Татьяна Солдатова
Познавательно-исследовательский проект: «Безопасность отдыха детей на природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно –
исследовательский проект :
«Безопасность отдыха детей на природе»
(логопедическая подготовительная к школе группа)
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
1. Паспорт проекта
2. Актуальность
3. Гипотеза проекта
4. Цели и задачи
5. Ожидаемые результаты
6. Методы и приемы реализации проекта
7. Материально – техническое обеспечение проекта
Публикация «Познавательно-исследовательский проект: „Безопасность отдыха детей на природе“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность на природе, в лесу
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
8. План – график работы по проекту
9. Результаты проекта
10. Список использованной литературы
11. Интернет ресурсы проекта
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта : «Безопасность отдыха детей на природе»
Вид проекта : краткосрочный, познавательно – исследовательский, групповой проект
Автор проекта : воспитатели МДОУ «Ряжский детский сад №10» Глухова О. В., Солдатова Т. В.
Участники проекта : воспитатели, дети логопедической подготовительной группы, родители.
Сроки реализации: 1 неделя.
Результат проекта : презентация, альбом рисунков (совместная деятельность детей и родителей, оформление памятки:
«Что делать при отравлении грибами»,
«Как вести себя при встрече с животными»
2. АКТУАЛЬНОСТЬ
Основная задача в работе дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья детей. Взрослые (педагоги и родители) должны оберегать и защищать ребенка, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой с опасными жизненными ситуациями. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Это удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности («я сам», но ещё не умеют адекватно оценивать свои силы и возможности, а еще у них недостаточный опыт поведения в сложных ситуациях, неумение использовать знания безопасного поведения. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Проведя анализ знаний детей группы по теме : «Лес в жизни человека», мы выяснили, что ребята знают очень много, но возник вопрос, а что еще мы можем узнать о лесе? Поступило предложение - «Таит ли лес опасности?»
Мы предложили ребятам поразмышлять над этим вопросом дома вместе с родителями. Утром дети высказали свои мысли и предположения. Мы всей группой решили разобраться с этой ситуацией. Составили план:
1. «Правила поведения в природе»
2. «Опасные насекомые»
3. «Ядовитые растения»
4. «Не все грибы съедобные».
5. «Правила поведения при общении с животными?»
Исходя из этого, возникла необходимость в составлении и реализации педагогического проекта, в основе которого лежит формирование у детей навыков безопасного поведения в природе. В связи с этим нами была выбрана тема проекта : «Безопасность отдыха детей на природе».
Проблема: Нужно ли соблюдать правила поведения в лесу?
3. ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
– Какие опасности ожидают нас в лесу?
– Что произойдёт, если не беречь природу?
– Можно ли так сказать: «Если ты знаешь, какие правила нужно соблюдать при отдыхе на природе, то ты защищён!»
4. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
– Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе;
– Формирование навыков безопасного поведения, умение самостоятельно применять их в жизни.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
• Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей;
• Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира, представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• Формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе, сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы;
• Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними;
• Дать представления о последствиях неправильного поведения в природе (об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья);
• Познакомить детей с природоохранными и запрещающими знаками;
• Развивать познавательный интерес к миру природы, умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог;
• Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей, поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой;
• Воспитывать экологическую культуру: желание беречь и охранять природу, помогать друг другу в беде.
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– У детей сформируется интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с природой;
– Дети будут владеть информацией об основных правилах безопасного поведения в природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;
– Дети овладеют навыками безопасного поведения в различных опасных ситуациях в природе;
– Воспитанники будут проявлять способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества и принимать активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах;
– Повысится степень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе;
– У детей разовьются партнерские отношения при совместной деятельности, сформируется умение детей высказывать идеи и предложения;
– Будут различать, и называть природоохранные и запрещающие знаки.
6. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Наблюдения, беседы, эксперименты, моделирование, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, часть ООД: ознакомление с окружающим, развитие речи, экология (вариативная часть, рисование, аппликация, лепка (выставки, музыка (досуги и развлечения, чтение художественной литературы.
7. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Консультативный материал для родителей, подборка детской художественной и научно – познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты ООД с детьми, картотека дидактических игр, подвижных игр и СРИ, подборка опытов, подборка бесед, наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал, развивающее лото. Использование ИКТ: Музыкальный центр, СD – диски, компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат, видеокамера.
8. ПЛАН - ГРАФИК РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП- ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
Задачи:
• Формировать умение наблюдать за поведением людей, их поведения в различных ситуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь.
• Привлечь родителей воспитанников к участию в реализации проекта по воспитанию навыков безопасного поведения в природе
1. Погружение в проблему показ презентации «Правила поведения в лесу», беседа «Какие опасности нас ожидают в лесу?»
Подбор библиотеки, методической, художественной и познавательной литературы, открыток, DVD-дисков, наглядно-дидактических и наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
• Составление и подбор конспектов познавательных занятий и бесед.
• Изготовление запрещающих и природоохранных знаков.
• Составление плана – схемы проекта, включение в план-схему проекта занятий, бесед, игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр и других видов детской деятельности.
• Подготовка консультации, буклета и выступления на родительском собрании.
2. Создание и просмотр презентаций «Правила поведения детей в лесу», «Экологические ситуации», «Лес и человек»
3. Сюжетно ролевая игра: «Лесное происшествие», «Юные спасатели», «Первая помощь при отравлениях», «Будем дружно жить!»
4. Музыкальная деятельность: прослушивания записей: "Тишина леса", "Голоса птиц", "Голоса леса", «Голоса животных».
5. Просмотр учебных мультфильмов: «Съедобные и несъедобные грибы», «Лекарственные и ядовитые растения», мультфильм: «На лесной полянке»
6. Акция «Подари книгу детскому саду» (произведения о природе).
7. Оформление родительского уголка: размещение консультаций: «Природа в окружение ребенка», «Растения могут быть опасными», «Если ребёнок потерялся в лесу» рекомендаций по теме проекта.
8. Памятки для родителей: «Что делать при отравлении грибами?», «Как вести себя при встрече с животными» рекомендаций по теме проекта.
II. ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
Создание тематического планирования «Обучение детей безопасному поведению в природе» через подбор наиболее эффективных методов работы с дошкольниками и разнообразных форм взаимодействия с родителями.
Задачи:
• Стимулировать развитие наблюдательности, интерес к познанию окружающей среды, к проблемам возникновения опасных ситуаций.
• Формировать навыки безопасного поведения в природе, через проведение развивающих, дидактических и подвижных игр, ситуативно-имитационного моделирования, умение вести себя в сложных ситуациях, стремление прийти на помощь, оказывать первую медицинскую помощь.
• Способствовать активности и заинтересованности родителей в воспитании безопасного поведения детей дошкольного возраста в природе.
• Работа с детьми проводится на протяжении всей недели.
Темы дня:
Понедельник: «Правила поведения на природе» – дети должны знать, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, иметь знания о явлениях природы.
Вторник: «Опасные насекомые» - дети должны знать: что даже опасные насекомые нужны природе, а также какие действия вредят природе, губят её, а какие способствуют её восстановлению.
Среда: «Ядовитые растения» - дети должны уметь различать съедобные ягоды и ядовитые растения, правильно их называть.
Четверг: «Не все грибы съедобные» - дети должны уметь различать грибы (съедобные и несъедобные) по внешнему виду.
Пятница: «Правила поведения при общении с животными –что надо делать, если тебя укусило какое – ни будь животное» - дети должны знать, что контакты с животными и насекомыми могут быть опасны.
III. ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель: внести корректировки в тематическое планирование по «Безопасность отдыха детей на природе».
Задачи:
• Обобщить результаты работы по проекту «Безопасность отдыха детей на природе».
• Определить степень освоения детьми знаний о безопасном поведении в природе.
• Оформить памятки: «Что делать при отравлении грибами», «Как вести себя при встрече с животными», выставку семейного рисунка: «Дети и природа».
• Подготовить и провести презентация результатов проекта : «Безопасность отдыха детей на природе» на педагогическом совете.
Основные направления реализации проекта
по образовательным областям в соответствии с ФГОС
Раздел
программы Виды детской деятельности
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Юные спасатели», «Лесное происшествие», «Первая помощь при отравлениях», «Будем дружно жить!»
Дидактические игры: «Найди, исправь ошибку», «Как избежать неприятности?», «Береги природу», «Хорошо, плохо», «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Съедобные – несъедобные ягоды»,
«Что будет, если …», «Не всякому грибу место в лукошке», «На лесной полянке», «Лесные звуки»
Настольно-печатанные игры: «Земля и её обитатели», «Парочки», «Лото-ассоциации», «Пищевые цепочки», «Зеленый дом»
Познавательное развитие
ООД 1. «Через добрые дела можно стать юным Экологом» Николаева стр. 47,
2. «Опасные насекомые» Белая стр. 49
3 «Правила поведения на природе» Белая стр. 47
Показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе»
Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей»
Игровая ситуация: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу», «Осторожно! Я кусаюсь…»
Просмотр презентации: «Правила поведения в лесу»
Видеозапись: «Съедобные и несъедобные грибы», «Лекарственные и ядовитые растения»
Рассматривание репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Перед грозой» И. И. Шишкин; «Берёзовая роща» Левитан И. И. ; «Дубы» Васнецов В. М.
Рассматривание альбома: «Жалобная книга природы», «Ядовитые растения», «Лекарственные растения»
Рассматривание плакатов: «Запрещающие правила поведения в природе», «Разрешающие правила в природе»
Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за поведением младших и старших детей на других участках
Опытно -исследовательский деятельность
Опытно - исследовательский деятельность: изучение природоведческой литературы, поиск информации в детских энциклопедиях (совместно с родителями)
«Мы исследователи» - разработка правил поведения в природе, «Мастера в лесу» их задача – найти и собрать оригинальный материал для творчества и поделок (мох, куски коры, листья, шишки).
Дома дети реализуют замыслы
Опыт: «Гром и молния» (с воздушными шарами)
Вариативная часть экология
С. Н. Николаева
ООД: «Лес в жизни человека - ядовитые растения»
Николаева стр. 115
Экологический час: «Гуманное отношение к природе – не все грибы съедобные» Горькова стр. 135
Экологическая тропа: «Птицы леса», «Растения леса», «Насекомые леса»
Цикл наблюдений: за поведением детей на участке, за трудом людей в природе, за растительным миром на детском участке
Рассматривание картин: «Звери наших лесов» (альбом). «Плакаты об охране природы», серия картин С. Н. Николаевой
Речевое развитие ООД 1. Чтение: «Экология в картинках» Николаева стр15
2. Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес, дремучий лес» С. Погорельского
3. Составление рассказов на тему: «Осторожно с собаками, кошками, пчёлами, змеями, клещами!»
(Правила поведения при общении с животными)
Творческие рассказы детей по темам : «Как мы семьей отдыхали в лесу»
Создание альбома: «Дети и природа» (рисунки,
«Загадки в картинках»
Беседы: «Зачем люди ходят в лес», «Земля – наш общий дом», «Будь внимателен и осторожен», «Мы – юные друзья природы», «Лес и здоровье», «Зачем знать правила поведения в природе», «Все нужны на Земле», «Как вести себя в лесу», «Не дразните собак…»
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, народные приметы:
По лесу ходи – под ноги гляди.
Лес не школа, а всех учит.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Враг природы тот, кто лес не бережет;
Чтение сказок: В. Даля «Война грибов с ягодами», «На лесной тропинке»
Чтение рассказов: «Белкин мухомор» Н. Сладков, «Кто охраняет полянку» Дмитрова, «В гостях у насекомых»
В. Танасийчук, «Беспризорная кошка» Б. Житков
Чтение стихотворений: «На земле исчезают цветы»
Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять» Н. Рыжова, «Есть одна планета – сад» Я. Аким, «В лесу» И. Белоусов, «Гость в лесу» Н. Красильникова, «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов, «Однажды в лес…» Г. Ладанников, М. Боровицкая «Разговор с пчелой», А. Барто «Весенняя прогулка»
Отгадывание загадок: о лесе, о его обитателях
Просмотр познавательные мультики : «На лесной поляне»
Художественно - эстетическое развитие Прослушивание записи: «Голоса птиц», «Звуки природы»
Лепка: «Волшебный лес полон чудес»
Рисование: 1. «Чтобы я хотел видеть на Земле»
2. Плакат: «Охрана природы – экологические знаки»
Аппликация:
1 «Кого или что мы можем встретить в лесу?»
2. «Лягушка квакушка»
Конструирование из бумаги способом оригами:
«Животные наших лесов»
Акция: «Берегите первоцветы» (совместное мероприятие воспитателей и детей)
Физическое развитие Физкультминутка: «Вместе по лесу идём», «Боровик», «За малиной»
Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Вышли пальчики гулять», «Уж как шла лиса по тропке», «Явления природы»
Подвижные игры: «Медведи и пчелы», «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки», «Совушка», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Перелет птиц», «Охотники и зайцы», «Удочка»
Взаимодействие с родителями Папка – передвижка: «Природа в окружение ребенка»,
«Растения могут быть опасными»
Консультация для родителей: «Общение с природой - прекрасно или опасно?», «Если ребёнок потерялся в лесу» Памятки для родителей «Как вести себя при встрече с животными», «Что делать при отравлении грибами?»
Выставка семейного рисунка: «Дети и природа»
Итоговое мероприятие: досуг для родителей и детей : «Чтобы не было беды»
9. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
1. Дети умеют правильно вести себя в природе
2. Пополнились знания об опасных ситуациях в природе (дети отличают съедобные грибы от несъедобных, лекарственные растения от ядовитых, проявляют бережное отношение к природе
3. Имеют представление о последствиях неграмотного отношения к природе
4. Сформирование умение детей высказывать идеи и предложения
5. Созданы в группе необходимых условий по ознакомлению детей с природой (подбор библиотеки, фонотеки, развивающих игр, оформление альбомов рисунков)
6. Умение 60% детей высказывать идеи и предложения
7. Способствует развитию у родителей интереса к формированию основ безопасного поведения детей в природе.
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников»
2. Веракса Н, Галимов ОР «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
3. Горькова ЛГ, Кочергина АВ, Обухова ЛА «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
4. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. "Безопасность : учебное пособие по «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
5. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
11. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/04/30/didakticheskie-igry-po-osnovam-bezopasnosti