Алла Гелашвили
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Вода — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно -исследовательская деятельность в старшей группе
Воспитатели: Гелашвили А. В
Цель: Расширять знания детей о некоторых свойствах воды.
Уточнить, что вода – важная составляющая всего живого.
Проблема: Недостаточность знаний детей о свойствах воды и значимости для всего живого.
Задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к воде. Дать понятие о ее рациональном использование.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Вода — это жизнь“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
2. Совершенствовать представления детей об отличительных признаках и важнейший качествах пресной и морской воды
3. Закреплять умения анализировать результат экскрементов, делать предположения и формулировать выводы.
4. Развивать коммуникативные навыки, познавательную активность, интерес к экспериментальной деятельности.
5. Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с различными веществами.
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, безопасность жизнедеятельности.
Предварительная работа
Чтение стихов, рассказов о воде. Рассматривание на глобусе водоемов с пресной и морской водой. Беседы о воде и ее использовании человеком и другими живыми существами на нашей планете. Просмотр познавательного мультфильма videouroki.net «круговорот воды в природе».
Творческая и экспериментальная ознакомительная деятельность с водой в разных состояниях на прогулке и в группе.
Ход деятельности
Ребята я вам приготовила сюрприз, но прежде чем я вам его покажу, я хочу, что бы вы отгадали мою загадку:
Он к себе не подпускает,
Всех водою обливает!
Брызгами он радует,
Светится как радуга!
Прямо как радуга!
Прямо как открытый кран.
А зовут его ….(фонтан).
Правильно, это фонтан, но не такой как в парках или на площадях а маленький домашний. Посмотрите, какой он красивый! (дети рассматривают фонтан и отмечают, что он не работает).
И правда, почему же он не работает? (нужно включить, нужна вода).
Ну конечно! Ребята, а как вы думаете, почему в фонтанах используют именно воду а не конфеты, например? Вот было бы здорово! (вода течет-она жидкая).
Да, конфеты нам не подойдут… А почему бы не налить туда молока или сок-они тоже жидкие как вода (примеси могут забить фонтан, жидкости нужно очень много, вода-это самая доступная жидкость).
Ну что ж, убедили! Вода так вода!
Воспитатель с помощью детей заливает воду в фонтан и включает его.
Я вот подумала, вода оказывается такая нужная! И попить, и умыться, и даже в фонтан нужна. А как вы думаете, она только нам людям нужна, или еще кому-нибудь?
Проводится дидактическая игра «Кому нужна вода»
Верно ребята, без воды все живое на земле погибнет! А раз так и стольким живым организмам она нужна, как вы думаете, хватит ли ее на всех? Вдруг она закончится? Давайте с вами посмотрим на карту – большую ее часть занимает вода ее очень много, где она находится?
(океаны,моря,речки,ручьи,озера,пруды).
А кто из вас был на море? Какой вкус у морской воды? (морская вода соленая)
Скажите, можем мы ее пить? (нет). А какую воду мы с вами пьем? (не соленую, пресную).
Давайте подумаем, в море вода соленая, а в океане какая? (соленая).
Где же тогда находится пресная вода? (реки, озера, ледники, айсберги) чего больше пресной или соленой воды? (соленой) Верно, поэтому, хоть воды на нашей планете и очень много но использовать ее нужно как? (экономно, разумно, рационально, не тратить зря).
А знаете ли вы, что только на нашей планете во всей солнечной системе есть вода! Иммено поэтому на ней появилась жизнь.
Предлагаю вам провести эксперемент в нашей лаборатории. Для этого нам нужно вспомнить правила безопасного поведения в лаборатории.
Коль с водой имеешь дело-
Рукова засучим смело!
Раз пролили- не беда!
Тряпка под рукой всегда.
Фартук друг- он нам помог,
И не кто здесь не промок!
(Проведение эксперементов с водой)
1. Вода прозрачна.
В стакан с водой положить мелкую игрушку. (можем видеть игрушку,значит вода прозрачная).
2. Подтверждение первичного вывода- подкрасить воду гуашь, повторить пункт1. Игрушка не видна (если в воду добавить краситель, она теряет прозрачность).
3. Вода не имеет запаха.
В один стакан с водой капнуть эфирное масло, в другой налить чистой воды, понюхать оба образца- (вода с маслом приобрела запах, чистая вода ничем не пахнет).
4. Вода растворитель.
Дети делятся на 4 команды:
1команда- растворяет морскую соль;
2команда-поваренную соль;
3-команда- сахар;
4-команда- песок
Команды делают выводы:
Морская соль растворяется дольше, чем поваренная;
Сахар растворяется быстрее, чем соль;
Песок не растворяется.
Значит, вода имеет свойство растворять в себе некоторые вещества, но не все.
5. Вода не имеет вкуса-
Дети, с помощью ложки пробуют на вкус 5 образцов воды:
С морской солью
С поваренной солью
С сахаром
С лимонным соком
Чистую воду
Вывод:
1.-горько-соленый
2.-соленый
3. сладкий
4-кислый
5.-безвкусный.
Значит в воде мы чувствуем вкус, растворенного в ней вещества, а чистая вода вкуса не имеет.
6. Вода-это жидкость, она не имеет форму.
Воду можно переливать, и она принимает форму сосуда, значит она жидкая и не имеет формы. (форму она может приобрести только после замерзания).
Выводы:
Дети вы сегодня очень много узнали о воде, вы все большие молодцы!