Получи документы

План познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на учебный год

Мария Сидорина
План познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы: Детство - пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

Публикация «План познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на учебный год» размещена в разделах

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности : умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от педагогов создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Цель: повышать теоретический уровень, профессиональное мастерство

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

- создать условия для развития познавательно-исследовательской

деятельности старших дошкольников;

- ввести в практику работы экспериментальную деятельность;

- развивать познавательную активность;

- обогащать активный словарь детей в процессе опытов и

экспериментов.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Поданной теме с детьми работаем целый год, была проведена предварительная работа:

- в группе оформлен экспериментальный уголок;

- предметно-развивающая среда пополнена атрибутами для исследовательской деятельности дошкольников (лопатки, грабли);

- разработан перспективный план мероприятий и занятий.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражения в работах Н. Н Подьяковой, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В Дибиной. Педагоги и психологи считают, что внедрение метода организационного детского экспериментирования – дома и в саду, является самым эффективным.

Формы работы

С детьми проводила занятия, беседы, игры, опыты, эксперименты. В группе оборудован экспериментальный уголок. Есть картотека опытов, тематические альбомы, альбомы наблюдений.

Кроме того велась работа с родителями:

Консультации: «Как проводить опыты и эксперименты с детьми в

домашних условиях?», «Рисование на песке».

Памятки: «Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской

активности ребенка», «Как отвечать на детские вопросы».

Наглядная информация: «Летние игры с водой».

Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста строится по трем взаимосвязанным направлениям:

- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде);

- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

- человек (функционирование организма, рукотворный мтр: материал и их свойства, преобразование предметов).

План работы с детьми на 2021-2022г. г.

Месяц Мероприятия Цель и задачи

Сентябрь

Д/и «Времена года», «Собери солнышко». Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление.

Беседа: «Зачем нужно солнце?» Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами.

Чтение «У солнышка в гостях» Формировать умение слушать худ. произведение, вступать в разговор в ходе беседы.

Опыт: «Какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?». Развивать познавательный

интерес ребенка в процессе

экспериментирования.

Сюжетно – ролевая игра: «Собираемся на прогулку». Развивать умение обосновывать свой выбор.

ООД «Ходит в небе солнышко». Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе.

Игровая ситуация «Откуда берутся солнечные зайчики». Помочь детям понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать их (отражать свет зеркалом).

Развлечение «В гости к солнышку» Развивать смекалку, любознательность. Способствовать развитию речи детей как средства общения.

Октябрь

Опыт – Ветер в комнате («Живая змейка») Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Игры-ситуации «Как ветер растениям помогает», «Что можно сделать, чтобы помочь поселку очистить воздух?» Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Чтение – белорусская сказка «Золотые колосья», «Солнце и ветер» К. Д. Ушинский. Обогащать и систематизировать представления детей о ветре через художественные произведения.

ООД «Царство трёх ветров» Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения.

Эксперимент – Подводная лодка

Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Д/и «Ветер – добрый, ветер – злой». «Делаем облака». «Слушаем себя». Показать и доказать детям, что ветер – это движение воздуха.

Слушанье: «Шум ветра», «Воздушный шарик» Л. Шапковой. Закреплять умение определять происхождение звука.

Физкультурное развлечение «Непоседа – ветер». Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений

Ноябрь

Чтение рассказа «Умная галка», сказка «Кто разбудил китенка». Учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл.

Опыт – Как достать предмет, не опуская руку в воду. Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Сюжетно – ролевая игра «Домашние заботы». Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Эксперимент – Откуда берётся вода? (Дождик). Познакомить детей с процессом конденсации.

Создание лэпбука «Водица – вода». Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Д/и «Кому нужна вода», «Что как плавает», «Сравни картинки». Познакомить детей с животворным свойством воды.

Игра – эксперимент «Мыло – фокусник».

Рисование мылом. Учить детей изготавливать мыльный раствор

Учить решать познавательные

задачи, логически мыслить.

Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку». Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете. Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.

Декабрь

Беседы: «Источники света», «Что такое тень и как она образуется», «Почему невозможно поймать свою тень». Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер). Искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Игры – ситуации: «Угадай сказку» (по тени, «Свет повсюду». Формировать понимание того, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Заучивание стихотворение «Солнце и тень». Учить детей воспринимать образное содержание стихотворения, его нравственный смысл.

Опыты: «Как появляется тень?», «Предмет и его тень», «Чудесные превращения тени» Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.

Сюжетно- ролевые игры: «Заблудились в лесу», «В квартире отключили свет». Развивать умение выделять свойства света, обосновывать свой выбор.

Эксперимент «Волшебный круг». Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе.

Д/ и:«Найди тень. Фигуры», «Пляшущие тени», «Источники света». Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.

Подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Вместе с другом».«Допрыгай до тени». Развивать увертливость, смекалку. Создать радостное настроение.

Январь

Дидактические игры: «Снег и лед», «Снег везде», «Объясни», «Что зимой бывает». Закрепить признаки зимы. Учить видеть красоту природы зимой.

Рассматривание иллюстраций «Снег идёт», «Следы на снегу», «Катаемся на санках», «Гололед». Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Беседы: «Зимние опасности», «Откуда берется снег и лед?», «Это коварный лед». Уточнить представления о

свойствах льда. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Игры – ситуации: «Снегурочкины друзья», «Зимние игры и забавы», «Скользкий лед». Учить решать познавательные

задачи, логически мыслить.

Опыты: «Откуда взялась вода», «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега», «Сравнение снега и льда», «Превращение снег-вода-лед». Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар).

Февраль

Дидактические игры: «Узнай растение», «Назови по описанию», «Где растут цветы», «Что изменилось?». Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.

Беседы: «Что такое растения?», «Какие бывают растения?», «Если бы не было растений?», «Что нужно для роста растений?» Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать. Способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Рассматривание иллюстраций с изображениями различных растений. Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре.

Игры – эксперименты: «Ухаживаем за растениями», «Движение к свету». Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

ООД «Есть на свете цветок….»

«Шоу фокучников» Учить связывать причину следствия, правильно

строить суждения и делать

выводы, закреплять умения

правильно отражать

наблюдения в рисунке.

Чтение худ. литературы: Л. Скребцова. Лекарство в цветочных горшках, Стойкий бальзамин. Учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.

Игры - ситуации: «Полезные растения», «Цветок засох», «Растения - доктора», «Полей растение». Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Опыты: «С водой и без воды», «Как пьют растения», «Где лучше расти», «Может ли растение дышать?». Доказать, что растение дышит всеми частями.

Март

Беседа «Ткани разные нужны, ткани разные важны»

Формирование умения сравнивать разные виды тканей, осознавая, что их характеристики определяют способ использования.

Д/и «В мире вещей», «Веришь - не веришь»«Одень куклу». Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, бумаги, дерева вычленять качества и свойства. Закреплять навыки объединяться в группы для работы по своему материалу.

Чтение «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Заплатка» Н. Носов. Развитие внимания. Учить решать познавательные

задачи, логически мыслить.

Проблемная ситуация «Необычное платье для Белоснежки» Определение возможности окрашивания ткани природными объектами.

ООД «Разнообразие тканей»

Познакомить детей с качествами и свойствами различных тканей; учить сравнивать качества и свойства разных материалов между собой, делать выводы; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Развивать интерес к игре путем знакомства с трудом приёмщика, закройщика, швеи, видов тканей, показом людей одежды; развивать у детей творчество в выборе замысла, в выборе предметных и ролевых способов их решения.

Опыт «Ткань и бумага»

На примере опыта закрепить свойства тканей в сравнении с бумагой; развивать познавательный интерес; желание к проведению опытов и экспериментов.

Хозяйственно-бытовой труд «Помогаем в уборке групповой комнаты» Учить определять ткань, которая лучше впитывает воду.

Апрель

Сюжетно- ролевые игры: «Завод по изготовлению магнитов», «Магазин сувениров». Познакомить детей магнитом и его особенностями; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность

Опыты: «Определим силу магнита», «Почему иногда два магнита отталкиваются?», «Сила магнита действует через стекло и воду, картон». Развивать умение обследовать и называть свойства магнита (крепкий, твердый).

Рассматривание иллюстраций в энциклопедии. Развивать интерес разным камушкам. Учить детей делать самостоятельно умозаключения.

ООД «Свойства магнита»

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Проблемные ситуации: «Застряла машина», «Потеряли иголку», «Танец скрепок». Развивать познавательную активность детей, любознательность; умение делать выводы.

ООД «Рисует магнит или нет» Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков

Игры - эксперименты: «Поймай рыбку», «Сколько весит магнит?», «Где прячется магнит?», «Какой груз притянет магнитная полоска?». Продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивания металлических

предметов, учить детей обобщенным способам

исследования различных объектов, развивать интерес к объектам исследования.

Просмотр мультфильмов «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм» Развивать умение слушать педагога, отвечать на вопросы, строя развернутые фразы.

Май

Рассматривание: Альбом «Глиняные изделия», иллюстрации «Удивительная пустыня». Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать.

Д/ и: «Песок и глина – наши помощники», «Все увидим, все узнаем», «Картинка из песка». Формирование знаний о важности песка и глины в жизнедеятельности человека.

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. Расширять знания о свойствах песка и глины, развивать умение с ним обращаться, сравнивать.

Опыты: «Чьи следы», «Песчаный конус», «Сыпется-лепится», «Приключение песчинки». Помочь овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.

Игровая ситуация - Что на поверхности? Выявить свойства глины и песка.

ООД - Рисование на песке. Познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Игры - эксперименты: «Песочный город», «Секреты старого крота», «Чудеса в решете». Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение его свойств при взаимодействии с водой.

Развлечение «В гостях у песочной Феи». Развивать умение выделять свойства песка, обосновывать свой выбор. Создать радостное настроение.

Перспективный план работы с родителями.

Месяц Мероприятия Цель и задачи

Сентябрь

Родительское собрание «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?». Повышение родительской компетентности в вопросах детского экспериментирования.

Октябрь

Консультация для родителей «Солнце, воздух, и вода - наши лучшие друзья!»

Буклет «Экспериментируем дома». Предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно –

экспериментальной деятельности.

Ноябрь

Создание сенсорной коробки «Подводный мир».

Оформление коллекции мыла.

Мастер-класс «Рисование мыльными пузырями». Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе. Укрепление детско-родительских отношений.

Декабрь Консультация «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло». Разработать практические материалы.

Январь Папка - передвижка «Чего нельзя и Что нужно для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Разработка правил безопасности для детей и инструкций для родителей при организации и проведении детских экспериментов.

Февраль

Консультация «Научите ребенка любить живую природу».

Проведение проекта «Волшебный росток».

Дать представление родителям о значимости знаний детей об окружающем мире, его разнообразии.

Март Конкурс - «Кашпо для цветов из бросового материала».

Оформление коллекции «Разные ткани»

Открытый показ ООД «Мокрый праздник» (центр воды и песка). Оформить коллекцию новыми видами тканей, продемонстрировать их разнообразие. Побудить

родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Апрель Консультация: «Волшебные свойства магнита».

Мастер - класс «Изготовление магнитов своими руками». Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Май Родительское собрание «Чему мы научились». Форма - Круглый стол с представлением презентации. Обсуждение полученных результатов проведенной работе по поисково-исследовательской деятельности.

Диагностика

Для выявления знаний детей, была проведена диагностика в начале и конце года, которая выявила, что у детей повысились навыки по исследовательской деятельности. Они научились планировать свою деятельность, работать в коллективе. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельности.

Уровни Высокий Средний Низкий

н/г с/г к/г н/г с/г к/г н/г с/г к/г

Количество детей 3 7 12 10 15 10 18 9 9

Показатели, % 10% 23% 39% 32% 48% 32% 58% 29% 29%

Умение исследовать предметы окружающие в жизни с помощью эталонов и перспективных действий. В конце года справилось 15%, а на конец года 19%; Установление связи и отношения между системами обьектов и явлений. В начале года 15%, на конец года 19%;Самостоятельное использование действий экспериментального характера. В начале года 16%, на конец года 20%; Умение получать информацию о новом обьекте в процессе его исследования. В начале года 16%, на конец года 19%Умение действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. В начале года 15%, на конец года 20%; Умение определять алгоритм собственной деятельности. В начале года 15%, на конец года19%; С помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно – исследовательской деятельности. На начало года 15%, на конец года 19%.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- у детей сформируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельности,

- уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

- научатся планировать свою деятельность, работать в коллективе,

- активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса.

Вывод:

В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Лаборатория Фиксиков».

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

Список литературы:

1. Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом:занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004. -111с.

4. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. - 56 с.

5. Экспериментальная деятельность детей 4- 6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 87 с.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. ФотоотчетРазвитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. Фотоотчет На занятиях мы знакомились с количеством и счётом. В активный словарь ввели термины «сколько», «который по счёту», «больше», «меньше»,.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на учебный год
Опубликовано: 22 июля 2024 в 13:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на учебный год» (включая файлы) размещена пользователем Мария Сидорина (УИ 3244172) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД