Ольга Маринина
Познавательно-игровой проект «Игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Полянка» Тутаевского муниципального района
Познавательно-игровой проект
«Игры»
Подготовила Маринина Ольга Петровна,
воспитатель 1 квалификационной категории.
2019 г.
г. Тутаев
Актуальность:
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Публикация «Познавательно-игровой проект „Игры“» размещена в разделах
Игра – неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Она побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных процессов, память, воображение, мышление, речь ребенка. Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее» — это выражение принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.
Проблема:
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию у детей мелкой моторики. Чем лучше развиты тонкие движения пальцев рук малыша, тем быстрее развивается речь и интеллект. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. С этой целью и был разработан проект “ Игры”.
Главная задача состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с настольными играми.
Цель проекта :
• Формирование у детей социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной;
• Формировать бережное отношение к играм, взаимодействие с ними.
• Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений детей и взрослых, умению играть вместе.
Задачи:
• Продолжать развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
• Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к играм;
• Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослым.
Участники проекта : дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Тип проекта : краткосрочный (2 недели).
Планируемый результат проекта :
- пополнение представления детей об играх,
- проявление интереса играть,
- развитие речевой активности детей,
- научить включать в сюжет игры различные игрушки и пытаться осуществить ролевой диалог,
- воспитание в детях бережного отношения к игрушкам и играм,
- развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Предлагаемые итоги проведения проекта :
• Научить играть самостоятельно, выполняя правила игры.
• Активизировать словарь детей: играть вместе, любимая игра.
• Формирование бережного отношения к играм.
• Формирование умения играть дружно, не ссориться;
• Развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.
Итоговый продукт проекта :
Коллективная работа детей с родителями по продуктивной деятельности - конкурс “Игры”.
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ :
I этап – подготовительный
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Определение целей и задач проекта.
3. Наблюдение за детьми.
4. Подборка игр, литературы, иллюстраций.
5. Пополнение игровых уголков атрибутами.
6. Организация разных видов игр для детей.
7. Подборка консультаций для родителей.
8. Конкурс для родителей «Игры своими руками».
II этап – основной
1. Организация бесед, развивающие игры, наблюдения.
2. Чтение художественной литературы (стихи, потешки, сказки).
3. Исследовательская деятельность (игры с водой).
4. Рассматривание иллюстраций, рассматривание картины “Дети играют”.
5. Лепка, слушание музыки и сказок.
6. Самостоятельная деятельность детей с разнообразными играми.
7. Консультации, беседы с родителями, памятки для родителей, тест-опрос.
III этап – заключительный:
1. Итоговое мероприятие – открытое занятие внутри сада по теме: «Игры и игрушки».
2. Подведение итогов конкурса для родителей: “Игры” (изготовление своими руками вместе с детьми).
3. Создание уголка народной игрушки.
4. Анализ результатов проекта.
Содержание работы в процессе реализации проекта :
Дата
Работа с детьми
Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
Понедельник 1. Рассматривание и беседа по картине «Дети играют в кубики».
2. Чтение и беседа по содержанию произведения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
3. Музыкальная игра «Кукла с кубиком».
4. Знакомство с новой игрой «Бизиборд». Участие в оснащении предметно-развивающей среды по теме проекта. Аудиотека «Музыкальные игры».
Игра «Бизиборд».
Вторник 1. Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Мишка косолапый».
2. Музыкальная игра «Мишки-малышки».
3. Театрализованная деятельность по русской народной сказке «Три медведя».
4. Пальчиковая гимнастика «Одежда».
5. Знакомство с новой игрой «Одежда» (расстегнуть и застегнуть пуговицы и молнии разных размеров). Беседа на тему “Учим ребёнка общаться”.
Картотека игр для маленьких (2-3 года) на развитие речи
Игра «Одежда».
Среда 1. Наблюдение за зимними деревьями.
2. Музыкальная игра «Снежки».
3. Аппликация «Елочка зимой».
4. Знакомство с новой игрой «Чудо-дерево». Тест: «А как у вас?». Картотека игр по ознакомлению детей с окружающим миром.
Игра «Чудо-дерево».
Четверг 1. Игра – ситуация «Машины в гаражах».
2. Пальчиковая гимнастика «Машины».
3. Конструирование «Ворота большие и маленькие».
4. Знакомство с новой игрой «Веселые баночки». Консультация: «Дидактические игры по сенсорике для детей 2–3 лет».
Новый деревянный конструктор.
Игра «Веселые баночки».
Пятница 1. Лепка «Зернышки для петушка».
2. Игры с «сухим бассейном».
3. Музыкальная игра «Кот и цыплята».
4. Знакомство с новой игрой «Угадай-ка?» (наощупь угадать наполнитель шариков). Памятка: «Картотека дидактических игр по развитию речи с 2 до 3 лет».
Игра «Угадай-ка?» (наощупь угадать наполнитель шариков).
Понедельник 1. Чтение потешек: «Водичка, водичка…», «Буль, буль, буль, карасики…».
2. Чтение и беседа по стихотворению Я. Бжехва «Жила-была муха-чистюха».
3. Исследовательская деятельность: игра с водой «Пускание бумажных корабликов».
4. Знакомство с новой игрой «Занимательные кубы». Памятка на тему: «Какие игры нужны детям?» Игрушки для занятий и игр с водой.
Игра «Занимательные кубы».
Картотека опытов с водой.
Вторник 1. Словесная игра «Назови ласково».
2. Чтение русской народной сказки «Репка».
3. Инсценрование сказки «Репка».
4. Знакомство с новой дидактической игрой «Чудесная книжка». Картотека игр с движениями.
Игра «Чудесная книжка».
Среда 1. Лепка «Куколка».
2. Игра-ситуация «Поможем куклам одеться».
3. Рассматривание тряпичных кукол в уголке народной игрушки.
4. Знакомство с новой дидактической игрой «Лоскуток». Памятка: «Игра в жизни ребенка». Создание уголка народной игрушки.
Игра «Лоскуток»
Четверг 1. Словесная игра «Назови ласково».
2. Игра малой подвижности «Тепло – холодно».
3. Итоговое занятие на тему: «Игры и игрушки».
4. Сюжетно-ролевая игра «Вкусный обед для кукол».
5. Знакомство с новой дидактической игрой «Веселые вкладыши».
Подведение итогов конкурса. Обновление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (посуда, куклы, одежда для кукол, постель для кроваток).
Игра «Веселые вкладыши».
Дополнительная литература:
1. Исследовательская деятельность:
«Пускание корабликов» (игры с водой)
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Ход: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п.» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука «ф» дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук «п» на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.
2. Пальчиковая гимнастика «Одежда».
Я надену сапоги,
Показываем на ноги, туловище, голову.
Курточку и шапку.
И на руку каждую
Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.
Натяну перчатку.
Смена рук.
3. Пальчиковая гимнастика «Машины».
По шоссе идут машины,
Крутим воображаемый руль.
По асфальту едут шины.
Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.
По дороге не беги,
Погрозили пальцем.
Я скажу тебе: «Би-би».
Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».
4. Потешки: «Водичка, водичка…», «Буль, буль, буль, карасики…».
5. Стихотворение Я. Бжехва «Жила-была муха-чистюха» :
Жила-была Муха-чистюха.
Всё время купалась Муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник - в вишнёвой наливке.
Во вторник – в томатной подливке.
В среду - в лимонном желе.
В четверг - в киселе и смоле.
В пятницу - в простокваше,
В компоте и в манной каше.
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: - Я больше не в силах!
Ужжасно-жужжасно устала,
Но кажется чище не стала!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА"
Какие игрушки нужны детям?
У каждого ребенка должны быть:
игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит, которая поможет ему преодолеть страхи;
набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым;
игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию - солдатики, ружья, мячи, надувные «груши», подушки, дикие животные, резиновые игрушки, веревки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и т. д;
игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения - кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.
Игрушки следует выбирать, а не собирать!
Памятка на тему: «Какие игрушки нужны детям?»
Для 2-летних детей очень хорош большой разноцветный мяч, 7 – 8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будут приучать ребенка к аккуратности, самостоятельности, так как в них должны складываться после игры кубики, мячики, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет свое игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы («Волшебный сундучок», «Сюрпризное яйцо», которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», «доктора», «детский сад» и т. п. Игрушки увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т. д.). «Парикмахерский набор», чайный и столовый сервиз, принадлежности доктора Айболита, мебель и другие предметы, отображающих различные стороны реальности – «бытовые игрушки» - должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу» и быть достаточно прочными.
К четырем годам основным видом деятельности ребенка становится ролевая игра. Усложняется содержание игры, так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые (карандаш - в волшебную палочку, зеленые листья – в деньги и т. п.). Поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не покупные дорогие игрушки, а сделанные своими руками вместе со взрослыми.
К пяти годам место крупных игрушек постепенно завоевывают наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками, развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребенку будут полезнее и интереснее уже не статичные и конкретные игрушки, а необычные конструкторуы модели кораблей и самолетов, красивые фломастеры и занимательные настольные игры, разборные роботы-трансформеры, наборы для рукоделия. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям.
Тест: «А КАК У ВАС?»
1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
2. Рассказываю о своих играх в детстве.
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.
4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду.
6. Не наказываю ребёнка лишением его на время игры или игрушки.
7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
ЕСЛИ:
у вас больше всего ответов «Да», то это значит, что игра в вашем доме присутствует всегда. Вы играете с ребенком на равных. Ваш ребенок активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребенка.
у вас больше всего ответов «Нет», то необходимо пересмотреть своё отношение к игре и больше времени уделять на игру с вашим ребенком.
Играйте со своими детьми, дарите им радость общения и побуждайте их к творчеству!
Консультация для родителей
«Дидактические игры по сенсорике для детей 2–3 лет»
Предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Все эти игры Вы можете изготовить своими руками.
Игры для развития зрительного восприятия:
Зрительное восприятие - это сложная работа. Зрительно-моторная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений, например метание в цель. Основной объем информации об окружающем мире дети получают благодаря зрению:
Открой коробочку (цвет, форма, величина)
Укрась ёлочку шарами (цвет, форма)
Напои куклу чаем (цвет)
Весёлые зонтики (цвет, форма)
Наряди снеговика (цвет)
Грибочки по местам (цвет)
Цветные варежки (цвет, форма)
Кораблики (цвет, форма)
Большой, маленький (величина)
Разложи по цвету (цвет, форма)
Волшебная коробка (цвет, форма, величина).
Подробно:
1. Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.
Материал: карточки с нарисованными ниточками, на которых располагаются контурные бусинки. (Ниточки с бусами предлагаются в различных вариантах).
Описание игры :
Игровая ситуация: у куклы Кати рассыпались бусы. Давайте поможем ей собрать бусинки на ниточку.
В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы.
2. Дидактическая игра: «Угостим кукол»
Цель: учить сортировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: крупные бусины трех цветов.
Описание игры :
Предлагается сложить в коробку бусинки трех цветов. Необходимо придумать угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложить разложить их по трем тарелочкам.
Предложить перекладывать по одной бусинке. При этом показывается, как брать бусины тремя пальцами.
3. Дидактическая игра: «Разноцветный кубик»
Цель: развитие восприятия цвета и мелкой моторики у детей.
Материал: кубик, на каждой грани которого один цвет и горлышко с крышкой. На крышке приклеен соответствующий цвет.
Описание игры : сначала предлагается рассмотреть кубик: открутить и завинтить крышки, вначале хаотично. Затем предлагается соотнести цвет на крышке с цветом на грани куба. Предлагается выложить крышки паровозиком на стол и выложить цвета вагончиков. После каждому из "вагончиков" необходимо найти нужное окошко и закрыть его.
Игры на развитие восприятия формы:
1. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Материал: непрозрачный мешочек, предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела).
Описание игры :
положить несколько блоков в мешочек и предложить найти квадратные, круглые или треугольные фигуры.
попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Предложить достать разные по толщине фигуры. Можно уточнить, какого цвета блок.
2. Дидактическая игра: «Узнай фигуру».
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики рук.
Материал: непрозрачный мешочек, несколько пар одинаковых геометрических фигур.
Описание игры : на столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит достать из мешочка такую же.
Игры для развития слухового восприятия:
Дидактическая игра «Найди конфетки, одинаковые по звучанию».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков
Материал: каждая «конфетка» изготовлена из киндер - сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.
Ход игры : предлагается прослушать звучание конфеток и найти пары конфеток, звучащих одинаково.
- Как гремит эта баночка? (тихо)
- Давай послушаем остальные баночки и найдём ту, которая гремит тоже тихо (находят).
- А теперь поднесем обе баночки к ушкам и проверим, одинаково ли тихо они звучат.
И т. д., пока не будут найдены все пары.
2. Дидактическое упражнение «Угадай, где позвонили».
Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.
Материал: баночки от фотоплёнки с различными видами круп, обклеенные самоклеящейся плёнкой, шарф.
Описание игры : воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.
Лучше взять баночки с разными наполнителями, чтобы можно было уловить тихий звук (если баночка наполнена манкой, громкий звук (если наполнитель-рис) и очень громкий звук (если наполнитель-фасоль).
Игры для развития осязательного восприятия:
«Сюрприз», «Пересыпалочки», «Следы на песке», «Тонет, не тонет».
Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий:
«Поймай шарик», «Застёжки», «Весёлые шнурочки», «Прищепки», «Достань колечко».
Список используемой литературы:
1. Т. Н. Доронова С. Г. Доронов «Ранний возраст: планирование работы с детьми» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007 г.
2. Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Ярославль «Академия развития» 1997 г.
3. А. Н Печёрская «Хрестоматия для детского сада» Группа раннего возраста Москва «Русское слово» 2016 г.
4. Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» Творческий Центр «СФЕРА» 2012 г.
5. Мир раннего детства от 1-2 лет; Москва 2005 г.