нина петухова
Конспект НОД «Знакомство со свойствами стекла, металла и резины»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД
«Знакомство со свойствами стекла, металла и резины»
(подготовительная группа)
Выполнила: Петухова Нина Николаевна
2016 г.
Цель:
Познакомить детей со свойствами резины, стекла и металла путем элементарного экспериментирования;
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Знакомство со свойствами стекла, металла и резины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Резина. Свойства резины
- Свойства материалов и веществ
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
1. Научить группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (стекло, металл, резина).
2. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами резины, стекла и металла.
3. Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов, обследование предметов.
4. Закреплять умения, выделять признаки предметов, называть их.
5. Воспитывать наблюдательность, внимание.
6. Обратить внимание дошкольников на то, что все свойства учитываются при изготовлении вещей из этих материалов.
Методы и приемы: беседа, показ, наглядный, словесный
Предварительная работа: предшествующие занятия по ознакомлению со свойствами пластмассы, дерева, ткани, игры-эксперименты «Из чего сделаны предметы?»
Активизация словаря: упругое, прочное, звучащее, прозрачное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, твердое, мягкое, легкое, тяжелое.
Материал: банка с водой, карандаш, шарики, стеклянные – стакан, пластины, пробирки; металлические – кружка, пластины; резиновые – воздушные шары, перчатка, ластик. Разные предметы из стекла, металла и резины.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами отправимся в лабораторию. Давайте посмотрим, что стоит на столах.
На первом столе – все предметы из стекла, значит, они какие? (Стеклянные).
Воспитатель: На втором столе – все предметы из металла, значит они какие? (металлические).
Воспитатель: На третьем столе все предметы из какого материала? (из резины).
Воспитатель: Значит они какие? (Резиновые).
Воспитатель: Ребята, все предметы которые нас окружают, сделаны из разных материалов. Давайте вспомним, какие материалы мы знаем. (Ткань, дерево, стекло, пластмасс и т. д.)
Воспитатель: Есть ли у нас в группе предметы из этих материалов? (называют).
Воспитатель: Молодцы.
А теперь мы с вами определим, какими свойствами обладает каждый материал: стекло, металл и резина.
Давайте возьмем цветные шарики и бросаем их 1-стол – в стакан, 2 стол – в металлическую кружку, а 3 – стол – в резиновую перчатку.
Поднимите свои предметы, где лежат шарики. Посмотрите, где сразу видно шарик. (В стакане).
Воспитатель: А каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него шарик? Стекло, какое? (прозрачное) Давайте скажем все вместе: «Прозрачное». А где еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство-прозрачность? (Из стекла изготавливают стекла автомашин, стенки аквариума, очки, стекла вставляют в рамы окон, лампочки и т. д.)
Хорошо, что люди придумали стекло. Что бы было, если бы у нас в домах и детском саду не было стеклянных окон? (Было бы темно, не было бы солнца и света в доме, не видели бы через окно природу).
В металлической кружке шарик виден? (нет). Если стекло прозрачное, то металл, какой? (непрозрачный).
Воспитатель: Правильно, металлическая кружка не прозрачная. Повторим все вместе: «Непрозрачная».
А в резиновой перчатке шарик виден? (нет).
Воспитатель: значит она какая? (непрозрачная).
Воспитатель: выложим схему.
А теперь попробуем дотронуться до предметов карандашом. Стекло и металл издает мелодичный звук.
А резина издает звук? (нет)
Схема.
(Беру стекло и кидаю об пол). Что происходит?
Стакан ударился о пол, и он разбился. Значит, стекло обладает еще одним свойством. Какое это свойство? (стекло хрупкое)
(выкладываем схему).
А металлическая кружка тоже хрупкая? (нет).
Проверим? (бросаем на пол). Что произошло с металлической кружкой? (она осталась целой).
Итак, значит стекло – хрупкое, а металл – прочный.
Бросаем резиновую перчатку. Что произошло? (ничего, осталась целой). Значит резина, какая? (прочная).
(схема).
Проведем еще один эксперимент. Ребята, если мы возьмем стеклянную, металлическую и резиновую пластины и отпустим их в воду, что с ними произойдет? (Дети проделывают опыт).
Правильно, они погрузятся в воду. Значит, стекло, металл и резина какие : тяжелые. Они тяжелее воды. Но резина бывает не только тяжелой, но и легкой. (опыт). А если в воду положить деревянную пластину? (она будет плавать). Значит дерево – легкое. (схема).
Итак, стекло и металл тяжелые, а резина бывает тяжелой и легкой.
Ребята, как вы думаете, стекло, металл и резина пропускают воду или нет? Давайте проверим? Проведем еще один опыт – нальем воду в стеклянный, металлический стакан и в резиновый шарик. Посмотрите, вода не выливается, не просачивается, а прочно удерживается во всех предметах. Значит, стекло, металл и резина обладают одним общим свойством, каким? (водонепроницаемостью). (Показ схемы).
А теперь давайте попробуем согнуть стекло, металл и резину. Посмотрите, резину натягиваем и отпускаем и она принимает свою первоначальную форму. О каком свойстве мы можем сказать? Это свойство мы уже встречали с вами у пластмассы. (упругость).
Со стеклом и металлом получилось? (нет). Значит, если резина – материал мягкий, то стекло и металл какой материал? (Твердые).
А теперь проведем рукой по стеклянному предмету, металлическому и резиновому. Какое свойство вы можете выделить у стекла, металла и резины, если по ним провести рукой? (они гладкие).
А сейчас зажмите в кулачок в одну руку стеклянный предмет, а в другую руку – резиновый. Какой предмет холодит руку? (стеклянный). Значит, о каких еще свойствах стекла и резины мы можем сказать? Стекло, какое? (холодное). А резина, какой материал? (теплый). Стекло холоднее, чем резина. А теперь берем металлический предмет и резину. Что холоднее? (металл). Значит, металл и стекло холодный материал, а резина – теплая.
А теперь немного отдохнем.
Раз – присели, два – привстали, руки кверху все подняли.
Ели – встали, сели – встали, Ванькой – встанькой будто стали.
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч.
А сейчас давайте посмотрим презентацию на тему «Изделия из стекла, металла и резины».
Вспомним свойства стекла : прозрачное, издает мелодичный звук, хрупкое, водонепроницаемое, стекло тяжелее воды, твердое, гладкое, холодное.
Свойства металла : непрозрачный, издает мелодичный звук, прочное, водонепроницаемое, тяжелее воды, твердое, гладкое, теплое.
Свойства резины : непрозрачная, не издает звука, прочное, водонепроницаемая, тяжелая и легкая, упругая, гладкая, теплая.