Алена Вычужанина
Познавательно-исследовательский проект для средней группы «Зимующие птицы».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Зимующие птицы».
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Тип проекта : среднесрочный (январь – февраль)
Участники: воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для средней группы „Зимующие птицы“,» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Требования внешней среды : Зимой 2012 года ударили продолжительные 30-градусные морозы, которые нанесли сильный урон населению птиц. Кроме того, прошлым летом пожары, вызванные изнурительной жарой, уничтожили значительную часть пищи птиц. Много птиц погибло. Сейчас (зимой) птицы, в поисках пропитания, перекочевали ближе к людям. Нам просто необходимо помочь нашим пернатым друзьям. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, кого ждать в гости? Как помочь птицам перезимовать? Чем подкармливать птиц?
В наш непростой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.
Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах и их нуждах в зимний период.
Цель: расширять и обобщать представления детей о зимующих птицах через организацию познавательной и продуктивной деятельности.
Задачи:
расширить знания воспитанников о зимующих птицах;
способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей;
прививать самостоятельность в продуктивной и познавательной деятельности;
привлечь внимание детей и родителей к помощи птицам в трудное для них зимнее время;
пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Мероприятия по решению задач:
1 этап – подготовительный:
1 Определение уровня знаний детей:
Устная беседа с использованием иллюстративного материала «Что ты знаешь о птицах»;
Д/и «Зимующие птицы»;
Д/и «Каких птиц не увидишь зимой?»
2 Подбор информации по теме проекта :
«Трудно птицам зимовать»
3 Беседы с родителями по теме проекта :
«Покормите птиц зимой»
4 Оформление книжного уголка (подбор книг о зимующих птицах)
2 этап – основной:
1 Познавательная :
Рассматривание птиц на картинках (Картина «Свиристели», фотографии: «Снегири на ветке», «На кормушке», «Воробьи»)
Презентация «Мы остались зимовать»
Беседы («Птицы зимой»; «Как дети и родители заботятся о птицах зимой?»; «Пользу или вред приносят человеку синицы зимой)
Наблюдения за птицами во время прогулки (птичьи следы на снегу; за вороной; сорокой; снегирями; синичкой; голубями; свиристелями).
ФЭМП («Сравнение предметов по количеству и высоте»; «Сравнение предметов по размеру и количеству»; «Больше – меньше или поровну»; «Сколько птиц на кормушке»)
2 Коммуникативная
Рассматривание картины («Кормушка», «Следы на снегу»)
Речевая игра («Ворона», «Назови ласково», «Кого угостили?»).
3 Игровая
Пальчиковые игры («Дятел – доктор»; «Вороны»; «Веселый воробей»; «Любопытная ворона»; «Воробьята»; «Дятел сел на толстый сук», «Чудные птицы»)
Дидактические игры («Чем можно покормить птиц?»; «Какие птицы прилетели на кормушку?»; «Кто что ест?»).
Сюжетно-ролевые игры («Ласковая мама»; «На кормушке»)
Настольные игры (Пазлы, домино, шнуровки по теме.)
4 Двигательная
Подвижные игры («Стая птиц»; «Попрыгунчики – воробушки»; «Синички и кот»; «Совушка и мыши»; «Воробушки и автомобиль»; «Кто за кем?»; «День – ночь»; «Мы – птицы»)
Утренняя гимнастика «На кормушке»
Физкультминутки («Веселые вороны»; «Дятел»; «У кормушки»; «Птички»)
Упражнения на дыхание («Снегирёк», «Перышко».)
5 Чтение
Чтение художественной литературы ( Стихотворения: З. Александрова «Новая столовая»;
Г. Ладонщиков «Наши друзья»; И. Демьянов «Воробей»; народные песенки: «Совушка – сова», «Где вы, гуленьки», «Сидит ворон на дубу»; Шотландская песенка «Птички»; Японская сказка «Самый красивый наряд на свете»; Рассказ К. Д. Ушинский «Дятел»; Рассказы Е. Чарушина «Воробей», «Дятел». Чтение потешек, скороговорок о зимующих птицах);
Заучивание стихов (М. Скребцова «Птицы зимой», А. Прокофьев «Снегири»; Считалок: «Прилетели свиристели», «Шла ворона на базар», «Воробьишки – воробьишки)
Отгадывание загадок
6 Продуктивная:
Рисование («Синички – сестрички» (коллективное); «Как розовые яблоки на ветках снегири»)
Работа в раскрасках
Аппликация («Прилетайте в гости»; «Снегирек»)
Лепка («Птицы на кормушке» (бумажное тесто); «Сова и синица»)
Конструирование («Кто к кормушке прилетел» (оригами); «Санитар леса – дятел» (подручный материал)
7 Сотрудничество с родителями
Консультация для родителей «Как и из чего можно изготовить кормушку»
Изготовление родителями с детьми кормушек
Сбор корма
Помощь в изготовлении дидактических игр
Изготовление атрибутов к подвижным играм
8 Итоговое мероприятие: Оформление выставки «Наши пернатые друзья»
3 этап – заключительный
1 Проверка результатов реализации проекта
Проведение викторины «Пернатые друзья»
Дидактические игры («Четвертый лишний»; «Угадай по описанию»; «Что принесла нам сорока»)
Результат реализации каждой задачи:
95% детей различают и называют всех зимующих птиц, особенности внешнего вида, место обитания, питание, пользу, приносящую птицами в природе.
Дети умеют рисовать, лепить зимующих птиц, раскрашивают картинки с изображением птиц, собирают разрезные картинки, читают стихи о птицах, разгадывают загадки.
Изготовлены атрибуты к трем подвижным и двум дидактическим играм.
Пополнили библиотеку книгами и информацией о зимующих птицах.
60% семей сделали кормушки для птиц.
90% семей подкармливают птиц у дома и в детском саду.
Дополнительные эффекты реализации проекта :
По примеру зимующих птиц, дети могут нарисовать перелетных и домашних птиц.
Атрибуты для игр можно использовать в театрализации.
Полученные знания о зимующих птицах дети могут передать своим младшим братьям и сестрам.
Научившись подкармливать птиц, дети смогут заботиться и животных: белках, ежах, собаках, котах и др.