Анастасия Варова
Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности, которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Задачи познавательно – исследовательской
деятельности дошкольников
1. Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
2. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
3. Развивать поисково – познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.
1. О мире животных, растений и условиях, необходимые для их роста и развития.
2. О материалах: бумага, ткань, дерево, пластмасса.
3. О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.
У нас в группе познавательно - исследовательская деятельность проходит как фронтально, так и индивидуально и всегда с большим интересом и очень азартно.
«Такая разная ткань».
Цель: узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства.
Понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.
Формировать понятие о ткани, как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду.
-Дети рассматривают разные виды тканей, обращают внимание на общую характеристику материала: (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж). Сравнивают ткани по их свойствам; учатся понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.
«Рассматривание песка через микроскоп».
Цель: Определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Вывод: Из чего состоит песок? Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.
«Потребность растений в воде».
Цель: Уточнить представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.
«Веселые кораблики» (плавучесть предметов).
Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательнуюактивность детей в процессе проведения опытов.
Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
«Мир бумаги»
Цель: Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная). Сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.
Вывод: Мы узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает, все зависит от материала, из которого они сделаны.
«Измерение размеров изображения с помощью линз».
Цель: познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.
«Мир насекомых».
Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, передвижении.
Вывод: внешний вид насекомых очень разнообразный, способы передвижения разные. Есть полезные насекомые и вредоносные.
«Что мы знаем о времени»
Цель: рассказать об измерении времени, разновидности часов. Закрепить понятие «беречь время».
«Измерили глубину снега».
Цель: формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
Вывод: глубина снега везде разная. Где солнечно, там меньше. Где солнца немного, там сугробы выше.
«Следы на снегу».
Цель: учить сравнивать и сопоставлять следы: человека и животных.
Вывод: следы человека остаются более глубокими, чем следы домашних животных.
«Волшебный шарик».
Цель: установить причину возникновения статического электричества. Осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду и начинают прилипать кусочки ткани шар, волосы, одежда. Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется - шар падает.
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.