Людмила Пестова
Повышение профессиональной компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов и, в первую очередь, профессиональной деятельности педагога. Разработанный профессиональный стандарт педагога, нацелен на повышение качества образования. В документе указаны профессиональные компетенции воспитателя отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Публикация «Повышение профессиональной компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества образовательной деятельности» размещена в разделах
Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми.
Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности.
Педагог должен уметь творчески сотрудничать, и с детьми, и с родителями, и с коллегами по работе; грамотно решать конфликтные ситуации. А для этого необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, разработать необходимые рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций, по формированию благоприятного морально-психологического климата.
В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, владению профессиональными компетенциями, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.
Необходимость совершенствовать свою профессиональную компетенцию обусловлена современными требованиями, а они таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт «Образование для всех, образование через всю жизнь…».
Итак, повышение компетентности, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования, должно заключаться:
в расширении круга проблем, к решению которых должны быть готовы педагоги до-школьного образования;
подготовке к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-культурной, досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др.);
повышении сложности проблем, к решению которых должны быть готовы педагоги;
обогащении возможностей выбора эффективных способов решения проблем; (коммуникативных, информационных, организационных и др.).
способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Основные составляющие профессиональной компетентности педагога представлены на слайде:
- методологическую,
- психолого-педагогическую,
- коммуникативную,
- исследовательскую,
- презентационную,
- акмеологическую,
- икт-компетентность
Содержание педагогических компетентностей педагогов ДОУ
Содержание Методологической компетентности нам знакомо, когда работали по внедрению ФГОС ДО
Содержание компетентности : реализация системно - деятельностного подхода.
Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребёнка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребёнок) совместная (партнёрская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач
Содержание Психолого-педагогической компетентности также знакомо
Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательной деятельности.
Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательной деятельности (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательной деятельности)
Содержание Коммуникативной компетентности также нам знакомо
Заключается в практическом владении приёмами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители, члены семьи, педагоги).
Остановлюсь на Исследовательской компетентности, что она в себя включает?
Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательной деятельности : создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять её в условиях своего образовательного учреждения, группы.
Содержание Презентационной компетентности также нам знакомо
Умение презентовать положительный опыт в своей профессиональной деятельности в написании статей в журналах, на образовательных сайтах, выступления на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т. д.
На мой взгляд, очень тяжело у педагогов развита Акмеологическая компетентность
Способность к постоянному профессиональному совершенствованию.
Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста. Причём как у и молодых педагогов, так и с многолетним стажем работы.
Информационно-коммуникационной компетентностью практически все педагоги владеют на достаточно хорошем уровне
Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете
Итак, компетентность – это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности.
А профессиональная компетентность – это есть профессионализм и педагогическое мастерство воспитателя.
пути развития профессиональной компетентности педагога представлены на слайде:
• курсы повышения квалификации
• исследовательская, экспериментальная деятельность
• инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
• активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах
• участие в методических объединениях, творческих группах
• умение ориентироваться в информационном потоке
• обобщение собственного педагогического опыта
• и самое главное - самообразование, являющееся составной частью системы непрерывного образования, связующим звеном между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.
Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет. Это обязывает каждого специалиста, независимо от полученного образования, заниматься самообразованием.
Самообразование – это деятельность педагога с целью расширять и углублять свои теоретические знания, совершенствовать имеющиеся и приобретать новые профессиональные навыки и умения в свете современных запросов. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой порождает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
- эффективность профессиональной деятельности,
- творческий рост педагога,
- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, являются критериями самообразования
формы самообразования вам знакомы, они представлены на слайде
• индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
• коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе
и которые включают в себя:
• изучение литературы,
• обзор информации в интернете,
• прослушивание лекций, докладов, консультаций,
• посещение семинаров, вебинаров, конференций, тренингов,
• практическая деятельность и т. д.
Важно, чтобы знания, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого. Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать собственное мнение по какому- то вопросу.
Необходимо уметь накапливать, хранить полученные сведения, факты, знания. В работе по самообразованию может помочь некий алгоритм работы: выбор темы, определение целей и задач, составление плана работы, подбор видов деятельности, подбор источников, анализ результатов.
Процесс самообразования воспитателей проходит по последующим этапам.
Первый этап - диагностический, предусматривает формирование потребности в самообразовании, создание определенного настроя на самостоятельную работу, осознание необходимости в получении знаний; анализ профессиональных затруднений и интересов.
На диагностическом этапе Тестовая методика «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» Л. Н. Бережновой позволяет определить уровень стремления педагогов к самосовершенствованию и построить план методической работы.
На этом этапе старшим воспитателем выявляются желания воспитателя работать над той или иной проблемой, в помощь воспитателям предлагаю познакомиться с примерным планированием этапов работы над темой самообразования, памяткой по самообразованию.
На втором этапе планируется работа по самообразованию : постановка воспитателем проблемы, выбор цели и задач работы, формулирование самообразовательной темы, построение логики своих действий. Педагогам рекомендую заполнить индивидуальный план по самообразованию, выстроив, таким образом, траекторию своего саморазвития.
На третьем этапе - воспитатели знакомятся с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме; с передовым педагогическим опытом; изучают материалы по выбранной проблеме.
Четвертый этап – На практическом этапе, во время которого происходит адаптация теоретического материала к практике; апробирование выбранных методов работы; изготовление атрибутов, организация и проведение практической работы с воспитанниками, мониторинг. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.
Пятый этап - подведение итогов, на нем воспитатели в процессе дальнейшей деятельности использовали свой собственный опыт, а также занимались его распространением, т. е. созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки занятий и другие методические наработки); апробацией, отслеживанием результативности. Этот этап предусматривает практические выходы: отчет педагогов о ходе самообразования, проведение открытых занятий, различных мероприятий, мастер-классы для коллег.
Для успешной реализации работы педагогов по самообразованию в нашем детском саду был составлен план мероприятий. Вы видите его на слайде
Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, быть конкурентоспособными, а главное, повышать качество дошкольного образования.
Таким образом, воспитатель 21 века:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.