Татьяна Карпова
Конспект познавательной игры «Самый умный» по сказкам К. И. Чуковского
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания о произведениях К. И. Чуковского.
Задачи:
• Развитие творческих и коммуникативных способностей, логического мышления, творческой фантазии ребят.
• Воспитание уважения к окружающим, к своим друзьям;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к книгам;
• Прививать интерес к творчеству писателей;
• Формировать умение отвечать на вопросы, играть командой;
Методы и приё мы:
Словесный – беседа по произведению, вопросы по содержанию произведений.
Наглядный – Показ иллюстраций произведений и портрета К. И. Чуковского.
Физминутка
Публикация «Конспект познавательной игры „Самый умный“ по сказкам К, И, Чуковского» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
Художественное слово - загадки
Оборудование и ТСО: Табло для названия команд, карточки, фломастеры, листы бумаги, кроссворд, грамоты.
Выставка книг: «Айболит», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей», «Федорино горе».
Домашнее задание: Заранее ознакомить детей с творчеством К. И. Чуковского (чтение сказок в группе). Придумать для соперников по 5 загадок по сказкам К. И. Чуковского.
Ход занятия:
В. : Добрый день, уважаемые гости и участники! Мы с вами на игре «Самый умный». И прежде чем мы начнем нашу игру, послушайте мой рассказ.
Эта удивительная история произошла много лет назад. Жил в то время в городе Петрограде один человек. Звали этого человека Николай Васильевич Корнейчуков. Вам что - нибудь говорит эта фамилия? (Ответы детей…. Тогда слушайте. По профессии этот человек был литературным критиком, т. е. он писал критические статьи, свою профессию он очень любил. И если бы кто - нибудь сказал, что совсем скоро он станет знаменит совсем в другом литературном жанре, то он бы, наверное, очень удивился.
Но однажды случилось вот что. Заболел его маленький сынишка, и заболел он в совсем другом городе. И когда Николай Васильевич вез его на поезде домой, мальчик из-за болезни очень сильно капризничал, стонал, плакал. Что бы хоть как - нибудь отвлечь его отец стал рассказывать сказку, начав, он и сам не знал, что будет дальше. Да и не так этот уж было и важно, важно было не замолчать, не останавливаться.
Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил,
Папиросы курил
По – турецки говорил
Крокодил, Крокодил Крокодилович.
И его сынишка на его удивление, под шум его голоса успокоился и стал его слушать. А теперь догадались, о ком я говорю?
Мальчик успокоился и уснул, а на утро потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Возможно, этот случай и не имел бы ни каких последствий, но вскоре с Николаем Васильевичем произошел подобный случай.
Он работал над важной статьей, и вдруг он услышал громкий плач своей дочери. Она ревела в три ручья, не хотела мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей :
Надо, надо умываться по утрам и вечерам
А не чистым трубочистам стыд и срам стыд и срам.
Так родился на свет знаменитый «Мойдодыр», так литературный критик превратился в детского писателя. Его книги любили ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете и вы их. И этого писателя зовут …. Корней Иванович Чуковский.
Как вы догадались, наша игра пройдет по произведениям сказок К. И. Чуковского. У нас участвуют 2 команды. Командам нужно придумать название, девиз команды, и выбрать капитана.
1 команда…. Девиз команды…. Капитан команды….
2 команда…. Девиз команды…. Капитан команды….
Команды приветствуют друг друга (пожимают руки, проходят и садятся за столы)
В. : Чтобы выявить победителя игры, представлю жюри.
…
Для того чтобы начать игру, напоминаю правила игры :
- Каждая команда отвечает на свои вопросы;
- Не выкрикивать;
- Если готовы отвечать, поднимите руку с красной карточкой, которая лежит у вас на столе;
- Помогайте своим товарищам.
Игра состоит из 5 геймов. Командам лишь один раз за игру можно подойти к книгам со сказками за помощью, на одну минуту.
Удачи!
В. : Разыграем право первого хода, (капитаны вытягивают карточку).
Кому досталась карточка с цифрой 1- отвечает первый. Сейчас мы узнаем, какая команда лучше знает сказки К. И. Чуковского.
1 гейм (звучит гонг).
«Разминка».
(за правильный ответ ставится один бал)
Вопросы командам.
• На чем ехали звери в сказке К. И. Чуковского «Тараканище»? (велосипеде, воздушный шар, хромая собака, волки на кобыле, автомобиль, жаба на метле)
• Кто принес Айболиту телеграмму из Африки и кто ее послал? (шакал, телеграмма от гиппопотама)
• Какое слово постоянно твердил Айболит? (лимпопо)
• В какую игру играли Таня и Ваня в Африке со слонами? (в чехарду)
• Почему обиделся на Таню и Ваню бегемот? (за щекотку и слова «Ну и брюхо что за брюхо, замечательное»)
• Кого звери позвали на помощь, чтобы освободить солнце? (медведь)
• Что случилось с мочалкой на аллее? (проглотил крокодил)
• В какой сказке «волки от испуга скушали друг друга»? (Тараканище)
• Кто потушил море в сказке «Путаница»? (бабочка)
• 2. Что случилось с луной в сказке К. И. Чуковского «Тараканище»? (Упала на слона)
• 3. Где жили больные зверята? (Африка на реке Лимпопо).
• 4. Чем лечил Айболит больных зверят? (гоголь - моголь).
• 5. Кто помог Айболиту пересечь море? (кит).
• 6. Какое страшное слово произносил Бармалей? (Карабас, Карабас пообедаю сейчас)
• 7. Почему медведь не хотел идти выручать солнце? (Медвежат в канавке потерял)
• 8. Кто помог Тане и Ване и доктору Айболиту освободиться от Бармалея? (Проглотил крокодил)
(Жюри подводит итоги 1 гейма)
2 гейм (звучит гонг).
Черный ящик
В черном ящике находится вещь из произведений К. И. Чуковского, ваша задача угадать эту вещь.
1. В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон» Что это? (Калоша)
2. В ящике то что проглотил крокодил в сказке «Мойдодыр» Что это? (Мочалка)
3. В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха Цекатуха» Что это? (Варенье)
4. В ящике то, чем лечил бегимотиков доктор в сказке «Доктор Айболит» Что это? (Шоколад)
5. В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище»
Что это? (Воздушный шар)
6. В ящике то, что росло на чудо дереве в стихотворении «Чудо дерево» Что это? (Обувь)
В. : Пока жюри подводит итоги 2 гейма, мы немного разомнемся.
Веселая игра на внимание «Я - не Я». (Участвуют все, разминка)
( Дети встают в круг: на «Я» - встать, руки вверх; «не Я» - присесть).
В. : -Кто любит шоколад?
- Кто любит мармелад?
- Кто не моет уши?
- Кто любит гранат?
- Кто любит виноград?
- Кто любит урюк?
-Кто не моет рук?
- Кто любит мороженое?
- Кто любит пирожное?
- Кто любит ириски?
- Кто лакает из миски?
- Кто любит помидоры?
- Кто жарит мухоморы?
- Кто любит кино?
- Кто разбил окно?
- Кто любит печенье?
- Кто любит варенье?
- Кто любит мед?
- Кто все время врет?
- Кто хочет пельмени?
- Кто хочет банан?
- Кто упрямый, как баран?
- Кто хочет «Кока- колу»?
- Кто вымоет всю школу?
В. : Молодцы! В группе мы еще поиграем в эту игру, чтобы стать внимательнее. А сейчас наша викторина продолжается.
(Жюри оглашает результаты 2 гейма.)
3 гейм (звучит гонг).
«Конкурс капитанов».
В. : Отгадайте из какой сказки отрывок :….? (на столе лежат карточки с отрывками, командиры по очереди их вытягивают) (Приложение 1)
(Зачитываются отрывки из сказок – капитаны отвечают на вопросы по очереди).
1. Одеяло убежало, улетела простыня и подушка, как лягушка ускакала от меня. (Мой Додыр)
2. Тараканы прибегали, все стаканы выпивали, а букашки по по три чашки с молоком и крендельком (Муха Цокотуха)
3. Но папочка и мамочка уснули вечерком, а Танечка и Ванечка в Африку бегом. (Бармалей)
4. И обрадовались блюдца Дзинь ля-ля, Дзинь ля-ля! И танцуют и смеются! Дзынь – ля-ля! Дзинь-ля-ля! (Федорино горе)
Конкурс болельщиков «собери портрет».
В. : Отгадайте загадку (отгадывают болельщики, и вы узнаете, чей портрет наши команды будут рисовать. Команды по очереди подбегают к столу и рисуют по одной части тела от героя.
Жил разбойник злой- презлой
Всех, кто с ним встречался,
Он пугал ночной порой
И бегом спасался.
(Бармалей)
В. : Загадку отгадали правильно. Будем собирать злого разбойника Бармалея.
В. : Следующий портрет, чей мы будем собирать, отгадайте вы сейчас.
Всех всегда лечить он хочет,
Лечит днем и лечит ночью.
Если руку ты ушиб,
Если горло заболело,
Одолел тебя вдруг грипп
Ты к нему направься смело.
(Доктор Айболит)
В. : У нас замечательные команды, отличные портреты у них получились. За это каждая команда получает по дополнительному очку.
4 гейм (звучит гонг). Приложение 2
«Кроссворд»
Ч
1. п У т а н и ц а
2. т а р а К а н и щ е
3. м О й д о д ы р
В
4. С о л н ц е
К
5. а й б о л И т
б а р м а л е Й
В. : Из какой сказки К. И. Чуковского?
1. Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята хрюкать!»
2. И вскричал гиппопотам:
«Что за стыд, что за срам!
Эй, быки и носороги
Выходите из берлоги…
И врага на рога поднимите!»
3. Вдруг на встречу мой, хороший
Мой, любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
И мочалку словно галку,
Словно галку проглотил.
4. Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало,
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
5. А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются
Так, что дубы сотрясаются.
6. Мы от мамы убегать
Никогда не будем
И по Африке гулять
Навсегда забудем
5 гейм
Героический поступок.
Следующее задание называется «Героический поступок»
Нужно соединить героя сказки с поступком, который он совершил. (Приложение 3)
АЙБОЛИТ ЗАЖГЛИ МОРЕ
ВОРОБЕЙ ПРОГЛОТИЛ СОЛНЦЕ
КРОКОДИЛ ПОМЫЛА СВОЮ ПОСУДУ
КОМАР ВЕРНУЛ СОЛНЦЕ В НЕБО
ФЕДОРА ПОТУШИЛА МОРЕ
МЕДВЕДЬ СПАС МУХУ-ЦОКОТУХУ
БАБОЧКА СЪЕЛА ТАРАКАНА
ЛИСИЧКИ ВЫЛЕЧИЛ ЗВЕРЕЙ
В. А пока жюри подводит итоги, мы с вами подгадываем загадки, ведь Корней Чуковский написал еще книгу «25 загадок и 25 отгадок» (отгадывают и болельщики)
Был белый дом чудесный дом,
И что-то застучало в нем,
И он разбился, и от туда
Живое выбежало чудо –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Цыпленок)
Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел (Пароход)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце её припечет –
Заплачет она и умрет (Сосулька)
Хожу брожу не по лесам, а по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
Я одноухая старуха
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха, как паутинку я тяну. (Иголка)
Мудрец в нем видел мудреца
Глупец-глупца
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца.
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)
(Подводятся итоги жюри, оглашают победителей).
В. : Наша игра подошла к концу. Слово нашему жюри. И так, сегодня победила команда… Но проигравшие не расстраивайтесь, у нас будут еще викторины, конкурсы, игры и у вас будет шанс стать победителями! (сладкие призы для всех)
Приложение1.
1. Одеяло убежало, улетела простыня и подушка, как лягушка ускакала от меня.
2. Тараканы прибегали, все стаканы выпивали, а букашки по три чашки с молоком и крендельком
3. Но папочка и мамочка уснули вечерком, а Танечка и Ванечка в Африку бегом.
4. И обрадовались блюдца Дзинь ля-ля, Дзинь ля-ля! И танцуют и смеются! Дзынь – ля-ля! Дзинь-ля-ля!
Приложение2
«Кроссворд»
Ч
1. У
2. К
3. О
В
4. С
К
5. И
6. Й
Из какой сказки К. И. Чуковского?
1. Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята хрюкать!»
2. И вскричал гиппопотам:
«Что за стыд, что за срам!
Эй, быки и носороги
Выходите из берлоги…
И врага на рога поднимите!»
3. Вдруг на встречу мой, хороший
Мой, любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
И мочалку словно галку,
Словно галку проглотил.
4. Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало,
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
5. А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются
Так, что дубы сотрясаются.
6. Мы от мамы убегать
Никогда не будем
И по Африке гулять
Навсегда забудем
Приложение 3
АЙБОЛИТ ЗАЖГЛИ МОРЕ
ВОРОБЕЙ ПРОГЛОТИЛ СОЛНЦЕ
КРОКОДИЛ ПОМЫЛА СВОЮ ПОСУДУ
КОМАР ВЕРНУЛ СОЛНЦЕ В НЕБО ФЕДОРА ПОТУШИЛА МОРЕ
МЕДВЕДЬ СПАС МУХУ-ЦОКОТУХУ
БАБОЧКА СЪЕЛА ТАРАКАНА
ЛИСИЧКИ ВЫЛЕЧИЛ ЗВЕРЕЙ