Галина Козлова
Из опыта работы «Ковань на Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 12
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ РАЙОН
Из опыта работы «Ковань на Кубани»
Воспитатель: Козлова Г. И.
К сожалению, в практике работы с детьми старшего возраста я столкнулась с проблемой. Стало понятно, что стихийное проведение занятий и бесед, с вновь набранными детьми, не принесли ожидаемого результата. Дети были разобщены, отсутствовало чувство коллективизма, доброжелательное отношение друг к другу, не проявлялся интерес к художественно-творческому виду деятельности.
Публикация «Из опыта работы „Ковань на Кубани“» размещена в разделах
Мне было необходимо сплотить детей, увлечь их единой задачей, через приобщение к Кубанским промыслам. У детей дошкольного возраста формируется положительное отношение к явлениям общественной жизни, развиваются чувства патриотизма и взаимопомощи, поддержки, при соответствующей организации детской деятельности.
На опыте работы с детьми я знаю, что приобщение к Кубанской культуре способствует укреплению дружбы между детьми и взрослыми. Помогает воспитанию в детях таких качеств: как самостоятельность и инициатива, доброта и уважение, честность и смелость, усидчивость и мастерство.
Прикладные промыслы Кубани помогли мне сформировать у детей чувство патриотизма и гуманизма, дружбы, сплоченности. При работе с детьми я поставила цель и задачи.
Цель проекта:
дать представление об истории развития края, его заселении казаками.
расширить представление об истории возникновения и развития кубанских народных промыслов.
воспитывать у детей чувство гордости и патриотизма к своей малой Родине.
Программные задачи:
-Продолжать знакомить детей с кубанским кузнечным ремеслом;
-Учить узнавать характерные особенности промысла;
- Воспитывать интерес к кузнечному ремеслу, как декоративно- прикладному промыслу Кубани;
-Воспитывать чувство патриотизма и уважение к человеку труда.
Использовала в работе с детьми следующие методы и средства:
- обследования,
- наглядности;
- словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе, сотворчество, мотивационный, жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
• Рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов по кузнечному ремеслу
• Беседа
• Технологическая сказка
• Познавательная сказка о ремеслах
• Легенды (О Вакуле кузнеце)
• Стихи и частушки о промыслах
• Работа с алгоритмами последовательности изготовления изделий народными умельцами
• Дидактические игры и упражнения
• Просмотр мультимедийных презентаций
• Праздники и развлечения
• Физминутки тематические
• Пословицы и поговорки.
Использовала кратковременные проекты, уделяли большое внимание предметно-развивающей среде: так мы с помощью родителей и детей в группе организовали уголок народно-прикладного искусства. Где были собраны материалы, инструменты применяемые в каждом из ремесел Кубани : пяльцы, ткань, глина, солома, кукурузные листья, разноцветные полоски бумаги, лоскуты. Собрали в уголок изделия из соломки, лозы, керамики, скатерти и салфетки с вышивкой, рушники, фотографии и иллюстрации. Знакомили детей с Кубанскими ремеслами и их особенностями: вышивкой, ткачеством и ковроткачеством, плетением из лозы и соломы, вязанием крючком и спицами, резьбой по дереву и кости, гончарным ремеслом, кованью – кузнечным ремеслом. Кубанская ковань является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства.
Кузнечное ремесло или ковань, не вполне доступны дошкольнику для исполнения в силу необходимости особых условий и возможностей. Поэтому процесс знакомства воспитанников с уникальностью народных промыслов нашего края требует особого подхода. Я хочу поделиться своими находками в работе по знакомству с кузнечным ремеслом Кубани.
В детском саду нельзя показать работу кузнеца, это опасно и неприемлемо для детей. Поэтому в работе с детьми использовала знакомые детям материалы и приё мы: глину, пластилин перламутрового цвета, пищевую фольгу, гипсовые формочки с цветочным орнаментом, заливали их и расписывали красками, бумагу для квилинга, серебряной краской, а так же делали гравюры на фольге. Изготовляли цветы, завитки, сердечки и веточки из пищевой фольги и т. д.
Несомненно, что для творческой деятельности детей создается особая эмоциональная обстановка увлеченности, которая достигается посредством применения различных методов и средств.
Творческая деятельность детей сопровождается народной музыкой, казачьими песнями. Конечно, это стимулирует творческую активность детей, музыка направляет и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя частичкой талантливого народа. Ведь именно так и создавались уникальные, самобытные произведения народных мастеров. На посиделках, за душевной беседой, под напевные кубанские песни.
Немаловажным стимулом для детей является и возможность продемонстрировать свой творческий продукт. Они являются авторами многих творческих работ на тематических выставках в детском саду.
В процессе знакомства детей с разнообразными видами декоративно-прикладного искусства Кубани, я вижу, как появляется творческий интерес, эмоциональное отношение к истории народных промыслов, уважение к мастерам.
Таким образом, использование мотивов кубанских промыслов в художественно-творческом развитии дошкольников в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. У ребят совершенствуются универсальные личностные свойства и качества, как наблюдательность, эстетическое восприятие, зрительная память, образное мышление, пространственное представление, творческое воображение, художественный вкус и другие.