Надежда Кузина
Развитие творческого потенциала педагога
«Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке.»
В. А. Сухомлински.
Инновационную деятельность в образовании следует рассматривать как систему взаимосвязанных действий, направленных на преобразование сложившейся практики образования, на разрешение существующих в системе образования проблем. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. ориентирована на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.
Публикация «Развитие творческого потенциала педагога» размещена в разделах
Первой ступенькой к инновационной деятельности является педагогическое мастерство. По мнению А. С. Макаренко педагогическое мастерство - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Овладев педагогическим мастерством, педагог готов подняться на следующую ступень – педагогическое творчество.
Педагогическое творчество — это «создание чего-то нового на основе преобразования познанного (нового результата, оригинальной методики обучения). Новизна и преобразование – две наиболее существенные характеристики творчества» (В. И. Загвязинский).
Овладев педагогическим творчеством, педагог готов к инновационной деятельности. Инновационная педагогическая деятельность – это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного практического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания.
Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
Инновация является одним из принципов современной педагогики. Подготовка педагога должна быть направлена на формирование готовности к восприятию новшеств и умению действовать по-новому.
Развитие творческого потенциала педагога в условиях инновационной деятельности ДОО - сложный и разносторонний процесс, связанный с самоопределением и самореализацией личности. С ростом педагогического творчества и педагогического мастерства происходит ускорение темпов развития и перехода на новый уровень. То есть, чем выше уровень творческого потенциала педагога, тем лучше и быстрее он развивается, и, наоборот, на низких уровнях реализации творчества темпы развития гораздо ниже. Тем не менее, резервы развития творческого потенциала педагога скрываются в нем самом. Только личное желание и готовность к росту позволит найти рациональные пути их использования.
Становлению и развитию творческого потенциала педагога способствует реализация следующих взаимосвязанных психолого-педагогических условий : стимулирование активности, самостоятельности, внутренней свободы; использование рефлексии в процессе личностного и профессионального становления и развития; проектирование и организация образовательного процесса на основе личностных и профессиональных ценностей.