Алена Сахибгареева
Познавательно-исследовательский проект «Химия для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид, тип проекта : Долгосрочный (февраль- апрель) познавательно- исследовательский
Участники проекта : Воспитанники подготовительной к школе группы № 7 «Любознайки», воспитатель и родители.
Гипотеза: изучение сложной науки «химии» может быть увлекательным и понятным даже для дошкольников.
Объект исследования: пищевые продукты, химические вещества, используемые в быту.
Предмет исследования: изучение явлений, происходящих с веществами и продуктами питания.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Химия для дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
Цель: В интересной форме рассказать о тех химических веществах и процессах, с которыми мы сталкиваемся в нашем доме и доказать, что «чудеса» можно сделать своими руками.
Задачи:
Образовательные:
Формировать начальные представления о научном подходе в изучении явлений и объектов природы.
Формировать начальные навыки наблюдения за химическими процессами.
Формировать начальные навыки выполнения простейших лабораторных манипуляций.
Развивающие:
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение)
Развивать экспериментальную деятельность;
Развивать речь детей;
Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности
Воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач
Этапы реализации проекта :
Подготовительный
• Сбор информации
• Работа с методической литературой
• Составление плана работы над проектом
• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности
Практический
• Реализация проекта
Итоговый
Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности
Привлечение родителей к экспериментальной деятельности детей
Создание картотеки опытов
Введение
Актуальность данного проекта заключается в том, что ознакомится с некоторыми химическими веществами и процессами можно в домашних условиях.
Выполняя привычные действия мы даже и не подозреваем, что проводим эксперименты.
Начиная с простых экспериментов, можно развить интерес к науке, экспериментам, а также значительно расширить кругозор. Важно, как можно раньше пробудить в ребенке любопытство к веществам, служащим человеку сплошь и рядом. Из чего состоит вода или поваренная соль, которую мы добавляем в пищу? Что такое йод в медицинском пузырьке? Как устроен воздух, который мы не видим, не слышим, но которым об окружающем мире? Занимательная химия для детей — наша палочка-выручалочка, с которой важно познакомить ребёнка на пике его заинтересованности. Тогда этот предмет в будущем никогда не станет скучным и трудным для ребёнка.
Химия— это та наука, которая сама заинтересует малыша, ведь она повсюду. Нам остаётся только поддерживать его любопытство и познакомить поближе. Как это сделать?
Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Теоретическая часть
Тема Химики-волшебники или учёные?
Теоретические знания: Какие науки изучают окружающий мир. Что такое вещество. Что изучает химия. Краткая история химии. Зачем нужна химия.
Правила поведения и безопасной работы: что можно и чего нельзя.
Что понадобится для работы. Знакомство с лабораторной посудой и оборудованием.
Практическая деятельность: Беседа. Выполнение задания «Что не так?» по правилам безопасной работы. Игра на знание простейшего лабораторного оборудования.
Важные правила, которые нужно выучить, прежде чем приступать к экспериментам:
1. Никогда не пейте и не ешьте вещества, которые используются в домашних опытах, и не позволяйте им попадать в глаза.
2. Нюхать вещества следует осторожно, постепенно поднося их носу до момента ощущения их запаха.
3. Следить за тем, чтобы все вещества располагались в недоступном для маленьких детей месте.
4. Нужно пользоваться перчатками.
5. Отходы или продукты химических реакций никогда нельзя сливать в одну посуду.
6. В ходе опыта, нельзя наклоняться близко, во избежание травмы глаз.
7. После окончания работы следует навести порядок на рабочем месте, тщательно вымыть руки и проветрить комнату.
Практическая часть
Мы подошли к самой удивительной части нашего исследования - проведению химических опытов, их было не много, но яркие и запоминающиеся. Их особенность в том, что каждый из них можно повторить дома. В связи с этим я решила привлечь родителей и провести опыты дома вместе со своими детьми.
Опыт № 1. Как надуть шарик содой и уксусом.
Что делать если нет насоса для надувания воздушных шариков, а нужно надуть много больших шаров в домашних условиях?
Цель: наполнить воздушный шарик углекислым газом, который выделяется при добавлении соды в уксус (гашение соды).
Для проведения эксперимента понадобятся:
бутылка; воздушный шарик; пищевая сода; уксус.
Опыт № 2 Извержение вулкана.
Это один из самых любимых детских опытов.
Для опыта понадобится:
Поднос или блюдо, сода, уксус, краски, жидкое мыло и стаканы.
Опыт №3 «Домашний лимонад»
Для опыта мне понадобилось:
• Вода - 300мл.
• Сода – 1 чайная ложка
• Лимонная кислота – пол чайной ложки
• Стакан и кувшин
• Сироп клубничный на вкус
В кувшин я добавила чайную ложку соды и половину чайной ложки лимонной кислоты. Затем налила в него воду уже перемешанным сиропом. В воде появляется множество пузырьков (щелочь нейтрализует кислоту - выделяется углекислый газ).
Опыт № 4. «Резиновое яйцо»
Как всем известно, куриное яйцо имеет внешнюю тонкую оболочку (скорлупу, основным химическим компонентом которой является кальций. Проведём интересный химический опыт с яйцом в домашних условиях. Цель: рассмотреть, как скорлупа полностью растворится, если поместить куриное яйцо в уксус и продержать там около 3-х дней.
Для проведения эксперимента понадобятся:
• стакан;
• уксус;
• сода
• сырое куриное яйцо.
Опыт № 5 «Бурлящая лава»
Для опыта понадобится:
• Вода
• Бокал ( или любая прозрачная тара: стакан, бутылка и. т. п)
• Растительное масло
• Краситель
• Аспирин упса
Опыт № 6. Секретное послание
Невидимые чернила представляют собой раствор для письма на бумаге. Цель: написать секретное послание.
Для проведения эксперимента понадобятся:
• лимон;
• бумага;
• аптечный йод;
• ватная палочка;
• стакан с водой;
• кисточка.
Опыт № 7. «Светящийся помидор»
Очень простой, но в тоже время очень эффектный химический опыт «светящийся помидор». Полученный в результате эксперимента светящийся томат категорически нельзя употреблять в пищу.
Цель: сделать светящийся помидор.
Для проведения эксперимента понадобятся:
• помидор;
• шприц с иголкой;
• сера со спичек (1 коробок);
• «Белизна» 2-3 мл;
• 30% перекись водорода – 3-4 мл.
Вывод.
Вдруг не оказалось рядом моющих средств или отбеливателя, выбрали опыты, которые могли бы помочь мамам в хозяйстве записали эти опыты в таблицу, где мы кратко записали что делали, что наблюдали в процессе и вывод по каждому опыту.
Что делали Наблюдали Вывод
В пробирку поместили соду добавили уксусную кислоту Образовалась пена,
выделился газ Эту реакцию можно использовать для
очистки поверхностей
В чайник со следами накипи добавили раствор лимонной кислоты, нагрели Накипь исчезла Для удаления накипи можно использовать кислоту.
Пятно от йода обработали очищенным картофелем Пятно синеет и после стирки исчезло Можно удалить пятно от йода используя крахмал.
Пятно ржавчины потерли алюминиевой фольгой Ржавчина бледнеет и постепенно исчезает. Что бы избавится от ржавчины можно
Использовать фольгу
Добавили уксус 6% в воду для полоскания белья Цвет белья становится ярче и исчезает запах Уксус можно использовать для яркости цветного белья и для удаления неприятных запахов.
Заключение. Таким образом мы доказали, что гипотеза подтвердилась.
Изучение химии может быть увлекательным и понятным даже дошкольникам. Начиная с простых экспериментов, можно развить у ребенка интерес к науке, экспериментам, а также значительно расширить его кругозор. Можно с каждым годом углублять свои знания.
В заключении, хотелось бы сказать: верьте в чудеса, знайте, что весь наш мир состоит из них и все живое - уже великое чудо. В нашем проекте нам удалось познать малую часть того, что может совершить наука, но жизнь непременно еще много раз будет сталкивать нас с такими поистине волшебными явлениями химии.
«Для меня химия — это волшебство, это приключение».