина, грубиян.). Проигрывание ситуаций общения с представителями внеземных цивилизаций.
Организация сюжетно-ролевой игры "Наш космодром" (Организация коллективного замысла по созданию игрового пространства).
Проведение беседы "Космонавты - герои России". Поиск информации о героях. Напоминание трансляции открытия Олимпиады в Сочи. Беседа: "Без труда каких профессий полеты в космос были бы невозможны?" (рассуждения детей и педагога).
Организация образовательной деятельности в группе "Наш космодром". Чтение познавательной литературы (Г. Юрмин "Что внутри?", "Счастливого пути, космонавты!").
Рассматривание с детьми копии газеты "Известия" от 12апреля 1961 года. Зачитывание обращений, лозунгов той поры, которые передают гордость и радость людей, передают героизм, отвагу и смелость первого космонавта планеты. Слушание аудиозаписи речи Ю. А. Гагарина и С. П. Королева во время полета. Просмотр отрывков из документальных фильмов о первом полете в космос.
Организация беседы в группе "Искусственные спутники Земли".
Организация беседы "Путешествие по Солнечной системе". Чтение стихотворения "Маленькие космонавты" Е. Семилетовой. Разучивание космической считалки А. Усачева. Образовательная деятельность "Солнечная система" (Лепка).
Организация поисково-познавательной деятельности на тему "Далеко - Близко" (Как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.)
Организация и проведение эксперимента "Как образуются метеоритные кратеры" (В ходе эксперимента дети с воспитателем моделировали метеоритный кратер, знакомились со способами образования метеоритного кратера, развивали умение действовать по алгоритму. )
Проведение итоговой беседы "На чем летали в космос вчера, летают сегодня и будут летать завтра" (рассуждения детей о развитии космонавтики).
Организация виртуальное путешествие в Музей космонавтики имени Циолковского в городе Калуга (с использованием мультимедийного оборудования).
Организация выставки изобретений юных конструкторов ко Дню космонавтики "Наш путь к звездам" (Дети совместно с родителями представили на выставке рисунки, поделки, конструкции).
Организация и проведение мероприятия-развлечения "Космическое путешествие" (викторина).
Реализация проекта позволила: повысить уровень познавательной мотивации; расширить знания детей о космосе, Ю. А. Гагарине - первом космонавте, освоении космоса и его значении для человечества; сформировать умения находить способы решения творческих задач, достигать договоренности со сверстниками.