Гаврилова Анна
Повышение техники чтения младших школьников на уроках литературного чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение техники чтения младших школьников на уроках литературного чтения.
«Читать – это еще не значит: что читать и
как понимать читаемое - вот в чем дело.»
К. Д. Ушинский
Для того чтобы ребенок мог успешно учиться в школе в первую очередь ему необходимо овладеть основными навыками: чтением, письмом и счетом. Можно сказать, что именно они являются основой всего образования.
Публикация «Повышение техники чтения младших школьников на уроках литературного чтения» размещена в разделах
Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – один из четырех видов речевой деятельности, которое неразрывно связано со всеми другими ее видами: говорением, слушанием и письмом. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целеноправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
К огромному сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают в «готовом» виде из другого источника - интернета и телевидения. Ребенок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Многие компьютерные игры завлекают больше, чем литературное произведение, обогащенное эмоциями, «красками» авторского слова, построением сюжета, ролью действующих героев.
Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающая личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Все эти качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.
Писатель Лев Николаевич Толстой очень красиво сказал : «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку, читать должно быть интересно.»
Я предположила, что развитие навыков техники чтения будет эффективным, если на своих уроках я буду использовать различные игры и тренинги для повышения техники чтения.
На уроках использую такие игры как «Чтение с пятками», «День - ночь», чтение сплошного текста (текст набран без пробелов, задача прочитать правильно).
«Пирамидка» (задача в том, чтобы прочитать цифры на «склонах» пирамиды, при этом не отрывая взгляда от чисел, расположившихся вдоль центральной оси.
«Потерянный текст» (текст без низа, без верха) - прочитать правильно.
Чтение с картинками. Когда вместо картинки нужно назвать слово.
Чтение наоборот. Когда слова читаются справа налево.
Чтение с «моторчиком» - дети читают сначала по слогам, потом целыми словами, затем увеличивают скорость чтения.
Игра «Перемешанные буквы».
Чтение перевернутого текста. То есть обычный текст переворачивается вверх ногами. Нужно его прочитать.
Хочу обратить внимание на то, что сейчас дети больше внимание уделяют не книгам как хотелось бы, а компьютерным играм, своим гаджетам, видеороликам.
Использование компьютера тоже позволяет найти индивидуальный подход к каждому. Каждому ребенку может даваться индивидуальное задание в удобном для него темпе. Можно давать задание : «Набери текст на компьютере». Также можно использовать на уроках компьютерные игры. Например игра «Прочитай», «Найди слова героя».
В начальной школе необходимо научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Для этого нужно владеть как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного. Надеюсь, что использование различных игр на уроках обучения грамоте и чтения поможет моим ученикам читать правильно, бегло, выразительно, научит их лучше ориентироваться в тексте, будет способствовать формированию словесно-логической памяти, расширять поле зрения, развивать устойчивое внимание.
Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находиться в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои потребности,то положительное, что в нем заложено. По мнению психологов – скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целеноправленная работа над развитием и совершенствование навыка чтения от класса к классу.
Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30-35 минут. Об это нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить. Быстрое чтение активизирует процессы мышления, внимания и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Когда дети с интересом стали читать, появилась беглость и осмысление чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.
Используя, все описанные методы и приемы работы со слабоуспевающими детьми, всегда не теряешь надежду, что они научатся, все у них получится, радуешься увеличению темпа чтения. Хочется, чтобы в нашей стране были грамотные и любящие книгу люди.