Альфия Дадашбалаева
Познавательно-игровой проект «Будь здоров, малыш!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект По ЗОЖ «Будь здоров, малыш!»
Проект «Будь здоров, малыш!»
Вторая младшая группа №4
Разработали воспитатели: Дадашбалаева А. С. Колос Н. Н.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя)
Тип проекта : познавательно-игровой
Участники проекта : воспитатели, дети второй младшей группы и их родители, физ. инструктор.
Возраст детей: вторая младшая группа(3-4 года)
Проблема:
Публикация «Познавательно-игровой проект „Будь здоров, малыш!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается ухудшения здоровья детей. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровье сберегающих технологий и мотиваций к здоровому образу жизни.
Цель проекта :
повышение уровня знаний и обогащение опыта родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы, способствующее укреплению здоровья детей.
Задачи проекта :
-в отношении детей:
1) укреплять и охранять здоровье детей;
2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
4) дать представление о полезной и вредной пище для здоровья человека.
-в отношении педагогов и родителей:
1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
2) создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемы друг друга;
3) активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
-в отношении родителей и детей:
1) дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены и т. д. ;
2) способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
3) заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Девиз проекта : «Здоровым быть здорово!».
Актуальность.
Ухудшение здоровья детей стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, очень часто забота о здоровье детей отходит на второй план по сравнению с такими ценностями, как образование, воспитание, личностное развитие. А тем временем, процент детей, болеющих простудными заболеваниями, остается в целом достаточно высоким, в дошкольное учреждение поступает все больше детей со второй и третьей группой здоровья.
Здоровье человека закладывается в детстве. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование здорового образа жизни.
Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью.
«Здоровье-это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину.
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек.
В настоящее время ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО занимают задачи, направленные на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
ФГОС дошкольного образования подчеркивает необходимость поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте.
Решение этих задач успешно реализует организация деятельности по формированию здорового образа жизни, занятия физической культурой, двигательной активности, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
Планируемые результаты:
Улучшение соматических показателей здоровья детей (анализ заболеваемости воспитанников группы на конец календарного года).
Методы реализации проекта :
1. Наглядные (показ, рассматривание, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, чтение художественной и познавательной литературы, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение упражнений, самомассажей, творческая продуктивная работа).
4. Видео (просмотр видео сюжетов, презентаций по теме «Здоровый образ жизни»)
Формы реализации проекта :
Игровая деятельность: Сюжетно – ролевые, дидактические, театрализованные и пальчиковые игры.
Двигательная деятельность: Подвижные и спортивные игры, гимнастики утренняя, бодрящая, пальчиковая, артикуляционная, зрительная, физкультминутки, физкультурные занятия.
Коммуникативная деятельность: Чтение художественной литературы, стихов, загадок, поговорок и рассказов о здоровом образе жизни, выставка в книжном уголке
Беседа, ситуативные задачи, общения на определенные темы, отгадывание загадок детьми, составление рассказов из личного опыта.
Трудовая деятельность: Труд по самообслуживанию, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.
Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение, экспериментирование, конструирование, решение проблемных ситуаций;
Продуктивная деятельность: Рисование, лепка, аппликация;
Музыкально-художественная деятельность Логоритмика, слушание музыки.
Работа с родителями: Консультации, беседы, буклеты, выставки плакатов о ЗОЖ в семье.
Форма проведения проекта :
Дата
Вид
образовательной
деятельности
Совместная
деятельность
педагога с детьми
Работа с родителями
Интеграция
с 3-7декабря
Ежедневная профилактическая работа
- Проф. Гимнастика (утренняя гимнастика, физминутки и т. д.)
(Приложение №1);
Чтение и заучивание пословиц, поговорок о здоровье (Приложение № 2)
Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке». просмотр видео сюжетов, презентаций по теме «Здоровый образ жизни»
Рассматривание иллюстрации в книгах, журналах о здоровье.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Рисование «Раскрасим мячики»
Консультации:
«О соблюдении режима дня»
«Польза утренней гимнастики»
Наглядность в виде информационных файлов «Пословицы и поговорки о здоровье», «Загадки о здоровье».
Образовательные области:
«Здоровье»;
«Безопасность»;
«Физическая культура»;
«Социализация»;
«Познание»;
«Коммуникация»;
«Чтение художественной литературы»
К. И. Чуковского «Мойдодыр»
3 декабря
Беседа
Образовательная деятельность
Игры
«Чтоб здоровым быть всегда, нужно закаляться!»
Познавательное мероприятие «В стране здоровья».
- сюжетно-ролевые: «Больница», «Аптека»;
- подвижные: «У медведя во бору», «Мышеловка» и т. д. ;
- дидактические: «Лото» и т. д.
Беседа «Чистота - залог здоровья»
Консультация: «Методы закаливания дома»
Индивидуальные беседы о физических, гигиенических умениях и навыках детей младшего возраста.
(Приложение № 3)
4-декабря
Беседы
Образовательная деятельность
Игры
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!» (Приложение №4).
- чтение худ. Литературы К. Чуковский «Федорино горе»;
-дидактические: «Мяч в ворота», «Найди два одинаковых флажка» и т. д. ;
- подвижные: «Мышеловка» и т. д.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Лепка «Овощи для салата».
Индивидуальные беседы о полезной и вредной пище «Здоровое питание для малышей»
5-декабря
Беседы
Образовательная деятельность
Игры
«Беседа о здоровье, о чистоте»
(Приложение №5).
Спортивное развлечение «Неболейка».
Подвижные: «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору».
с/р игра «Кукла Катя заболела.»
Консультация «Что такое «пальчиковая гимнастика для малышей»
Картотека «Пальчиковые игры»
Образовательные области:
«Здоровье»;
«Безопасность»;
«Физическая культура»;
«Социализация»;
«Познание»;
«Коммуникация»;
«Чтение худ. Литературы» К. И.
Чуковского «Айболит»
6
декабря
Беседы
Образовательная деятельность
Игры
Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье;
Чтение худ. Литературы: С. Михалков «Трезор»;
-подвижные: «Воробушки и автомобиль», «Мышеловка» и т. д. ;
- сюжетно-ролевые: «Больница», «Аптека».
Экскурсия на спортивную площадку.
Картотека «Подвижные игры для детей 3-4 лет».
Консультация «Польза утренней гимнастики»
7 декабря
Образовательная деятельность
Игры
-игры «Мяч в ворота», «Что лишнее?» и т. д.
-подвижные: «У медведя во бору», «По желанию детей».
- гимнастика пробуждения, массажные дорожки
Наблюдение за играми старших детей на прогулке.
Аппликация коллективная «Зимние забавы».
Выставка массажных дорожек (их важность и значимость в развитии ребенка).
Картотека «Физкультминутки»
Индивидуальные беседы о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
Итоговое мероприятие
-День открытых дверей для родителей «Эй, родители, вставайте, на зарядку выбегайте!»;
-Фотовыставка «Первые шаги ребенка к здоровью».
Используемые формы работы:
1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультации:
1). Методы закаливания дома.
2). О соблюдении режима дня.
3). Что такое пальчиковая гимнастика.
4) .Здоровое питание для малышей.
5). Польза утренней гимнастики.
2. РАБОТА С ДЕТЬМИ.
Образовательная область
ПОЗНАНИЕ
Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке».
Беседа «Чистота - залог здоровья»
Рассматривание иллюстрации Кукла Катя заболела.
Наблюдение за играми старших детей на прогулке.
Экскурсия на спортивную площадку.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Рисование «Раскрасим мячики»
Лепка «Овощи с огорода».
Аппликация коллективная «Зимние забавы».
ФИЗКУЛЬТУРА.
П/И «Догони мяч»
П/И «Птички и кошка»
П/И «Поезд» (учить ходить в заданном направлении) .
П/И «Тучка и солнце»(учить останавливаться по сигналу) .
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ.
Беседа «Съедобное- несъедобное».
Беседа» Правила поведения в детском саду».
Беседа о вредных привычках (сосать палец.)
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Музыкальные игры: «Где же наши ручки?», «Лошадка», «Снежинки».
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Потешка «Водичка, водичка».
А. Барто «Чумазая девочка».
К. Чуковский «Мойдодыр».
К. Чуковский «Айболит».
Г. Остер «Петька микроб».
КОММУНИКАЦИЯ:
Закрепление правильного произношения названий овощей и фруктов.
Закрепление правильного произношения названий средств личной гигиены.
Учить принимать участие в беседе (развивать диалогическую речь).
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ :
Пальчиковая гимнастика: Этот пальчик -дедка, этот пальчик-бабка…
Игра «Ветерок» (на развитие речевого дыхания)
Игра «Зайчик беленький сидит.»
Физминутки: «Дом в лесу», «Мыши»
Д/и» Съедобное- несъедобное»
С/Р игра «Искупаем куклу Таню»
Игра-экспререментирование «Грязные и чистые руки».
Д/И «Мы едим».
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА.
«ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ»
ПРОГУЛКИ И ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ.
Результаты проекта :
-для детей:
1) у большинства детей сформированы основы гигиенических навыков;
2) дети ежедневно слышат информацию о полезной и вредной пищи для здоровья человека (во время завтрака, полдника, обеда, ужина, о ценности здоровья (подвижные игры, физкульт. минутки, различные виды гимнастик).
-для родителей:
1) родители с желанием приняли участие в спортивном развлечении «Неболейка»;
2) выразили желание приобрести массажные дорожки для дома;
3) приняли участие в оформлении фотогазеты «Первые шаги ребенка к здоровью».
-для педагогов:
1) установлены партнерские отношения с семьями детей группы;
2) создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.
Основными эффективными результатами тематического проекта по формированию ЗОЖ у дошкольников «Будь здоров малыш!» являются:
• Показание высоких результатов мониторинга по снижению заболеваемости.
Вывод
Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне. На сегодняшний день в соответствии с ФГОС физическое направление, включающее образовательные области «Формирование начальных представлений о ЗОЖ», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений
Список используемой литературы:
Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье» : Методическое пособие. - М. ,2014.
Шорыгина Т. А. «Безопасные сказки». «Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице». -М. ,2014.
Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд. : Москва Линка – Пресс 2009 г.
Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд. : ЦГЛ Москва 2003 г.
Иванова Н. В., Кривовицына О. Б. «Социальная адаптация малышей в ДОУ» Изд. : Москва Творческий центр «Сфера» 2011 г.
Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г
Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд. : Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.