Любовь Кирякова
Познавательно-игровой проект «Будь здоров, малыш!»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-игровой проект
«Будь здоров малыш!»
Тутаев, 2018
Информационная карта проекта
Разработчики Воспитатель,
Кирякова Любовь Юрьевна
высшая квалификационная категория
Воспитатель
Смирнова Евгения Романовна
первая квалификационная категория
Длительность Краткосрочный – 1 неделя
Участники Вторая младшая группа(3-4года, их родители, воспитатели группы.
Тип проекта Познавательно-игровой
Цель проекта: Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.
Задачи:
Публикация «Познавательно-игровой проект „Будь здоров, малыш!“» размещена в разделах
Для педагогов:
Создать условия для формирования и закрепления навыков здорового образа жизни у детей.
Сформировать у детей потребность к здоровому образу жизни.
Дать представление детям о здоровой и полезной пище, о пользе витаминов.
Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам укрепления здоровья детей.
Для воспитанников:
Получить простейшие представления о культуре ЗОЖ.
Совершенствовать навыки самообсуживания и использование их в повседневной жизни.
Знать о том что полезно и вредно для организма.
Уметь отражать в игре культурно-гигиенические навыки и правила здоровье сберегающего поведения.
Для родителей:
Ориентировать детей на З. О. Ж. личным примером.
Формировать положительное отношение к З. О. Ж.
Изготовить для группы нестандартное физкультурное оборудование.
Принять участие в фотовыставке «В здоровом теле-здоровый дух!»
Аннотация
Проводили опрос воспитанников 2-ой младшей группы для выявления знаний детей о здоровом образе жизни. У детей появились вопросы:
Основополагающий вопрос
Почему дети болеют?
Проблемные вопросы
- Зачем мыть руки с мылом?
- Зачем ходить босиком по массажным коврикам?
-Что такое «полезные продукты»? - Для чего делать зарядку?
-Что надо делать, чтобы не болеть?
По проведенному опросу мы сделали следующий вывод: дети не достаточно знакомы с понятием «здоровый образ жизни»; они не осознают значимость и ценность здоровья и не знают, как его сохранить и укрепить.
Опрос родителей проводился в форме индивидуальной беседы. По проведенному опросу среди родителей мы сделали следующий вывод: многие родители не совсем понимают, что такое здоровый образ жизни; у них отсутствует представление о комплексном характере данного понятия. Родители воспитанников искренне убеждены в том, что они могут поддержать здоровье ребенка с помощью использования синтетических лекарственных препаратов, либо с помощью народных методов лечения во время течения болезни. Практически никто из родителей не использует в быту неагрессивные способы закаливания своего малыша.
В результате этого мы решили провести в группе проект на тему: «Будь здоров малыш!» с 24.04.18г. по 28.04.18г.
Актуальность
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении.
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения, а также соблюдать правила гигиены.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь малышам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
]Планируемый результат
Для детей:
• Приобщены к оздоровительной деятельности (сон, питание, эмоции, прогулки(80%).
• Дети знают и выполняют элементарные правила гигиены(75%).
• Дети овладели приёмами самомассажа, дыхательных упражнений, гимнастикой для глаз, пальчиковой гимнастикой(80%).
• Дети имеют представление о том, что полезно и что вредно(60%).
• Дети активно участвуют в подвижных играх, выполняют и профилактические упражнениях(100%).
Для родителей:
• Участвовали в приобретении и изготовлении спортивного инвентаря для спортивного уголка в группе(50%).
• Организовали с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов(80%).
• Изготовили массажные коврики(30%).
• Участвовали в оформлении фотовыставки: «В здоровом теле-здоровый дух!»(50%).
Для педагогов:
• Разработан комплекс игровых занятий с включением игровых проблемных ситуаций по формированию культуры З. О. Ж. детей.
• Пополнен спортивный уголок, подобран дидактический материал (составлена картотека игр, упражнений, подобраны стихи и пословицы).
• Родители информированы о положительных и отрицательных факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка, привлечены к работе в проекте.
Для детского сада:
• Проектирование развивающей предметно - просранственной среды.
• Участие детей, родителей и педагогов в конкурсе «Неделя здоровья».
• Выставка детского творчества.
Ресурсы проекта
Научно - методические «Игры, которые лечат детей» А. С. Галанова 2005 г. ,
«Упражнения на каждый день» Л. Ф. Тихомирова,
«Картотека подвижных игр, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Нищева Н. В.,
«Бодрящая гимнастика для дошкольников» Харченко Т. Е.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Издательский дом «Цветной мир».
Материально - технические
Компьютерная и копировальная техника
Канцелярские товары (ИЗО –материалы, материалы для лепки и аппликации)
Музыкальный центр и музыкальные диски
Спортивное оборудование
Кадровые Воспитатели – реализация проекта на всех этапах
Старший воспитатель – сопровождение проекта
Музыкальный руководитель – подбор и музыкальное сопровождение
Физкультурный руководиель - физкультурные занятия
Медсестра и врач – здоровье детей
Родители – участие в проекте
Финансовые
Изготовление детских фотографий
Канцелярские товары (книжки –раскраски, спортивный инвентарь, спортивные игры)
Этапы проекта
Этапы проекта
Задачи на каждом этапе Деятельность педагогов Деятельность детей
1
Подготовительный
Определить тему, выяснить возможности и средства для реализации проекта.
Формирует проблему; вводит игровую ситуацию; мотивирует
детей.
Вхождение в тему;
погружение в игровую ситуацию.
2
Основной Разработать модель взаимодействия всех участников по теме проекта
Организовать совместную деятельность по реализации проекта. Организует и планирует совместную и самостоятельную
деятельность детей и родителей
Активизирует познавательную активность детей
Объединяются в мини - группы; осуществляют выбор деятельности в соответствии с центрами активности.
Взаимодействуют с организованной РППС.
3
Заключительный
Подвести итог работы; составить прогноз на будущее.
Подготовка и проведение презентации проекта.
Создают продукт деятельности по теме.
Календарный план реализации проекта с детьми
Дни
недели 1 –я половина
дня 2 –я половина
дня
понедельник Беседа на тему: «Правила гигиены».
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»-гигиенические принадлежности.
ООД по ФЭМП на тему: «Поможем доктору Айболиту».
Словесная игра с мячом: «Моё утро».
Конструирование из блоков Дьенеша: «Больница для зверюшек».
Загадывание и отгадывание загадок о предметах личной гигиены.
вторник ООД по познавательному развитию речи: «Если хочешь быть здоров».
СРИ: «Кукла Ксюша заболела».
Словесная игра: Хомка, хомка, хомячок».
Рассматривание альбома: «Здоровые люди».
Дидактическая игра: «Собери картинку» (виды спорта).
Раскраски: «Виды спорта».
среда ООД по развитию речи: А. Барто «Девочка чумазая» (чтение).
СРИ: «Купаем куклу Катю».
Подвижная игра: «По ровненькой дорожке».
Бодрящая гимнастика: «Прогулка с медвежатами».
Песня: «Серый зайка умывается» (М. Красёв).
Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому».
четверг Беседа: «Мои ножки».
ООД по рисованию: «Мой весёлый звонкий мяч».
Подвижные игры: «Догони мяч», «По тропинке».
Чтение художественной литературы: Л. Воронько «Маша растеряша».
Дидактическая игра: «Собери человека».
Музыкально – ритмические движения: «Ноги и ножки» (В. Агафонников).
пятница Беседа: «Овощи, фрукты-полезные продукты».
Подвижная игра: «Воробышки и кот».
ООД по лепке: «Фрукты и овощи для игрушек»
Рассматривание иллюстраций с изображением полезных для детского организма продуктов питиния, и не очень.
Загадывание и отгадывание загадок об овощах и фруктах.
Дидактическая игра: «Вредно-полезно».
1 этап
Подготовительный
(информационный)
• Изучение интереса детей для определения целей проекта. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей. Подключение специалистов к теме проекта.
Отбор впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему.
Наметили план работы над проектом:
1. Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины, знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.
2. Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам: «Правила гигиены», «Мои ножки», «Овощи и фрукты-полезные продукты».
3. Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика, пребывание на свежем воздухе, умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение по «дорожке здоровья».
4. Совместная и самостоятельная деятельность: физкультурный уголок, совместные дидактические игры, спортивные упражнения на все виды мышц, самостоятельная двигательная активность детей, творческая работа (рисование, разукрашивание).
5. Работа с родителями: совместное изготовление нестандартного спортивного оборудования, консультации по темам «Бережём здоровье детей или 10 заповедей здоровья», «Оздоровление детей младшего возраста в условиях детского сада».
1. Введение в тему
Чтобы ввести детей в проект, вызвать у них интерес, способствовать повышению инициативы мы организовали:
1.1. Приход врача и медсестры в группу. Врач и медсестра задавали детям вопросы по З. О. Ж. ,
проводили осмотр детей. Дети нашей группы познакомились с деятельностью медецинских работников.
Данное мероприятие способствовало погружению детей в тему проека, желание как можно больше узнать о З. О. Ж.
1.2. Организация РППС.
Все материалы и оборудование группы организованы по центрам активности, что помогает игру детей и их работу сделать более организованной.
Изменения в развивающей среде группы:
2. Изменения в резвивающей среде группы:
• Внесение в литературный центр книг К. Чуковский «Доктор Айболит», Л,Воронько «Маша растеряша», А. Барто «Девочка чумазая».
• Альдомов: «Овощи и фрукты», «Здоровые люди».
• Оформление стенда «Наше творчество» рисунками детей «Мой весёлый звонкий мяч».
Лепка «Фрукты и овощи для игрушек».
• Внесение в манипулятивный центр дидактической игры «Разрезные картинки», «Собери человека», «Съедобно - не съедобно».
Массажных ковриков, спортивного инвентаря.
3. Взаимодействие с родителями:
Важным условием данного проекта является привлечение родителей к его реализации, так как формирование и укрепление здоровья ребёнка в условиях ДОУ не возможно без участия родителей.
В раздевальной комнате вывешен информационный листок – приглашение для родителей. Подборка родителями материалов к проекту (книг, игр, иллюстраций, фото автобиографии поэта).
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Здоровье детей».
2 этап
Основной
(практический)
1. Деятельность в центрах активности:
Основной (практический)этап включает в себя все виды детской деятельности практической направленности, связанные с реализацией проекта. Для этого были созданы центры активности.
№ Центр Цели Содержание
1 Литературный центр
Закрепить последовательность действий при умывании и знаний о назначении предметов туалета; воспитывать желание быть чистым и аккуратным; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.
Беседа на тему: «Правила гигиены».
(Приложение 1)
Продолжать учить находить и называть геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат).
Учить сравнивать предметы по длине и высоте.
Закреплять умение классифицировать предметы по одному признаку (обобщающие слова транспорт, овощи, фрукты).
Формировать навыки выражения количества через число (счет до 5).
Учить называть животных жарких стран и их детенышей в единственном и множественном числе.
Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.
ООД по ФЭМП на тему: «Поможем доктору Айболиту».
(Приложение 2)
Способствовать формированию потребности у ребенка быть здоровым;
закрепить представления о значении физкультуры и спорта, в укреплении здоровья;
развивать способность выполнять совместные действия с воспитателем, координировать слова с движением; воспитывать культурно-гигиенические навыки.
ООД по познавательному развитию речи: «Если хочешь быть здоров».
(Приложение3)
Развивать речь и внимание детей. Словесная игра: Хомка, хомка, хомячок».
(Приложение4)
Познакомить детей со стихотворением. Способствовать восприятию и пониманию стихотворения детьми, помогать мысленно представлять события и персонажа, устанавливать простейшие связи последовательности событий.
ООД по развитию речи: А. Барто «Девочка чумазая» (чтение).
(Приложение5)
Формировать представление о том, зачем нужны ноги.
Познакомить с правилами гигиены и безопасности для ног.
Учить заботиться о здоровье своих ног.
Прививать навыки ЗОЖ.
Беседа: «Мои ножки».
(Приложение6)
Формирование интереса к художественной литературе.
Чтение художественной литературы: Л. Воронько «Маша растеряша».
(Приложение 7)
Закрепить представление детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов. Беседа: «Овощи, фрукты-полезные продукты.
(приложение 8)
Формировать представление дошкольников о здоровом образе жизни.
Формировать у детей представление о том, что здоровая пища – это один из факторов ЗОЖ человека. Рассматривание альбома: «Здоровые люди».
Рассматривание иллюстраций с изображением полезных для детского организма продуктов питиния, и не очень.
Открытая
площадка
Развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место, упражнять в ходьбе, в прыжках, в приседании, в беге.
Подвижная игра: «По ровненькой дорожке».
(Приложение 9)
Учить детей бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей. Подвижная игра: «Воробышки и кот».
Строительный центр Учить создавать простейшую конструкцию, передавая представление о знакомых предметах.
Закреплять умение строить в нужной последовательности.
Закреплять знание названий строительного материала.
Конструирование из блоков Дьенеша: «Больница для зверюшек».
(Приложение 10)
Мунипулятивный центр Узнавать и называть предметы по характерным признакам. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»-гигиенические принадлежности
Обогащать представление детей о работе врача.
Учить взаимодействовать в сюжете с двумя действующими лицами (мама-дочка, врач-больной).
Воспитывать уважение к профессии врача, бережное отношение к игрушкам.
СРИ: «Кукла Ксюша заболела».
(Приложение 11)
Развивать у детей речь, внимание, память.
мышление, координацию движений рук.
Закреплять в игре знания о видах спорта.
Учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать. Закреплять разнообразные игровые действия с куклой. Учить играть вместе.
Дидактическая игра «Собери картинку»
«виды спорта).
СРИ: «Купаем куклу Катю».
(Приложение 12)
Обеспечить детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности.
Поднять настроение и мышечный тонус детей.
Развивать у детей двигательную активность,
Осуществлять комплекс закаливающих процедур: воздушные ванны, хождение босиком, умывание прохладной водой.
Воспитывать положительно-эмоциональный настрой на процесс пробуждения после сна.
Бодрящая гимнастика: «Прогулка с медвежатами».
(Приложение13)
Для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти.
Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому».
(Приложение 14)
Расширять представления и закреплять знания детей о вреде и пользе продуктов питания, формировать основы здорового образа жизни и валеологической культуры, расширять словарь дошкольников, развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.
Дидактическая игра: «Вредно-полезно».
Музыкальный центр Формирование культуры здоровья детей; сохранение и укрепление здоровья; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни. Песня: «Серый зайка умывается» (М. Красёв).
Развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения ног с темпом музыки. Музыкально – ритмические движения: «Ноги и ножки» (В. Агафонников).
Центр Искусство
Формировать представления детей о круглой форме предметов; закреплять знания о трёх основных цветах; учить рисовать кистью круг и закрашивать его линиями, направленными в одну сторону (сверху вниз или слева направо, располагать рисунок в центре листа; развивать умение работать кистью; развивать интерес к результату своей работы; упражнять в выполнении упражнений с мячом; развивать глазомер.
ООД по рисованию: «Мой весёлый звонкий мяч».
(Приложение 15)
Вызвать интерес к лепке овощей и фруктов. Побуждать детей понятно для окружающих передавать форму, строение, характерные детали известных детям фруктов и овощей, использовать стеку.
ООД по лепке: «Фрукты и овощи для игрушек».
(Приложение 16)
Познакомить детей с основными видами спорта. Раскраски на тему: «Виды спорта».
3 этап
Заключительный
Результат
-Изготовлене массажные коврики.
-Оформлена фотовыставка: «В здоровом теле-здоровый дух!».
Вывод:
В результате проекта дети узнали, что такое здоровый образ жизни, как нужно беречь и укреплять своё здоровье, как выполнять самомассаж некоторых органов тела, гимнастику.
Родители заинтересовались и стали внимательнее относиться к образу жизни своей семьи.
Последующая работа:
Организовать систематическое проведение закаливающих мероприятий.
Показатели результативности проекта:
Родители:
• Участвовали в приобретении и изготовлении спортивного инвентаря для спортивного уголка в группе(50%).
• Организовали с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов(80%).
• Изготовили массажные коврики(25%).
• Участвовали в оформлении фотовыставки: «В здоровом теле-здоровый дух!»(50%).
Дети:
• Приобщены к оздоровительной деятельности (сон, питание, эмоции, прогулки(75%).
• Дети знают и выполняют элементарные правила гигиены(75%).
• Дети овладели приёмами самомассажа, дыхательных упражнений, гимнастикой для глаз, пальчиковой гимнастикой(60%).
• Дети имеют представление о том, что полезно и что вредно(60%).
• Дети активно участвуют в подвижных играх, выполняют и профилактические упражнениях(80%).
Последующая работа:
• Представление опыта работы по организации проекта по теме «Будь здоров малыш!» для педагогов ДОО и ТМР.