Ольга Игнатьева
Познавательно-исследовательский проект для детей ст. дошкольного возраста «Как на Сергачский стол сахарок пришёл»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы и участники проекта:
дети и родители старшей группы № 2 «Солнышко»,
воспитатель Игнатьева О. Н.
Цель проекта: Расширить представление детей о сахаре, его видах и свойствах, производстве.
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный (октябрь, ноябрь, 1 и 2 недели декабря)
Участники: дети старшей группы, педагоги, родители, социокультурные партнёры: ОАО «Нижегородсахар», Сергачский краеведческий музей им. В. А. Громова, Центральная детская библиотека, Детская консультация.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для детей ст, дошкольного возраста „Как на Сергачский стол сахарок пришёл“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Проекты, проектная деятельность
- Сахар. Экспериментирование, исследовательская деятельность
- Темочки
Объекты исследования: сахар, сахарный песок, сахарная свекла, процесс производства сахара.
Предмет исследования: взаимосвязь между процессом выращивания сахарной свеклы и процессом производства сахарного песка через опытническую и экспериментальную детскую деятельность.
Задачи проекта:
- Развивать в детях познавательную мотивацию, расширять кругозор и интерес к сахару как к продукту питания, к сахару как продукту производства человека;
- Познакомить детей с историей и особенностями Сергачского сахарного завода, с процессом производства сахара из сахарной свеклы;
-Сформировать у детей элементарные представления о свойствах и видах сахара через опытническую и экспериментальную деятельность;
- Познакомить детей с положительными и отрицательными свойствами сахара, влияющими на здоровье человека;
- Воспитывать в детях чувство гордости за Сергачский край, сопричастности сергачан, как единственных в Нижегородской области, занимающихся производством сахарного песка;
- Воспитывать у детей уважение к людям, чья профессия связана с выращиванием сахарной свеклы, производством сахара;
- Привлечь родителей к поиску малых форм русского фольклора, связанных с сахаром и сахаросодержащими продуктами;
- Привлечь сотрудников ОАО «Нижегородсахар», Сергачского краеведческого музея им. В. А. Громова, Центральной детской библиотеки им. С. И. Шуртакова, Детскай консультации для организации экскурсий, получения информации.
Способы и средства достижения результата:
- Поддержание устойчивого интереса участников проекта к объекту исследования через мотивацию к познавательной активности детей
- Организация опытнической и исследовательской деятельности
- Организация экскурсий и целевых прогулок
- Организация НОД
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин
- Чтение и обсуждение рассказов, статей, публикаций
- Организация продуктивных видов детской деятельности – рисование, лепка, аппликация
- Организация дидактических игр
- Показ слайдов, презентаций
- Организация выставок и конкурсов детского и семейного творчества
- Участие детей, родителей и педагогов в совместной акции
- Привлечение социокультурных партнёров
- Участие детей, родителей и педагогов в создании мини-музея
Образ конечного результата:
- Повышен интерес детей и родителей к совместной познавательно- исследовательской деятельности;
- Дети знакомы с историей и особенностями Сергачского сахарного завода, с процессом производства сахара из сахарной свеклы;
- Сформированы представления детей о сахаре, сахарном песке, процессе производства сахарного песка, о его свойствах и видах;
- Сформированы представления детей о положительном и отрицательном влиянии сахара на здоровье человека;
- Дети знакомы с профессиями, связанными с выращиванием сахарной свеклы, его производством;
- Созданы продукты совместной деятельности: альбом «Всё о сахаре», альбом «Сергачский сахарный завод – его прошлое и настоящее», альбом с репродукциями «Чаепитие с сахаром», книга загадок о сахаре и сладостях, книга примет, пословиц и поговорок, связанных с сахаром, книга с детскими репродукциями «Сказка об одной сахарной свёколке или как на Сергачский стол сахарок пришёл», книга «Полезные и вредные свойства сахара», дидактические игры о сахаре «Вред и польза сахара», «Какое блюдо подсластим?», «Что сначала, что потом?» индивидуальные творческие работы детей, коллективная работа детей «Чаепитие с сахаром»;
- Подготовлены конспекты занятий, целевых прогулок, экскурсий, детско-родительская акция «Берегите зубы»;
- Подготовлено интерактивное тестирование детей по проекту;
- Подготовлены презентации и слайды для детей и родителей «Сергачский сахарный завод – его прошлое и настоящее», «Сказка об одной сахарной свёколке или как на Сергачский стол сахарок пришёл», «Виды и свойства сахара»;
- Создан мини-музей «Сергачский сахарок».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный: 1 и 2 недели октября
Практический: 3 и 4 недели октября, ноябрь
Заключительный: 1 и 2 недели декабря
Подготовительный этап начался с изучения источников информации к проекту: подборка методической, научно-популярной, энциклопедической, художественной литературы, Интернет-ресурсов по данной теме. Основными пособиями для изучения стали пособия, относящиеся к методическому комплексу Программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО.
Затем были определены социокультурные партнёры и изучены их возможности. В Сергачском краеведческом музее с нами поделились информацией о Сергачском сахарном заводе, историей его строительства и некоторыми достижениями, отсканированы некоторые фотографии прошлых лет, в Центральной детской библиотеке – посоветовали энциклопедическую, краеведческую и детскую периодическую литературу. В Детской консультации встретились со стоматологом Абросимовой О. Ю. Со всеми партнёрами определили дату организации детской экскурсии, акции.
Входная педагогическая диагностика по проекту, заключалась в ответах детей на 7 вопросов:
1. Из чего производят сахарный песок?
2. На что похожи частички сахарного песка?
3. Назови свойства сахара и сахарного песка.
4. Чем полезен сахар?
5. Чем вреден сахар?
6. Как в нашем городе называется предприятие, изготавливающее сахар?
7. Назови профессии, связанные с производством сахара.
Результаты входной педагогической диагностики показали слабые знания детей о сахаре, большинство ответов оказались несформированными или частично сформированными.
Практический этап проекта начался со знакомства детей с сахаром, его видами в процессе организации НОД. В качестве закрепления полученных знаний, была организована экскурсия в ближайший магазин, где дети увидели, как фасуют и реализовывают сахар.
В процессе организации исследовательской и экспериментальной деятельности дети познакомились со свойствами и особенностями сахара и сахарного песка.
Во время прочтения и рассматривания презентации авторской сказки «Сказка об одной сахарной свёколке или как на Сергачский стол сахарок пришёл» дети в доступной форме познакомились с процессом выращивания сахарной свеклы, сами посадили семена в огороде на окне. Все свои наблюдения дети отражали в индивидуальных дневниках.
Во время экскурсии в Центральную детскую библиотеку в игровой форме продолжилось знакомство с сахарной свеклой, Сергачским сахарным заводом, процессом переработки свеклы в сахарный песок.
Во время экскурсии в Сергачский краеведческий музей им. В. А. Громова дети познакомились с экспозицией «Русский самовар», много нового узнали о традиции чаепития с сахаром. Здесь же в импровизированной творческой мастерской дети раскрасили самовары, и каждый нарисовал кусочки сахара.
В процессе экскурсий в музей и библиотеку дети узнали и увидели многие исторические моменты, связанные со строительством Сахарного завода, с его прошлым и настоящим.
Кульминацией проекта стала долгожданная детская экскурсия на Сергачский сахарный завод или ОАО «Нижегородсахар». Первые впечатления появились тогда, когда дети прошли через проходную завода, шли по его территории. Затем дети были под впечатлением от огромного по размеру оборудования. Дети увидели процесс помывки свеклы, увидели, как уже подготовленная свекла движется по лентам, познакомились с операторами, управляющими всеми процессами переработки свеклы, понаблюдали за работой лаборантов, прошли в цех готовой продукции, где в подарок получили целый пакет сахарного песка.
Уже в детском саду дети закрепили знания о профессиях, связанных с производством сахара: фермер, шофёр, оператор, рабочий, лаборант, электрик, фасовщик, грузчик и др. А так же с удовольствием выпили чая с сахаром.
В процессе организации НОД «Вред и польза сахара», дети убедились, что не всё сладкое полезно, то, что употребление большого количества сахара и сахаросодержащих продуктов может пагубно отразиться на здоровье человека.
Акция «Берегите зубы» родилась так же по инициативе детей. Вскоре мы подготовили плакат и эмблемы «Дети, берегите зубы!» и отправились их раздавать у кабинета детского стоматолога в Детской консультации.
В процессе реализации проекта мы придумали новые дидактические игры «Вред и польза сахара», «Какое блюдо подсластим», «Что сначала, что потом?».
Свои новые впечатления дети передавали в индивидуальных творческих работах, а так же в коллективной работе «Чаепитие с сахаром».
Продуктами совместной деятельности взрослых (педагогов, родителей) и детей стали альбомы и книги по проекту: «Всё о сахарном песке», «Сергачский Сахарный завод – его прошлое и настоящее», альбом с репродукциями художников «Чаепитие с сахаром», книга загадок о сахаре и сладостях, книга примет, пословиц и поговорок о сахаре, книга «Полезные и вредные свойства сахара», авторская сказка «Сказка об одной сахарной свёколке или как на Сергачский стол сахарок пришёл».
На заключительном этапе проекта состоялось открытие мини-музея «Сергачский сахарок» в старшей группе № 2 «Солнышко», где сконцентрировался весь материал и пособия по проекту.
Сравнительная диагностика по проекту показала положительную динамику. Знания детей по проекту оказались сформированы на 97 %.
Итоговым мероприятием по проекту стал детско-родительский кулинарный конкурс «Сластёна».
Библиографический список
1. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. Н., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
2. Веракса, Н. Е., Галимив, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
3. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н., Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет) Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
4. Крашенинников, Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
5. Громов, В. А. Сергачское притяжение: Историко-краеведческие очерки, - 2-е изд., испр. и доп. – Нижний Новгород: Издательство «Штрих», 2001.
6. Литературно-краеведческий альманах. Сергач. Выпуск второй. – Нижний Новгород, 2013 .