Екатерина Сергеевна Васильева
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с НОДА, в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно статистическим данным, за последнее десятилетие значительно увеличилось количество детей с нарушениями в развитии, в том числе с нарушениями опорно — двигательного аппарата. К сожалению, далеко не многие дошкольные образовательные учреждения могут предложить образовательно — воспитательную помощь для таких детей, оказать им и их родителям поддержку в решении вопросов коррекции имеющихся у ребенка дефектов речевого, психического, поведенческого спектра.
Публикация «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с НОДА, в условиях ДОО» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
На базе нашего ДОУ уже несколько лет успешно функционируют комбинированные группы для детей с нарушениями опорно —двигательного аппарата, которую посещают дети с различными видами двигательных и психических расстройств и их нормально развивающиеся сверстники.
В данных группах особое внимание специалистов, работающих с детьми, уделяется сотрудничеству с семьей, так как у особых детей наблюдается сочетание целого ряда расстройств: двигательных, психических и речевых, с возможными сопутствующими нарушениями зрения, слуха и сенсомоторной чувствительности. В связи с тем, что и родитель и ребенок страдают от нарушения коммуникативных отношений при дизартрических расстройствах, особенно при анартрии, а так же для максимально успешного решения задач коррекционно-развивающей программы, необходимо тесное взаимодействие логопеда с родителями дошкольника, которому оказывается логопедическая помощь в ДОУ. Наши длительные исследования доказали необходимость включения родителей в процесс коррекционной помощи ребенку в рамках ДОУ с целью формирования у них адекватных способов общения со своим ребенком.
Подобное взаимодействие является важным составляющим процесса преодоления речевых патологий. Особенно важен данный аспект в коррекционном логопедическом процессе, участником которого является ребенок, имеющий отклонения в развитии.
Опыт работы с детьми с ОВЗ показывает, что речевой дефект ребенка, наряду с двигательными расстройствами, сопровождающийся нарушением речи и модуляции голоса, постоянной саливацией, гримасами, сильно травмирует родительскую психику, зачастую приводя к отрицательным изменениям внутрисемейных отношений. Беседа с родителями детей, посещающих комбинированные группы, показала, что нарушения речи, психики и двигательной функции детей зачастую являются причиной не только семейных споров и конфликтов, но и причиной развода родителей, так как осознание того, что ребенок родился с физическими и психическими нарушениями зачастую не просто пугает, но и психологически угнетает родителей и близких ребенка.
В процессе общения с логопедом 88% родителей признались, что ограниченность и искаженность речи зачастую отталкивают от детей с ограниченными возможностями нормально развивающихся сверстников (а иной раз и взрослых, что приводит к острому дефициту общения. 67% родителей переживают эмоциональные и психические стрессы из-за того, что внешние признаки неполноценного развития ребенка, его достаточно часто неадекватное поведение, привлекают внимание окружающих. Все 100% опрошенных нами родителей глубоко обеспокоены речевыми нарушениями детей и готовы к тесному и добросовестному сотрудничеству с логопедом. Основной целью сотрудничества родителей со всеми специалистами, работающими с ребенком, мы считаем проявление интереса у близких малыша к овладению педагогическими методами и приемами для последующего использования их в повседневной жизни.
С целью оптимизации коррекционного процесса, педагогическая поддержка родителей проводится в форме консультирования семьи, бесед, лекций, практических занятий, что позволяет максимально привлечь родителей к участию в процессе коррекции речевых расстройств, сформировать адекватное представление о проблемах ребенка, связанных с наличием речевой патологии.
Важную роль в процессе сотрудничества логопеда с родителями мы отводим открытым занятиям, на которых родитель и педагог являются равноправными партнерами, осуществляющими совместную деятельность и преследующими общую цель. Постепенно родители, которые в течение первых совместных занятий занимали больше пассивную позицию, носящую скорее наблюдательский характер, переходят на позицию активного помощника, партнера по оказанию коррекционно — педагогической поддержки ребенку. На наш взгляд, подобная форма работы позволяет не только расширить знания родителя о речевом нарушении ребенка, но и предоставляет возможность понять, какие сложности испытывает ребенок на занятии, что ему удается, какие результаты достигнуты, в какой форме логопед проводит занятие, как общается с ребенком. Перенося данный опыт и знания, полученные на занятии, родитель старается строить занятия в домашних условиях, опираясь на увиденную модель, что позволит достичь высоких результатов в работе по исправлению речевых патологий ребенка. Привлекая родителей к совместным занятиям, мы даем им возможность испытать радость за успехи дошкольника, а так же повысить воспитательный потенциал семьи.
Особое место в работе логопеда с родителями, воспитывающими ребенка с отклонениями в развитии, мы отводим консультативной деятельности. В целом, эта форма работы направлена на оптимизацию внутрисемейных отношений, формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, укрепление веры родителей в возможности и перспективы роста и развития ребенка. В течении учебного года тематика консультаций определяется с учетом возникающих потребностей детей и родителей и могут быть как заранее предусмотренные логопедом, так и проводимые по инициативе родителей (на наш взгляд именно последние наиболее ценны и значимы для успешного сотрудничества).
Логопед нацеливает родителей на то, как должны строиться домашние занятия с ребенком, на что необходимо обратить особое внимание:
- особое внимание уделять обогащению словарного запаса ребенка, развитию связной речи.
-важно спокойное отношение членов семьи к ребенку и его речевому дефекту, недопустимо ругать, наказывать, передразнивать ребенка, высмеивать его речевые недостатки.
-относиться к ребенку следует уважительно.
- обстановка во время занятия в домашних условиях должна быть комфортной и доброжелательной
- предлагаемые задания должны быть доступны для ребенка.
- даже простейшие задания могут вызвать у ребенка затруднения, необходимо реагировать на это спокойно, ни в коем случае не показывая ребенку своего раздражения от его неправильных ответов или высказываний.
- родители могут строить домашние занятия с ребенком в игровой форме, повышая тем самым интерес к процессу развития речевых функций.
- обязательно должен подводиться итог занятия, работа ребенка непременно должна оцениваться положительно.
- важно, чтобы занятия ребенка в семье были систематическими, проводились примерно в одно и то же время.
Опираясь на советы логопеда, приведенные выше, процесс работы родителей по устранению речевых недостатков стал плодотворным и результативным, а также положительным с эмоциональной точки зрения. Опыт взаимодействия с родителями детей, посещающих группу и имеющих отклонения в развитии, показывает, что одним из важнейших параметров в процессе консультативной деятельности является установление контакта на уровне так называемой обратной связи. Так как, на наш взгляд, очень важно, чтобы не только логопед проявлял инициативу, привлекая и приобщая родителей к совместному процессу коррекции речевых нарушений ребенка, но и сами родители и другие члены семьи малыша, понимая, что им сочувствуют, искренне пытаются помочь, оказывая профессиональную поддержку, стремились контактировать со специалистами, занимающимися воспитанием, обучением и развитием ребенка с нарушениями опорно -двигательного аппарата, имеющим психические и речевые расстройства.
Мы уверены, что работа с детьми с ОВЗ должна строиться в тесном сотрудничестве с семьей. Именно в этом случае, как показывает наш опыт работы, коррекционный процесс будет успешным, а родители смогут повысить свой педагогический опыт и стать полноправными, компетентными участниками воспитательно - образовательного процесса, что будет способствовать активизации коррекции и улучшению взаимоотношений с ребенком.