Оксана Климова
Из опыта работы «Ознакомление с литературой о Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с литературой о Кубани
Мы живем в интересное сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, как оказалось, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня, значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Публикация «Из опыта работы „Ознакомление с литературой о Кубани“» размещена в разделах
- Кубань
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
С возрождением казачества стала актуальной проблема духовно-нравственного воспитания детей. Важно, с ранних лет научить ребенка понимать культуру своего народа, показать дорогу в этот сложный мир, потому что именно в дошкольном возрасте возрастают познавательная активность, интерес, желание узнавать новое.
Создается фундамент для последующего развития детей, потому что, только зная историю своего края, ребенок может полюбить его. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.
Мы хотим поделиться информацией, какую работу проводим по теме «Ознакомление с литературой о Кубани».
Художественная и познавательная литература расширяет кругозор детей. Во всех программах обозначен перечень произведений русских, зарубежных классиков и современных писателей, мы стараемся наполнять этот перечень произведениями поэтов и писателей нашего края, которые колоритно отражают культурные и языковые традиции, жизнь, быт, природу родного края, рассказывают о трудовых и боевых подвигах земляков и о маленьких Кубанцах.
Работу проводим по 5 направлениям:
1. Кубанский народный фольклор
2. Кубанские и казачьи сказки
3. Страницы детской классической и современной литературы
4. Природа в произведениях кубанских поэтов и писателей
5. Страницы истории Кубани.
1. Кубанский народный фольклор «А где это видано, а в какой деревне слыхано?»
Устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Фольклор является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты.
Задачи:
• Приобщать детей к истокам кубанской культуры
• Развивать интерес к традициям, обычаям, народному фольклору
2. Кубанские и казачьи сказки «Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается»
Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления маленького человека. Сказки – это своего рода «воспитательная система», которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание.
Задачи:
• создать условия для формирования личности ребенка через сказку.
• воспитывать интерес к кубанским произведениям.
• Прививать общечеловеческие ценности, морально-нравственные ценности культуры.
3. Страницы детской классической и современной литературы «Из детства в жизнь»
Кубань не стоит на месте, развивается, с каждым годом становится краше и современнее, и конечно, ее главное достояние, это люди, люди- труженики.
Задачи:
• Познакомить, чем сейчас живет современная Кубань
• Дать сравнительный анализ происшедших изменений
• Познакомить с достопримечательностями
4. Природа в произведениях кубанских поэтов и писателей «Здесь трава всегда густа, лошади пасутся. Эти тихие места Родиной зовутся».
Огромное воздействие на познавательное развитие дошкольников оказывает природа. Наша земля кубанская славится красотой и многообразием пейзажей. Можно выйти в сад, степь, организовать экскурсию по парку, обращая внимание детей на это чудо – природы. Можно наблюдать с детьми за погодой в разные времена года. Но, чтобы восприятие было острее, сочетайте наблюдение с художественным словом.
Задачи:
• Познакомить с природой и природными явлениями Кубани
• Формировать представления о животном и растительном мире Кубани
• Воспитывать любовь к природе и желание ее сохранить
5. Из истории Отечества «Как жили предки в старину»
Знакомя детей с казацкими символами, их речь обогащается словами: булава, насека, атаманский кафтан, шашка атамана, нагейка, казна, есаул.
Задачи:
• Познакомить детей с возникновением казачества
• Дать представления о жизни казаков
• Прививать интерес и уважение к истории Краснодарского края, своей станицы.
Знакомя детей с художественной литературой, читая сказки, используя пословицы и поговорки, мы заметили, что им сложны для понимания значения слов «ушат», «глэчик», «коромысло» и т. д. А ведь в значении этих слов, предметов, история нашей страны, Кубани. Для более глубокого ознакомления детей с историей и культурой Кубанских казаков мы у себя создали Кубанский уголок, на площадке мини Атамань.
Проводя работу по ознакомлению с литературой Кубани по этим 5 направлениям, мы используем разные формы и виды взаимодействия с детьми и родителями.
• Литературные чтения
• «Уголок Кубанских поэтов и писателей»
• Встреча с поэтом и писателем Н. Ивеншевым.
• Рассматривание иллюстраций, фото, слайдов
• Выпуск праздничного номера газеты ДОУ «Про Кубань»
• Драматизация Кубанских народных сказок
• Встречи с артистами детских театров, представление «Чудеса Кубани»
• Проведение праздников, развлечений: Рождество, Масленница, Встреча Весны с использованием кубанского народного фольклора : закличек, щедровок, игр.
Чтение и заучивание с детьми произведения Кубанских писателей, научит детей более внимательно всматриваться, вслушиваться в окружающий их мир. Эмоциональный отклик, вызываемый книгами, обогатит духовный мир детей и будет способствовать формированию добрых отношений к своей Малой Родине.