Алла Картаполова
Познавательно — исследовательская деятельность с детьми раннего возраста по теме «Свойства песка»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по разделу: ознакомление с окружающим (природное окружение).
Тема: «Свойства песка».
О. О. Познавательное развитие : создать условия для вовлечение детей в элементарную экспериментальную деятельность с объектами неживой природы – песком. Выявление детьми свойств песка при помощи экспериментирования: песок состоит из маленьких песчинок, сухой песок сыпется из него нельзя лепить; Из мокрого песка можно лепить. Способствовать развитию тактильного восприятия детей; умение планомерно и последовательно рассматривать объекты, подмечать отдельные детали общей картины. Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать простые выводы.
Публикация «Познавательно — исследовательская деятельность с детьми раннего возраста по теме „Свойства песка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Методы и приё мы:
-наглядный: рассматривание объекта неживой природы - песок.
-игровой: физминутка «Мы ногами топ-топ-топ….».
-словесный: словесное сопровождение, вопросы, ответы, инструкции.
-практический: показ способа действия с объектом неживой природы, выполнение детьми отражающих действий.
- сюрпризный момент: появление утёнка.
Оборудование: 2 таза с песком, разнос на дне которого лежит чёрный картон, по количеству детей: воронки, формочки, лопаточки, салфетки. Разнос для «пирожное», ведёрко с водой, магнитофон, звукозапись Железновой «Мы ногами топ-топ-топ»
Ход НОД
Организационный момент.
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько же гостей к нам сегодня пришло! Давайте поздороваемся с ними!
Сейчас я вам расскажу удивительную историю, которая произошла сегодня со мной.
Утром рано Я пришла в детский сад, а возле группы стоял вот этот мешочек. Я наклонилась чтобы его поднять, а там что то зашевелилось, закричало. И вот решила его принести в группу, чтобы вы ребята помогли мне узнать что же в этом мешочке?
Основная часть.
Воспитатель: давайте мы с вами потрогаем мешочек и определим что там внутри, что то твёрдое или мягкое?
Ответы детей: мягкое.
Воспитатель: давайте ещё потрогаем, кто, что определил на ощупь. Например Я, нашла чей то клювик, а вот ещё и лапка, интересно кто бы это мог быть? А вы как думаете ребята?
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель: ребята, вы слышите? Что кто- то кричит? Ой, ой, ой поосторожней со мной! Кря, кря,кря! Ребята кто это так кричит? Как вы думаете?
Ответы детей; утёнок.
Воспитатель: а ну-ка посмотрим. И правда утёнок.
Утё нок: здравствуйте ребята. Меня зовут Желтячёк. Я очень люблю играть, вот и пришёл к вам в детский сад. А спрятался в мешок для того чтобы вам сделать сюрприз.
Воспитатель: как хорошо Желтячёк что ты к нам пришел. А ведь мои ребята, тоже очень любят играть. Но больше всего они любят играть с песком. Ребята давайте расскажем утёнку, где мы с вами можем увидеть песок?
Ответы детей: на улице, на участке детского сада, в песочнице.
Воспитатель: ребята, я вам открою секрет, у нас в группе тоже есть песок.
Утё нок: а что такое песок и какой он?
Воспитатель: ребята, давайте расскажем утёнку, что такое песок и какой он бывает.
Мы сейчас с вами подойдём к столу и посмотрим, что же у меня находится в тазу?
Дети: в тазу находится песок.
Воспитатель: верно песок, сейчас мы с песком поздороваемся.
Положите свои ладошки на песок – здравствуй песок. Какой песок ребята, сухой или мокрый?
Ответы детей: сухой.
Воспитатель: верно песок сухой. Перевернём наши ладошки – здравствуй песок. А теперь каждый пальчик здоровается с песком – здравствуй песок. Побежали пальчики по песку. А теперь кулачки сжали, постучали кулачками по песку - здравствуй песочек. Молодцы. А теперь сложим пальчики щепоткой, посмотрите, на меня как это делаю я. (Показ образца воспитателем). Возьмите щепоточку песка. И посыпьте песочек вот сюда ко мне на разнос. Что мы видим? Мы с вами видим маленькие песочные песчинки, а значит песок состоит из маленьких песчинок. Из чего состоит песок?
Ответы детей: песок состоит из маленьких песчинок.
Воспитатель: давайте с вами возьмём совочки и вороночки, будем насыпать песок в воронки. Что с песком происходит?
Ответы детей: песок сыпется.
Воспитатель: верно, сухой песок сыпучий, он сыпется. Давайте проверим, можно ли из сухого песка что – то слепить? У меня есть вот такая красивая корзиночка, а в ней лежат игрушки для игр с песком, называются они формочки. Я каждому из вас раздам по одной формочке. (Воспитатель опрашивает каждого ребёнка – какая у него цветом формочка). Возьмите лопаточки и положите в формочки песка. Затем переверните формочки с песком вот сюда, мне на разнос. Получились ли у вас пирожное, посмотрите?
Ответы детей: пирожное не получились.
Воспитатель: а что с ними произошло?
Ответы детей: пирожное рассыпались.
Воспитатель: а всё потому, что песок сухой и как мы уже знаем, что песок сухой сыпется. Вот у вас и не получились пирожное. Но вы ребята не огорчайтесь. Мы сейчас немного отдохнём и опять играть начнем.
О. О. физическое развитие.
Музыкальная физминутка: «Мы ногами топ – топ – топ…» (Железновой).
Задача: создать условия для снятия психоэмоционального напряжения у детей.
Воспитатель: пора продолжить знакомить нашего гостя утёнка с песком. Вновь мы с вами подойдём к столу. Посмотрите, а что же у меня в зелёном тазу лежит?
Ответы детей: в тазу лежит песок.
Воспитатель: верно, в тазу лежит песок. Скажите пожалуйста, кокой песок лежит в зелёном тазу? Потрогайте его ладошками. А теперь посмотрите в жёлтом тазике какой песок?
Ответы детей: и в жёлтом, и в зелёном тазу лежит сухой песок.
Воспитатель: а как сделать, чтобы песок был мокрый? Что в него нужно добавить?
Ответы детей: в песок нужно добавить воду.
Воспитатель: ну что же давайте попробуем добавить воду в сухой песок и тщательно его перемешать с помощью лопаточек. (Дети выполняют действия). А теперь положите ладошки на песок. Был песок сухой, а стал?
Ответы детей: песок стал мокрым.
Воспитатель: ну что же давайте сейчас посмотрим, можно ли лепить из мокрого песка. Вновь возьмём лопаточки и формочки. С помощью лопаточки положим песок в формочки, утрамбуем его плотно. Вот на этом разносе будем делать пирожное. (Дети выполняют действия). Вижу ребята, что у вас получаются красивые пирожное. А это всё потому, что песок мокрый. Песочные песчинки склеиваются с помощью воды, из него можно лепить. Давайте, ребята покажем нашему утёнку, пирожное из мокрого песка. Вот посмотри утёнок какие пирожное у ребят получились.
Заключительная часть.
Воспитатель: предлагаю ребята напомнить утёнку о том что песок состоит из маленьких песчинок. Из сухого песка можно лепить? А почему из сухого песка нельзя лепить?
Ответы детей: песок сыпется.
Воспитатель: как сделать сухой песок мокрым? Что в него нужно добавить? Можно ли из мокрого песка лепить?
Ответы детей: в сухой песок нужно добавить воду. Из мокрого песка можно лепить.
Утё нок: вот молодцы ребята! как же я этого не знал? Пойду, расскажу своим друзьям утятам. До свидание.