галина аметова
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно - исследовательской деятельности
«Удивительные свойства воздуха»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования. Расширить знание о свойствах воздуха, выявить его повсеместное присутствие. Создать условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Исследовательская деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
Задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха и способах его обнаружения; развитию наблюдательности детей; Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; Поощрять самостоятельные наблюдения.
Закрепить: свойства воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности;
Умение самостоятельно проводить опыты, делать выводы.
Активировать словарный запас: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, ученые, прозрачный, лёгкий, невидимый, опыты.
Воспитывать: внимание, сосредоточенность. Способствовать созданию радостного эмоционального настроения у детей.
Оборудование: трубочки для коктейля, емкость с водой, одноразовые стаканы, полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри.
НОД
Воспитатель и дети встают в круг.
Воспитатель:
«Доброе утро»
Доброе утро, глазки!
Вы проснулись?
Доброе утро, ушки!
Вы проснулись?
Погладить ушки, приложить ладошки за ушками
Доброе утро, ручки!
Вы проснулись?
Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.
Доброе утро, ножки!
Вы проснулись? Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.
Доброе утро, дети!
Мы проснулись!
Воспитатель: - Ребята, а вы любите приключения?
Ответы детей.
Воспитатель: предлагаю отгадать загадки и узнать, чем мы сегодня будем заниматься.
Его не видим и не слышим,
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: (воздух)
Воспитатель: правильно, это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, я предлагаю вам стать учеными и провести опыты. Приглашаю вас поработать в лаборатории. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят опыты. Все ученые соблюдают правила, когда проводят исследования.
1. Соблюдают тишину, чтобы не мешать другим.
2. Содержимое сосудов не пробуют на вкус.
3. Опыты проводят под наблюдением взрослого.
- Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории.
- Проходите, ребята в научную лабораторию и располагайтесь.
(Слышен стук в дверь заходит Чебурашка….)
Воспитатель: Здравствуй Чебурашка.
Чебурашка: здравствуйте ребята.
А что это вы здесь собрались?
Воспитатель: у нас сегодня интересное приключение, мы с ребятами будем говорить о воздухе, и проводить опыты.
Чебурашка: о воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята Чебурашке вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Чебурашка: Вот – вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!
Воспитатель: подожди, подожди, Чебурашка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Чебурашка: ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Чебурашке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1
Дети: Как это сделать? Он ведь невидим. Поймать его нельзя.
Воспитатель: Я помогу вам поймать воздух. (Дети присаживаются на стульчики, каждому раздают полиэтиленовые пакеты).
Посмотрите пакет пустой. Его можно сложить в несколько раз, смотрите какой он маленький. Теперь набираем в пакет воздух и закручиваем его.
- Что мы видим? (Дети: пакет наполнился воздухом).
- Какой стал пакет? (Дети: упругий, легкий)
- А теперь смотрите (поочередно, подставлять картон разного цвета). Воздух в пакетике, какой? (Дети: прозрачный)
Теперь выпустим воздух из пакета.
-Каким стал пакет? (Дети: он стал маленьким и в нем нет воздуха).
Воспитатель: Смотри, Чебурашка! Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли с ребятами это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Опыт 2
Воспитатель: Чем мы с вами дышим?
Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?
Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Какой мы сделаем вывод?
На воде появились пузырьки. Пузыри получаются из воздуха. Откуда взялись пузырьки? (Ответы детей: Это воздух, который мы выдыхали). Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? (Воздушные пузырьки поднимаются вверх). Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Не везде есть воздух? Как дышат в воде, в космосе?
Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и космонавты, когда отправляются в полет, берут запасы воздуха в специальных баллонах.
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Воздух легче воды. Есть даже такая игра «Мыльные пузыри». Мы дуем в колечко, и пузыри летят в разные стороны. Из чего пузыри? Из воздуха, значит, воздух мы можем увидеть в мыльных пузырях.
Воспитатель: перед следующим опытом давайте немного отдохнём. Давайте поиграем с Чебурашкой.
Физкультминутка.
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Опыт 3
Воспитатель: Поиграем с мячиком в прятки? Но сначала давайте рассмотрим
его. Какой он?
Ответы детей: круглый, упругий, мягкий
Воспитатель: Давайте опустим его в таз с водой. Что происходит с
мячиком? Почему он не тонет?
Ответы детей: мяч плавает, он лёгкий.
Воспитатель: Давайте погрузим мяч на дно ванночки, придержите его рукой, а теперь резко отпустите. Что произошло с ним?
Ответы детей: мячик выскакивает на поверхность воды
Вывод: Мяч заполнен воздухом, он лёгкий - лёгкие предметы не тонут, вода
выталкивает лёгкие предметы на поверхность.
Опыт №4
Воспитатель: Проведем следующий опыт – переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в таз с водой. Стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает вода в стакан? (нет) Почему? (предположение детей) В стакане есть воздух, и он не пускает туда воду.
Опыт№5
Воспитатель: Продолжаем опыты ребята! Снова опустите стакан в банку с водой, но теперь уже держать его надо не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха) Откуда они взялись? В стакане был воздух, воздух выходит из стакана и вода занимает его место. Мы говорили о том, что воздух есть везде!
Наши эксперименты подошли к концу.
Воспитатель: Чебурашка, тебе понравилась наша работа в лаборатории?
Чебурашка: Ребята, спасибо вам большое, столько интересных опытов провели и узнали о свойствах воздуха. До свидания.
Воспитатель: Ребята, мы с вами провели несколько опытов. Что сегодня мы узнали?
Ответы детей: «Воздух невидимый, не имеет запаха, может двигать предметы, есть внутри предметов».
Воспитатель: А Чебурашка для вас оставил подарки за правильные ответы мыльные пузыри.