Татьяна Елисеева
Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста «Тундра, тундра, тропы оленьи…»
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина
«Тундра, тундра, тропы оленьи…»
Цель. Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, к родному краю.
Задачи:
1. Развивать интерес к родному краю.
2. Развивать любознательность, творческий поиск.
3. Закрепить знания о родном крае.
Предварительная работа:
- оформление стенда «Наш край», где расположен материал
- о животном, растительном мире, поэтах НАО, населенных пунктах, г. Нарьн- Маре и т. д.);
- Беседы о природе, животном, растительном мире, культуре и быте НАО и т. д.
Публикация «Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста „Тундра, тундра, тропы оленьи…“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Животные севера. Сценарии развлечений
- Олень. Детям про оленей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Тундра. Природная зона
- Темочки
Вед: Край наш богат и песнями, и стихами, сказками, загадками, прекрасными населенными пунктами. Сегодня мы узнаем, как вы знаете свой округ.
«РАСТЕНИЯ»
1. Какие деревья и кустарники растут в округе? (береза, рябина, черемуха, ива, ольха, ель, ёлка, лиственница, можжевельник, смородина,жимолость, шиповник)
2. Какие из деревьев остаются вечно зелеными? (ёлка, сосна, можжевельник).
3. Какие ягоды растут в округе? (брусника, черника, голубика, клюква,вороника, жимолость, морошка, рябина, черемуха, шиповник)
4. Какое лекарственное растение растет на острове Вайгач? (северный женьшень,
Радиола розовая - золотой корень)
5. Назовите «родственницу «женьшеня «(аралия манчжурская)
6. Как в народе называют радиолу розовую? (золотой корень)
7. Как называется самый ранний тундровый витаминонос? (ложечница арктическая)
8. Какая из северных ягод поспевает самая первая? И когда? (морошка, в июле)
9. Как еще называют психу? (вороника, водяника, шикша)
10. Как иначе называют можжевельник? (северный кипарис – единственный вечно
зеленый кустарник).
11. Назовите северное растение – хищник. (росянка – заглатывает насекомых).
12. «ЖИВОТНЫЕ»
1. Кто носит лес на голове? (олень)
2. Каких животных, проживающих на территории НАО вы знаете? (олень, нерпа, медведь, лиса, андатра, лось, лемминг, рассомаха, заяц, волк, песец).
3. Какая рыба водится в реках и озерах НАО? (семга, сиг, чир, зельдь, сорога, саурей, язь, омуль, нельма, щука, зубатка).
4.
5. Какая птица остается зимовать? (куропатка, ворона, сорока, чайка,голубь, воробей, белая сова).
6. Какие перелетные птицы залетают в НАО? (лебеди, гуси, утки).
«ГРИБЫ»
1. Ножка белая, прямая, шляпка красная такая,
А на шапке на верхушке беленькие конопушки. (мухомор)
2. Нет грибов дружней, чем эти, знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу (опята)
3. Он в красной шапочке растет среди корней осиновых
его увидишь за версту зовется (подосиновик).
4. Глубоко был спрятан он, раз, два, три и вышел вон.
И стоит он на виду, белый, я тебя найду, (боровик)
5. Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк, бросить жалко, съесть сыро (груздь)
6. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички, золотистые (лисички)
7. В роще у березки повстречались тёзки, (подберезовик)
8. У лесных дорожек много разных ножек собирай, не мешкай! Это (сыроежки)
«НЕНЕЦКАЯ ИГРУШКА»
1. Что используют ненцы для изготовления детских игрушек? (рога оленя, копытца, грудные кости от птицы и птичьи носики)
2. Как называется игрушка, изготовленная из птичьего носа? (уко)
3. Носики каких птиц использовали для кукол? (утки и гуся)
4. Кого символизировали утиные носики? А гусиные? (утиные- женщин, девочек, а гусиные- мужчин, мальчиков) .
5. Кто играл в игрушки УКО, девочки или мальчики? (девочки)
6. Как называется игрушка на нитке, издающая воющий звук? (это пуговица или круглая деревяшка на нитке – вылко)
7. Как называется игрушка, похожая на юлу? (песько)
8. Кто играл в игры вылко и песько? (мальчики)
«ОДЕЖДА»
1. Как называется верхняя женская одежда? (паница).
2. Как называется верхняя мужская одежда? (малица).
3. Помимо национального узора что еще располагали на одежде? (у мальчиков – колокольчики, у девочек – копытца)
4. Для чего подвешивают колокольчики и копытца? (для красоты и для того, чтобы отогнать злых духов)
5. Назовите элементы национального узора, используемого для украшения изделий (рога оленя, копытца, уши зайца, подобные чуму).
6. Как называется национальная меховая мужская обувь? (пимы)
7.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ненецкий автономный округ. Энциклопедический словарь. -М. : Дом книги «Аванта +», 2001г.
2. Арктика мой дом – полярная энциклопедия для школьника 3-х томник.
3. Хомич Л. В. Ненцы. -М. - Ленинград : Наука, 1966.-327 стр.
4. Бармич М. Я. Малыш учится. – С – ПБ: Просвещение, 200г.