Тынкова Ольга
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Ознакомление со свойствами стекла и металла»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила и провела: воспитатель ГБОУ школа N51 Тынкова О. И.
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах стекла и металла через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Металл. Свойства металла
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
2. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах стекла и металла : гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, тяжелый-легкий, металл нагревается, стекло бьется.
3. Учить предметы по характерным признакам.
4. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.
5. Знакомить с профессиями людей, работающих со стеклом и металлом.
Развивающие:
1. Вырабатывать навыки полного ответа на вопрос воспитателя.
2. Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.
3. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
4. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности, развивать способность сравнения и классификации.
5. Продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей стремление узнавать новое.
2. Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.
3. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Методические приемы: Сюрпризный момент, игра, действия с предметами, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.
Словарь: металлический, стеклянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, тяжелый, легкий, стеклодув, сталевар.
Материалы и оборудование:
таз с водой, ложка, крышка железная, железная шкатулка, шарик, стакан стеклянный, стакан металлический, банка, ваза, стеклянная и металлическая пластинки, картинки с изображением доменной печи и работы стеклодува, вулкана. сталеваров, раздаточные картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов.
Ход нод:
Дети сидят полукругом, возле стола. На столе стоят два подноса, накрытые тканью. В одном предметы из металла, а на другом из стекла. Ребята сегодня у нас очень интересное занятие, а вот о чем оно будет вы знаете когда отгадаете загадки. Загадка первая :
Не влетят в наш домик мошки. И тепло нам и светло. Очень прочное в окошке И прозрачное. (стекло) Дети отгадывают. Правильно на этом подносе лежат стеклянные предметы. Загадка вторая: Оно варилась долго, В доменной печи, Чтобы потом нам сделали Ножницы, ключи.
Правильно, это загадка про металл. На втором подносе лежат предметы металлические. Давайте рассмотрим, какие интересные предметы у меня на столе, чего тут только нет, давайте назовем, все что тут лежит. Дети называют. -А вот интересно, почему одни предметы вместе на первом подносе, а другие на втором? Дети отвечают. На первом подносе все предметы стеклянные, а на втором все металлические. – А вы любите играть в прятки? Давайте поиграем, Я сейчас спрячу вот этот шарик, а вы будете искать, где он. Раз, два, три шарик найди! Воспитатель прячет шарик в стакан. Дети его быстро находят. - Ребята как же вы так быстро нашли шарик, я его так хорошо спрятала? Дети отвечают. -А каким свойством обладает стекло, что вы так сразу увидели через него шарик? Правильно, оно прозрачное. А скажите, где еще люди применяют прозрачное стекло? Дети называют. (очки, окна, лампочки и тд.) -Правда хорошо, что люди придумали стекло, представьте если б у нас в группе не было б прозрачных окон, было бы темно и ничего не видно. Продолжим нашу игру в прятки? Я сейчас опять спрячу шарик, а вы его будете искать. Прячет шарик в металлическую шкатулку. -Раз, два, три, шарик найди! Дети ищут шарик, и догадываются что он в коробочке. -Скажите, а теперь было сложнее шарик искать? Мы не увидели шарик, а только смогли услышать, как он гремит в коробочке, а все потому что она какая? Правильно, непрозрачная. А теперь давайте возьмем по одному предмету в руки. Дети берут предметы с подносов. Будьте аккуратнее со стеклянными предметами, ведь если их уронить, что может случиться? Правильно, оно может разбиться, значит, стекло обладает таким свойством, которое называется хрупкость. А если мы уроним металлические предметы, что произойдет? Давайте проверим, уроним коробочку. Ничего не произошло. Значит, стекло хрупкое, а металл прочный. А теперь давайте проверим еще одно свойство стекла, что будет, если налить в прозрачный стакан воды? Посмотрите, вода не вытекает из него и нам видно через стакан, сколько там налито воды. Значит стекло обладает свойством не проливать и удерживать воду. А теперь давайте проведем эксперимент. Что будет если положить в воду, стеклянную пластику и ложку железную. Дети кладут в таз пластинку и ложку и делают выводы, что ложка тонет и стекло тоже. А если положить кусочек дерева, что с ним будет? Правильно, оно не утонет. Значит, мы увидели что стекло и металл тяжелые, и тонут в воде. А теперь давайте ощупаем наши предметы, какие они на ощупь, правильно, гладкие и твердые, а по запаху их можно различить, давайте понюхаем. Дети отвечают. А по звуку? Давайте поиграем в игру «Что звучит?» Я буду стучать палочкой по предметам, в вы закроете глаза, и будете мне говорить, что звучит. Дети отвечают что звучит. Мы узнали, что по звуку можно отличить стекло и металл. Звук у них разный.
Физминутка: игра «Где чей дом» На ковре стоят два стула, на одном стоит стеклянный стакан, на другом металлический. Дети берут картинки с изображением предметов из стекла и металла и бегают под музыку, как только музыка закончится, предметы находят свой дом. Игра повторятся три раза.
-Ребята, а вы знаете, откуда человек берет железо и стекло? Вот послушайте такую историю. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Это гора называется вулкан. Когда извержение закончилось, камни остыли и стали очень прочными. Люди это заметили, и поняли, что из такого камня топор получается крепче чем из обычно камня или дерева. И ножи из таких камней крепкие и иглы. И придумали название таким камням - металл. Но вулканы бывают не везде, и человек думал, думал и придумал построить печь, чтоб в ней варить железо. Это доменная печь. И люди, которые работают возле нее, называются сталевары или металлурги. И как делать стекло человек придумал тоже очень давно. Обычный чистый песок и специальные добавки расплавляют при высокой температуре. И получается прозрачная паста, из которой вытягивают листы. Эти листы остывают, и мы получаем стекла, например для окон. А как называется профессия человека, работающего со стеклом? Стекольщики. А вот интересная работа у стеклодува, он делает красивые вазы, графины, игрушки и даже цветы. Вот сколько нового мы узнали про стекло и металл. Давайте вспомним, что мы узнали? Дети отвечают.