Елена Зайцева
Выступление на родительском семинаре-практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на родительском
семинаре - практикуме
«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Выполнила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Зайцева Елена Васильевна
«Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю»
Конфуций
Публикация «Выступление на родительском семинаре-практикуме „Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству.
Словесно-логическое мышление детей формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить, полученные действенным путем, результаты сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.
Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н. Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.
Как доказал Н. Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Игровая деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
Поэтому в своей работе с детьми использую исследования, эксперименты и опыты. Благодаря, этому дети постоянно находятся в творческом поиске. Для этого в своей группе мы вместе с детьми создали центр экспериментирования «Хочу всё знать!», где находятся необходимые предметы для творческого экспериментирования. В нашей группе между взрослыми и детьми существуют доброжелательные, дружеские, партнерские отношения, что является необходимым фактором в работе с детьми по ФГТ.
Проводя совместные эксперименты, дети учатся уважать мнение других детей, согласовывать свои действия, добиваться результата, радоваться совместным успехам.
В разных видах деятельности, ставим с детьми проблемы, дети выдвигают гипотезы их решения, самостоятельно их решают, используя, полученные ранее знания, делают выводы. Дети раскрепощены, заинтересованы, для этого я использую сюрпризные моменты. Своими эмоциями и загадочностью я вовлекаю детей в сказочный необычный мир.
В соответствии с ФГОС ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать. К этому можно прийти, если общаться с ребенком на равных, доверяя ему, помогая ему советом.
Используя в работе с детьми метод исследования и экспериментирования, я разработала конспект Непосредственно Образовательной Деятельности «Бусы для белочки», и поделилась своим педагогическим опытом работы с педагогами детского сада и родителями детей группы.
Я поставила перед собой цель - создание условий для расширения представлений детей о свойствах льда: тает в тепле, превращаясь в воду, на морозе вода – замерзает, превращаясь в лед.
При подготовке к непосредственно образовательной деятельности провела большую предварительную работу. Вместе с детьми проводили опыты и эксперименты с водой: «Текучесть воды», «Живительная сила воды», «Круговорот воды в природе» и многое другое.
Беседовали о временах года, сезонных явлениях природы, о домашних и диких животных. Проводили дидактические игры: «Кто где живет», «Кто, чем питается», «Узнай животного по описанию» и другие. Создали модель зимнего леса. Расставили ели, покрытые снежинками, которые вырезали дети с родителями. Под деревом расположили медвежью берлогу, разложили заячьи следы, ведущие под елку, где спрятался заяц.
Для экспериментирования создали «Ледяную мастерскую», приготовили необходимые материалы для экспериментирования: на подносах прозрачные стаканчики с водой, формочки для бус, розетки с гуашевыми красками, мерные ложки, салфетки.
Непосредственно образовательную деятельность я построила в форме сказочного путешествия в зимний лес.
Для решения воспитательных, развивающих и образовательных задач использовала проблемы, которые вставали перед детьми:
«Кто потерял ледяные бусы?»
«Где можно носить ледяные бусы?»
«Как пройти в зимнем лесу, по глубокому снегу?»
«Как помочь белочке?»
«Как получить ледяные бусы?».
Дети рассуждали, выдвигали гипотезы, находили решения проблем. Предлагали свои версии, например, сделать цветные ледяные бусы, добавив в воду цветные краски; заморозить воду на морозе или в морозильной камере.
В процессе «путешествия по зимнему лесу» развивали речь детей: научились выделять и называть свойства льда, подбирать описательные прилагательные к существительному во множественном числе, упражнялись в четком произношении текста стихотворения, научились самостоятельно вести беседу.
В работе с детьми использовала художественное слово:
1. стихотворения:
«Рано утром я, ребята, в детский сад сегодня шла…»,
«Вся земля в снегу, я на лыжах бегу…», «Снеговик»,
2. сюрпризные моменты: «Ледяные бусы», «Заяц под елкой», «Белка в гнезде (гайне) на елке», «Волшебный клубочек», «Цоканье белочки» (аудиозапись, «Угощение от белочки».
В ходе непосредственной образовательной деятельности дети меняли виды деятельности: дидактические игры и упражнения: «Какие бусинки?», «Чьи следы?», беседы: «Почему заяц белый?», «Где медведь?», «Для чего белке пушистый хвост?», подвижная игра «Лыжники», игровое упражнение «Снеговик», проводили эксперимент в «Ледяной мастерской», выполняли трудовые поручения: раскладывали раздаточный материал на столы, наливали воду в стаканчики, убрали свое рабочее место.
Итогом непосредственно образовательной деятельности стали результаты:
- научились самостоятельно решать проблему,
- делать выводы,
- самостоятельно экспериментировать,
- изготовили цветные ледяные бусы, путем экспериментирования,
- получили эмоциональное удовлетворение от оказанной помощи и от экспериментальной деятельности.