Ольга Матвеева
Формирование коммуникативных умений и навыков дошкольников посредством вовлечения в театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
По определению известного психолога Р. С. Немова коммуникативные способности - это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность. Только через родной язык ребенок входит в мир окружающих его людей.
В настоящее время проблема развития коммуникативных способностей стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто - либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. По моему мнению, общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Я считаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.
Публикация «Формирование коммуникативных умений и навыков дошкольников посредством вовлечения в театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, а также развитие коммуникативных характеристик личности ребёнка дошкольника через театрально - художественную деятельность представляется мне весьма актуальной.
Исходя из этого определила цель своей работы:
Развивать основы коммуникативной культуры, познавательных и творческих способностей дошкольников посредством приобщения их к театрализованной деятельности.
Из поставленной цели, определила следующие задачи:
1. Учить детей вступать в диалог с окружающими по собственной инициативе, налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности.
2. Развивать творческие способности и воображение в процессе театрализованной игры, привитие навыков сотрудничества, позитивность общения, умение пользоваться разнообразными жестами, мимикой.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
В рамках данного вопроса я изучила общетеоретические вопросы речевого развития в трудах А. В. Запорожец, Л. С. Выготского, Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, я учитываю:
-индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
-индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
-возрастные и поло-ролевые особенности.
В своей группе я создала центр театрального творчества, в котором имеются разнообразные виды театров : «теневой, кукольный, плоскостной, магнитный, пальчиковый, театр из ложек», которые позволили мне создать благоприятный климат для общения, способствующий эмоциональному раскрепощению, обогащению речи, развитию фантазии и коммуникативных навыков моих воспитанников. В театрализованном уголке имеются не только игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью, но и игрушки, изготовленные самими детьми, различные маски, шапочки, это развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности, обеспечивает взаимосвязь театрализованной деятельности с художественным конструированием и изобразительной деятельностью. Имеется фланелёграф для показа эпизодов из сказок, обыгрывания игровых сюжетов. Подобрана фонотека из детских литературных и музыкальных произведений, классической музыки, детских песен.
Использую следующие формы организации театрализованной деятельности :
- Совместная театрализованная деятельность.
-Театрализованное занятие.
-Самостоятельная деятельность детей.
-Развлечения.
-Праздники.
-Театрализованные игры в повседневной жизни.
-Индивидуальная работа.
Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что она способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность и правильное коммуникативное поведение.
Содержание всей работы реализую в играх, упражнениях, этюдах, разыгрывании маленьких сценок, которые в работе со старшими детьми объединяю в небольшие театрализованные представления.
В театрально-игровую деятельность вовлекаю ребят, начиная с младшего дошкольного возраста. Работу организую так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст перечитываю 2—3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. В работе с малышами я уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. С целью обучить некоторым способам игровых действий провожу игры «Наседка и цыплята», разыгрываем сценки по литературным произведениям «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского, использую потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др.
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра.
В группе знакомство детей раннего возраста с разными видами театров помогает нашим детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки.
В среднем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя. Дети учатся сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму 2-4 действующих лиц. Усложнение в том, что вводится рассказ от первого лица в сопровождении текста упражнениями. «Я петушок, смотрите, какой у меня яркий гребешок, какая бородка, как я важно хожу, как я звонко пою: «ку – ка –ре – ку»
Для самостоятельного показа рекомендую детям произведения: «Репка», «Теремок», «Колобок».По своему желанию дети выбирают себе роли для инсценировок, активно включаются в театрализованную игру. Я предлагаю детям игры на развитие внимания, памяти, координации движений, фантазии. Большинство театрализованных игр не продолжительны по времени и просты по своей организации, я их провожу не только на занятии, но и на прогулках, во второй половине дня.
В старшем дошкольном возрасте представления об окружающей действительности расширяются. Появляется осознанное отношение к исполнению роли, ответственность, выразительность речи. Использую игровые, песенные, танцевальные импровизации. Детям нравится участвовать в театрализованных играх, выполнять этюды.
Этюды - своеобразная школа, где дети постигают основы актерского мастерства. Они могут быть очень разнообразны: на развитие памяти, внимания, выразительности жеста, на тренировку отдельных групп мышц, на выражение основных эмоции.
Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки участия в театрализованных представлениях. Дети в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает избежать затруднении в общении со сверстниками и с взрослыми.
Детям предлагаю изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц — лубяную. В сказке об этом говорится в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем — проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные зрители угадывают, какой эпизод представлен. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребёнка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.
Появляется устойчивый интерес к театрализованной игре, желание выступать перед зрителями. Постепенно проходит зажатость, боязнь сцены у малоактивных детей. В старшем возрасте приобщаю детей к театральной культуре, т. е. знакомлю с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).
У дошкольников 6 -7 лет игра – драматизация становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя. Вначале фрагменты из сказок используем как упражнения: попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. Далее усложняю задание: предлагаю разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос персонажа, манера поведения легко узнавались всеми. Работу строю по четырехчастной структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.
Выбирая материал для инсценировки, отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время стараюсь обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.
Выступление является самым волнующим и ответственным этапом. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя. Использование театрализованной деятельности в работе с детьми выливается в театрализованные представления и инсценировки.
В нашем детском саду театрализация включена во все праздничные мероприятия, которые проходят сезонно в детском саду. Это Осенний праздник, День матери, Новый год, Проводы зимы, 8 марта, День защиты детей.
Успешное развитие творческих способностей детей может быть достигнуто только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться и в условиях семьи. Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей использую разнообразные формы работы : анкетирование, консультации, фотовыставки совместных работ детей и родителей, мастер – классы по изготовлению настольных театров, верховых кукол, участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений, в групповых проектах, в спортивных мероприятиях.
Коммуникативное развитие подразумевает достижения ребенком показателей развития общения с взрослыми и сверстниками.
Я веду карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития в ходе: коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.).
Результаты проведённых наблюдений позволили убедиться в правильности выбранной линии развития. У детей заметно повысился уровень коммуникативных навыков : проявляют инициативу, самостоятельность в игре, общении, выборе партнера. Дети стали чаще обращаться с вопросами и просьбами, проявлять интерес к сверстникам, подражать им.
В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке. Мы с ребятами участвуем в праздниках, выступаем с номерами художественной самодеятельности в сельской библиотеке, в Доме культуры. Вместе с детьми решая наши маленькие проблемы, я вижу, что дети могут спрашивать, рассуждать, делать выводы.
Вижу, как в процессе развития коммуникативных навыков дети приобщаются к культуре поведения. А правильная речевая манера, (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, становится у детей устойчивой привычкой.
Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.