Светлана Грачева
Познавательно-исследовательский проект «Чудесная планета Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«ЧУДЕСНАЯ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»
Старшая группа № 5
Педагоги гр № 5:
Грачева С. И.
Попова Е. В.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Тип проекта :
Информационно- практико- ориентированный
Продолжительность: Октябрь 2018г.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Чудесная планета Земля“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Космос. Проекты
- Планета Земля - наш дом
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники проекта : Дети, родители, педагоги, специалист
Актуальность:
Особое значение для развития детей дошкольного возраста имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Гипотеза
Если удовлетворить потребности ребенка в познании окружающего мира доступным для него способом – самостоятельным исследованием мира, то в процессе элементарной исследовательской деятельности будут успешно развиваться его познавательные интересы.
Цель:
Развитие у дошкольников навыков исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, размышлению,эксперементированию. и умения применять полученные навыки на практике
Задачи:
. Развивать у детей элементарных представлений о проектной деятельности, о науке
Расширять представлений детей об окружающем мире, о свойствах предметов через собственную эксперементальную деятельность
Учить понимать взаимосвязи в природе
. Развивать мыслительные операции: анализ, классификация, сравнение, обобщение
Развивать коммуникативность, элементарный самоконтроль и регуляции своих действий.
Совершенствовать самостоятельность, наблюдательности;
Учить понимать взаимосвязи в природе
Дать знания детям о планете Земля, ее месте в Солнечной системе, о разнообразии природного и животного мира, научить детей относиться к планете Земля как к общему дому для всех людей, видеть красоту Земли, воспитать желание беречь ее и изучать.
Формировать у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
Формировать умение отразить в творческой деятельности полученные знания по теме, обобщать собственный опыт исследовательской работы;
РЕЗУЛЬТАТЫ :
В результате предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
У детей сформированы :- предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
- умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности
Активизировалась речь детей, словарный запас пополнился многими понятиями по данной теме.
Повысился рост уровня любознательности, наблюдательности;
Появилось желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
I этап проекта – ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЕДАГОГА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РОДИТЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ
Формулирует проблему по данной теме. Принимают задачи проекта.
Обсуждают проблему проекта, цели и задачи. Координируют совместную деятельность по различным образовательным областям
Определяет задачи, намечает перспективу деятельности для решения проблемы. Участвуют в проведении викторин, конкурсов.
Моделирует ситуацию, позволяющую выделить проблему. Составляют рассказы на заданную тему. Участвуют в анкетировании
Создает эмоциональный настрой и заинтересовывает родителей и детей на предстоящий проект.
Занимаются продуктивной деятельностью: Опыты и эксперименты
Совместно с детьми собирают информацию по теме.
Проводит анкетирование родителей на тему «Как вы считаете, нужно ли… Собирают совместно с родителями информацию по теме проекта Отвечают на вопросы анкеты
Обсуждает с родителями цель и задачи проекта. Готовят сообщения по разделам проекта. Высказывают свое мнение о значении данного проекта.
Стимулирует детей в сюжетно-ролевой игре к развитию разнообразных сюжетов Предоставляют:
- макеты
- фотоматериалы
- открытки
- картины, схемы
- материалы и оборудования для опытов и эксперементов
II этап проекта – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ
Составляет перспективный план работы по теме проекта Расширяют систематизируют знания : Читают детям познавательную и художественную литературу. В образовательной деятельности художественно- эстетической направленности музыкальный руководитель.
Осуществляет сбор и систематизирует информацию по теме Отражают полученные знания в составлении рассказов, стихах, танцах, сюжетно-ролевых играх. В образовательной области оздоровительной направленности педагог по физической культуре знакомит и играет вместе с воспитанниками в п и.
Читает детям познавательную и художественную литературу по теме проекта.
Подготавливает детей к составлению рассказов.
Предоставляет родителям памятку о сборе материала.
Составляет и оформляет список дидактических игр
Собирает материал по пословицам на тему: «Родина», «Земля»»Солнце»»Планета» Луна»
Собирает материал
Разрабатывает цикл бесед и занятий по теме проекта
Оформляет альбомы: Составляют и сочиняют синквейны., рассказы.
Оформляет:
- дидактические игры,
- схемы-
Участвуют в оформлении дидактических игр
Собирают библиотеку на тему проекта
Организует выставки на темы:-
III этап проекта – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАДАЧИ УЧАСТНИКИ СРОКИ
НОД «Что такое наука?» Познакомить детей с понятием наука
Воспитатели и дети 1 неделя октября
Просмотр презентации «Лаборатория» Познакомить детей с лабораторией
Воспитатели и дети 1 неделя октября
Просмотр мультфильма «Лаборатория» Познакомить детей с лабораторией
Воспитатели и дети 1 неделя октября
Беседа «Мы ученые исследователи»
Воспитатели и дети 1 неделя октября
Опыт НОД «Как земля вращается вокруг солнца»
Воспитатели и дети 1 неделя октября
Пословица «Много снега, много хлеба» Выучить с детьми пословицу
Воспитатели и дети 1 неделя октября
НОД «Луна спутник Земли» пособие Развивать воображение, чувство композиции и мелкую моторику Воспитатели и дети 2 неделя октября
НОД «Наш дом - Земля "
Воспитатели и дети 2 неделя октября
Чтение «Сказка о земле» Развивать умение слушать, интерес к чтению художественной литературы Воспитатели и дети 2 неделя октября
Составление синквейнов «Земля» Научить детей составлять синквейн
Воспитатели и дети 2 неделя октября
Заучивание загадок о земле Воспитатели и дети 2 неделя октября
Выучить пословицу «Земля вертится и мы с ней вместе» Познакомить детей с пословицей
Воспитатели и дети 2 неделя октября
Рисование «Чудесная планета земля» Развивать воображение и чувство композиции
Воспитатели и дети 2 неделя октября
Составление рассказов на тему «Интересные факты из жизни морских животных»
Воспитатели и дети 2 неделя октября
НОД «Морские животные» лепка Воспитатели и дети 3 неделя октября
НОД «Луна спутник земли» Воспитатели и дети 3 неделя октября
Составление синквейнов «Луна» Научить детей составлять синквейн
Воспитатели и дети 3 неделя октября
Проблемная ситуация «Что было бы, если бы не было земного притяжения»
Воспитатели и дети 3 неделя октября
НОД аппликация «Полет на луну» Воспитатели и дети 3 неделя октября
Сюжетно ролевая игра «Космическое путешествие
Воспитатели и дети 3 неделя октября
Выучить пословицу «Солнце греет сильнее, когда нет облаков»
Познакомить детей с пословицей Воспитатели и дети 3 неделя октября
Чтение албанской сказки «Луна и солнце друг другу в гости ходили» Развивать умение слушать и интерес к чтению художественной литературы
Воспитатели и дети 3 неделя октября
Оригами «Самолет» Развивать воображение и мелкую моторику
Воспитатели и дети 4 неделя октября
НОД «Почему земля вращается» Воспитатели и дети 4 неделя октября
Загадки о животных Воспитатели и дети 4 неделя октября
IVэтап проекта – ИТОГОВЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАДАЧИ УЧАСТНИКИ СРОКИ
Презентация мини – музея Рассмотреть все экспонаты
Воспитатели и дети 4 неделя октября
Итоговое мероприятие «Презентация проекта» "Элементарная физика в природе"
Предоставление детьми интересных фактов из жизни морских животных, подтверждающих, что в жизни все взаимосвязано Показать применение фактов для более полного понимания природы
Воспитатели и дети 4 неделя октября
Обработка и оформление материала Систематизация всех материалов. Анализ проделанной работы Воспитатели 4 неделя октября
Анализ результатов проекта. Значимость проекта для детей и родителей.
Воспитатели 4 неделя октября