Марьям Максутова
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе
В дошкольном образовании сегодня произошли и происходят большие перемены, основа которых заложена государством. Миссия дошкольного образования заключается в становлении и развитии личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.
Как отмечает В. Сухомлинский прежде чем давать детям знания, надо научить их думать, наблюдать, воспринимать.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Наблюдательность, любознательность, интерес к новому, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире является важнейшими чертами детского поведения. Ведь ребёнок по своей природе исследователь.
Задача педагога- помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для формирования таких процессов как самообучение, самовоспитание, саморазвитие. Исследования дают ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы "что?" и "как?" и "почему?". Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго.
Главное достоинство применения методов экспериментирования в детском саду в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
-идет обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы ребёнка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
-развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, делать выводы на основе увиденного.
-происходит накопления личного жизненного опыта и умственных умений (накопление фонда умственных приёмов и операций)
По количеству детей эксперименты могут быть: индивидуальные, групповые, коллективные. В нашем саду группы наполняемостью до 18 детей, поэтому удобнее проводить исследования с коллективом детей до 10 человек.
В исследовательской деятельности задействованы все виды анализаторов: слуховой, зрительный, обонятельный, тактильный, слуховой. Организация работы идет по трё м направлениям: человек, живая и неживая природа.
Для успешного решения задач экспериментирования необходимо создать в группе развивающую среду. Так называемую мини- лабораторию.
В мини- лаборатории должно быть необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности :
- приборы помощники
- разнообразные сосуды из различных материалов-прозрачные и непрозрачные ёмкости разной формы и объёма;
- природный материал: камне, почва, глина, песок, ракушки, шишки, каштаны, жёлуди, листья деревьев, разные крупы, мох и различные семена;
- бросовый материал нитки, резина, бумага разной фактуры и цвета, поролон, синтепон, мех, кусочки ткани;
- пищевой материал: соль, сахар, кофе, чай, мука, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, йод, зелёнка, гуашь, акварель;
- правила безопасности жизнедеятельности детей во время исследовательской деятельности (в символах).
Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающий интерес детей и позволяющий поставить вопрос для исследования.
предметом для исследования могут стать:
- реальные события: яркое природное явление (листопад);
- общественные события (праздник);
- события, специально "смоделированные" воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее не известным детям.
По причине проведения исследования могут быть:
- случайные (в мае пошел снег, сразу возникает вопрос "Почему?");
- запланированные (поставленные в ответ на вопрос ребёнка);
- иллюстрированный (дети знают конечный результат).
- поисковый (дети не знают каков будет конечный результат, но могут делать предположения)
Чтобы эксперимент прошел успешно нужно придерживаться следующего алгоритма:
1. Формулирование цели эксперимента.
2. Введение в ситуацию: в игровой форме мотивировать детей на включение в исследовательской деятельности.
3. Формирование опыта преодолевания затруднения самостоятельным путём под руководством воспитателя на основе экспериментов, опытов, исследований и наблюдений.
4. Актуализация знаний.
5. Затруднение в ситуации: под руководством воспитателя формируется опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
6. В систему знаний включаются новые знания.
7. Открытие нового знания: актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения-"если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает".
8. Осмысление. Подведение итогов деятельности на занятии с помощью рефлексии.