Ольга Курятникова
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников «Расскажем Незнайке о свойствах веществ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Расскажем Незнайке о свойствах веществ»
Цель. Развивать у дошкольников познавательную активность, совершенствовать
исследовательские способности.
Задачи:
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников „Расскажем Незнайке о свойствах веществ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
1) Формировать представления детей о свойствах твёрдых и жидких веществ, умение видеть возможности изменения величины и формы предметов, в зависимости от их свойств (твёрдый, жидкий, мягкий, реализовать их и получить результат («Познание»).
2) Упражнять детей в умении выполнять правила игры; воспитывать бережное отношение к предметам ближайшего окружения («Социализация»).
3) Развивать навыки диалогической речи, активизировать словарь (твёрдый, жидкий, мягкий, вещество, предмет, сломать, соединить в целое, разлить, перелить, разминать, пластилиновое чудо) («Коммуникация»).
4) Закрепить умение задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, развивать творческое воображение («Художественное творчество»).
5) Развивать двигательные действия («Физическая культура»).
Методы и приё мы:
- практические (игровая ситуация, экспериментирование, дидактическая игра, игровое задание, создание поделок из пластилина, зарисовка результата экспериментирования);
- наглядные (рассматривание предметов, картины; показ способа действий, наблюдение);
- словесные (ситуативный разговор, вопросы, рассказывание стихотворения, индивидуальные указания).
Материалы и оборудование: деревянная палочка, кусок мела, коробка пластилина, стакан с водой, пустой стакан, кубики, ёмкости разной формы, карточки – символы (кружки красного и синего цвета, лист белой бумаги, простой карандаш – на каждого ребёнка; картина «Разве дереву не больно!», мольберт, доска для рисования мелом, подставка для поделок.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно - исследовательская Рассматривание, обследование, экспериментирование, дидактическая игра, игровое задание.
Игровая Дидактическая игра, игровая ситуация
Коммуникативная Ситуативный разговор, вопросы, индивидуальные указания, использование стихотворения.
Продуктивная Лепка из пластилина, рисование карандашом.
Двигательная Физкультминутка.
Логика образовательной деятельности
1. Игровая ситуация «Незнайка просит помощь».
Воспитатель. Ребята, к нам пришёл Незнайка, у него есть просьба.
Незнайка. Я хотел порисовать мелом на доске, но мел сломался на два кусочка. Маленькие кусочки неудобно держать в руке.
Воспитатель. Как помочь Незнайке?
Дети. Надо дать ему ещё один большой кусок мела.
Воспитатель. А можно соединить два маленьких кусочка мела в один большой? (дети высказывают свои суждения). Давайте попробуем.
2. Эксперимент «Соедини части в целое».
Воспитатель. Возьмите кусочки мела и палочки (раздаёт детям куски мела и деревянные палочки). Что вы можете сказать о них? Чем различаются? Что у них общего?
Дети. Эти предметы из разного материала, разной формы и величины. Они твёрдые.
Воспитатель. Возьмите мел и сломайте его на две части. Так же сломайте палочки (дети выполняют задание). А теперь возьмите кусочки мела и попробуйте соединить их обратно так, чтобы получился один целый кусок.
Дети (пытаются соединить кусочки мела). Кусочки мела нельзя соединить в целый кусок.
Воспитатель. Попробуйте соединить в одно целое кусочки палочки.
Дети (пытаются соединить кусочки палочки). Части палочки тоже не соединяются.
Воспитатель. Итак, делаем вывод. Мел и палочки – твёрдые вещества. Если сломать твёрдые вещества, то его нельзя снова сделать целым.
А теперь надо зарисовать результат нашего эксперимента: целую палочку и сломанную палочку. (Дети выполняют задание).
3. Игровое задание «Найди твёрдый предмет».
Воспитатель. Пройдите по группе и найдите твёрдые предметы, которые, если сломать, невозможно соединить в целое. (Дети находят предметы, объясняют свой выбор).
Дети. Если порвать бумажную коробку или книгу, то сделать её целой нельзя. Сломанный карандаш нельзя соединить в целый. Ножку стульчика можно сломать, но потом нельзя сделать целым.
Воспитатель. Какой вывод можно сделать?
Дети. Нельзя ломать предметы, которые у нас есть, их надо беречь.
4. Рассматривание картины «Разве дереву не больно!»
Воспитатель. На улице нас окружают не только рукотворные предметы, а и природные объекты – деревья, кусты, цветы, трава. Посмотрите на эту картинку.
Дети. Мальчик залез на дерево. Он сломал ветку.
Воспитатель. Что произойдёт с веткой, деревом? Как мы должны поступить?
Дети. Ветка может засохнуть. И дерево может засохнуть. Надо веточку завязать, чтобы рана зажила.
Воспитатель. Правильно, если ветка не сломалась полностью, то можно завязать, пока не заживёт. Но сломанные полностью ветки засохнут, дерево будет болеть, может и засохнуть.
Дети. Надо посадить ещё деревья.
Воспитатель. Да, надо сажать деревья, кусты. Но нельзя ломать те, что уже растут и радуют нас.
5. Эксперимент «Разливаем – собираем».
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что вещества бывают не только твёрдые. Посмотрите сюда, что у меня в стакане? (Переливает воду из стакана в другой сосуд).
Дети. Это вода.
Воспитатель. Какие свойства воды вы знаете?
Дети. Вода течёт, она жидкая.
Воспитатель. Давайте узнаем, можно ли воду «сломать», разделить на части, а потом соединить, собрать в целое. Подойдите к столам. Послушайте задание: разделите воду в стакане так, чтобы из одного целого получились два «кусочка» воды, а потом из двух частей сделайте опять целое. (Дети выполняют задание).
Итак, как получились две части воды?
Дети. Мы разлили воду в два стакана.
Воспитатель. А как получилась одна целая вода?
Дети. Мы слили воду в один стакан.
Воспитатель. Смотрите, вы смогли собрать части воды в одно целое. Чем же вода отличается от мела и палочки?
Дети. Вода жидкая. Части воды можно собрать в одно целое, а мел и палочка – твёрдые, их части не соединяются в целое.
Воспитатель. Можно сделать вывод: вода – жидкое вещество, жидкое вещество можно разделить на части и опять сделать целым.
Физкультминутка
Мы топаем ногами, Выполняются движения в соответствии
Топ – топ – топ. с текстом: топают, хлопают,
Мы хлопаем руками, кивают головой вправо – влево,
Хлоп – хлоп – хлоп. поднимают руки вверх, опускают вниз,
Киваем головой,. разводят в стороны,
Киваем головой ходят по кругу.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки разведём,
По кругу все пойдём!
6. Дидактическая игра «Что бывает твёрдым, а что бывает жидким?».
Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Что бывает твёрдым, что бывает жидким?». Я показываю предмет (или картинку с изображением предмета, а вы должны показать карточки – символы. Если это твёрдый предмет, вы показываете синий кружок. Если жидкость, показываете красный кружок.
В процессе игры воспитатель следит за соблюдением правил игры.
7. Обследование кусочков пластилина.
Воспитатель. Теперь возьмите вот такие кусочки вещества (показывает пластилин). Что это такое?
Дети. Это пластилин.
Воспитатель. Что можно делать с пластилином?
Дети. Его можно мять, скатать в шарик, палочки, расплющить, можно слепить из него разные фигуры.
Воспитатель. Получается, что пластилин не похож на другие твёрдые вещества. Давайте узнаем секреты пластилина.
8. Эксперимент «Секреты пластилина».
Воспитатель. Возьмите пластилин. Что вы можете сказать о нём?
Дети. Он прохладный, твёрдый.
Воспитатель. Подержите его в руке, разомните. Каким стал пластилин?
Дети. Пластилин стал тёплым, мягким, легко разминается.
Воспитатель. А теперь сделайте то же самое, что и с куском мела и с палочкой – разделите на две части. (Дети выполняют задание).
Попробуйте сложить эти части вместе, скрепите, чтобы получился один кусок. (Дети выполняют задание). Итак, соединились ли части пластилина в целое?
Дети. Да, части прилипли, крепко держатся.
Воспитатель. Почему же мел не смогли соединить, а пластилин соединили? Вспомните, что вы делали вначале?
Дети. Мы размяли пластилин в руках.
Воспитатель. Вы не только размяли, а нагрели пластилин своим теплом, поэтому смогли легко его разделить на части, а потом обратно соединить в целое.
Делаем вывод: пластилин при нагревании становится мягким веществом и его можно преобразовать, т. е. изменить форму, величину. А меняют ли форму твёрдые и жидкие вещества?
9. Опыт «Поменяем форму твёрдого и жидкого вещества».
Воспитатель. Надо взять твёрдые предметы и положить их в ёмкости разной формы. (Дети выполняют задание). Изменилась ли форма у этих предметов? Дети. Нет. Они остались такими, как были.
Воспитатель. А теперь в те же ёмкости наливайте воду, т. е. жидкое вещество. (Дети выполняют задание). Что произошло с водой?
Дети. Вода стала такой, как стакан, как коробочка.
Воспитатель. Мы увидели, что вода меняет свою форму. Делаем вывод: жидкое вещество изменяет форму, а твёрдое – нет.
10. Работа в творческой мастерской «Умелые ручки»
Воспитатель. Как вы думаете, у пластилина можно изменить форму?
Дети. Из пластилина мы можем слепить разные фигурки. Они могут быть и большими, и совсем маленькими.
Воспитатель. Правильно. Давайте слепим из него всякие фигурки. А потом из поделок сделаем выставку. И назовём её …
Дети. Фигуры из пластилина! Весёлые фигурки!
Воспитатель. Ребята, из пластилина мы можем слепить всякие чудеса. Я предлагаю назвать выставку «Пластилиновые чудеса». А кому можно показать нашу выставку?
Дети. Папам и мамам. А ещё друзьям из соседней группы.
Воспитатель. Очень хорошо. Пусть нашу выставку посмотрят все желающие.
11. Выставка «Пластилиновые чудеса».
Дети вместе с воспитателем выставляют свои поделки на подставке для общего просмотра.
Литература
1. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников». М., «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2012.
2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М., ТЦ «Сфера», 2002.
3. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации» под ред. Л. Н. Прохоровой. М. «АРКТИ», 2008.
4. А. В. Хаярова «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира». Журнал «Дошкольная педагогика», № 10 – 2012.