светлана сучилина
«Пересказывание рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: формировать интерес детей к творчеству Н. Носова; расширять представления детей об особенностях произведения; учить детей понимать юмор в произведении; развивать умение обобщать и сравнивать, правильно выстраивать выводы; продолжать воспитывать нравственные качества личности ребенка.
Задачи:
- прививать любовь к художественной литературе; продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова;
-обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом;
-формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;
-способствовать развитию монологической речи т. е. формировать умение
связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно
передавать содержание рассказа;
-воспитывать у детей дружеские отношения, желание оказать поддержку и внимание другому; доброжелательное отношение к животным.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением портрета
Н. Н. Носова, иллюстрации к рассказу.
Организационный момент:
Воспитатель собирает детей около себя
- Ребята, я вчера звонила Мише, чтобы узнать, как он себя чувствует, скоро ли поправится и придет в наш сад. А ему дома одному очень грустно, как мы можем ему помочь? (ответы детей: позвонить и рассказать что-то интересное, нарисовать веселые картинки и отправить ему и т. п.)
- Я знаю рассказ замечательного писателя Н. Н. Носова, который написал много детских забавных историй. Он называется «Живая шляпа». Я сейчас вам его прочитаю, а потом вы можете пересказать его Мише, мы даже можем записать видео и отправить ему.
Основная часть:
• Чтение произведения.
• После чтения воспитателем рассказа проводится беседа:
— На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?
— Где происходило главное действие рассказа?
— Кто является главным героем рассказа? Почему?
— Почему мальчики решили, что шляпа живая?
— Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?
— Вспомните, как испугались мальчики.
— Как узнали мальчики секрет шляпы?
— Куда попал Владик картошкой?
— Почему Володя собрался уходить?
— Из-за чего он остановился?
— Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?
— Кому из ребят пришла в голову мысль бросаться картошкой? Почему?
— Как вы можете оценить поведение мальчиков. Какие они?
— Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.
— Как же мальчики относятся к животным?
— Какая история получилась? Смешная или печальная?
• Мимические упражнения
- Ребята, вспомните, как Вовка и Вадик испугались и затряслись от страха, когда шляпа побежала (показываем испуг и движение страха).
- Хорошо. А теперь, вспомните, как они обрадовались, когда увидели, что под шляпой котенок Васька (улыбаемся, обнимаем себя).
- Молодцы
• Составление плана рассказа.
- Чтобы пересказать рассказ для Миши, нам нужно составить план пересказа.
- Из скольких частей состоит каждый рассказ?
- Какие это части?
- В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.
- Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). Какое название можно придумать для этой части?
- О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация соответствует этой части?
- Чем закончилась история про мальчиков и котёнка? Какое название можно дать третьей части рассказа?
• Составление рассказа:
1. Котенок Васька сидел около комода и ловил мух. Шляпа лежала на комоде. (Около чего сидел котенок Васька? Где лежала шляпа)
2. Вадик и Вовка сидели за столом и рисовали. Вдруг позади них что-то упало. Они обернулись и увидели, что шляпа лежит на полу. (Что делали Вадик и Вовка? Что они услышали позади себя? Что увидели мальчики)
3. Вовка подошел к шляпе и хотел ее поднять. Но шляпа зашевелилась и поползла к нему. (Что хотел сделать Вовка? Как вела себя шляпа в этот момент)
4. Мальчики испугались и выбежали из комнаты. (Куда побежали мальчики)
5. На кухне мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и пошли пугать шляпу. Но шляпа их не испугалась. (Что взяли Вовка и Вадик на кухне? Испугалась ли их шляпа) 6. Тогда мальчики взяли картошку и стали стрелять (кидать) в шляпу. Одна картошка попала в шляпу. И из-под нее выбежал котенок. (Чем мальчики стреляли в шляпу? Кто выбежал из-под шляпы)
- Ребята, как вы думаете, котенку Ваське было страшно под шляпой? (ответы детей).
- Ребята, кто из вас может рассказать для Миши эту историю от начала до конца? (спрашивается 2-3 ребенка, видеозапись рассказа детей).
Заключительная:
Воспитатель: - Вам понравился рассказ? С рассказом какого писателя мы познакомились?
- Ребята, как вы думаете, эта история придуманная или могла быть на самом деле? А как бы вы поступили на месте мальчиков? (ответы детей).
-Сейчас нам нужно решить, какое видео мы сегодня отправим для Миши, чей пересказ понравился больше. (обсуждение).
-А еще, если хотите, то можете нарисовать свои иллюстрации к рассказу и мы их тоже отправим Мише.