Лариса Конопкина
Повышение качества подготовки детей к школе в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое готовность к школе? Прежде всего, это общая готовность ребенка, физическая, личностная, интеллектуальная. Физическая готовность – это состояние здоровья, уровень развития двигательных навыков, моторных координаций, физическая и умственная работоспособность. Задача детского сада – вывести ребенка на тот уровень морфологического, функционального и психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения. Значительная часть детей имеет отклонения в состоянии здоровья, что снижает адаптационный потенциал организма. В связи с эти важная роль отводится здоровьесберегающим технологиям. Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья.
Публикация «Повышение качества подготовки детей к школе в условиях детского сада» размещена в разделах
Работа в этом направлении должна проводиться активнее, необходимо стремиться сохранить и укрепить здоровье каждого ребенка. Систематическое проведение целого комплекса мероприятий по физическому развитию детей : режим дня, рациональное питание, утренняя гимнастика, ритмическая, дыхательная, психогимнастика, зарядка после сна, различные виды массажа, физкультурные развлечения, праздники, подвижные игры, физкультминутки, закаливающие мероприятия – все направлено на сохранение здоровья и физического развития детей. В связи с тем, что современные дети много времени дома проводят у телевизора и компьютера, возрастает роль профилактики глазных заболеваний, то есть использование во время занятий упражнения для снятия напряжения, укрепления глазных мышц, регулярная смена места ребенка на занятиях. Состояние зрения детей непосредственно связано со стоянием их осанки. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Нарушение осанки влияет на психику ребенка, понижает общий жизненный тонус. Выработка осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Кроме традиционных форм в этом очень помогают занятия хореографий. Они являются дополнительным средством активизации ребенка, помогают формировать у детей представление о том, что такое правильная осанка. Особое внимание также следует уделять профилактике плоскостопия, для этого использовать не только утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, зарядку после сна, но и важно, чтобы детям были доступны дорожки из различных материалов, которые они могли бы использовать в свободное время, в игре. Особое развивающее воздействие на координацию движений пальцев кистей рук и на умственное развитие имеет пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры. Движения пальцев, кистей рук сопровождается занимательным текстом, что очень нравиться детям, поэтому они понравившиеся игры повторяют самостоятельно во время прогулок, свободных игр, показывают дома. Этим дети сами себе помогают развивать мелкую моторику, речь, творчество. Чем больше игр и разнообразнее, тем более вероятно, что каждый ребенок найдет для себя любимую. Необходимо формировать у ребенка ценностную установку на здоровый образ жизни, чтобы это стало жизненной потребностью ребенка, ведь физическое развитие и сохранение здоровья – важнейшее звено в цепи готовности к школе, если выпадает одно, то разрушается и вся цепь. Личностная готовность – это произвольность поведения, умение общаться, оценивать самого себя, стремление к учению. Воспитание, активное стимулирование и поддержка развития личности, невозможны без формирования нравственного идеала. Главное, начать с себя. Нацелиться на выполнение нравственных законов жизни: делай добро, люби и прощай людей; относись к людям так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе; познай себя и окружающий мир; бойся обидеть человека; умей дарить людям радость, не теряй оптимизма, ибо уныние – болезнь, болезнь духа. Необходимо чтобы к школе ребенок научился действовать самостоятельно, соблюдая доброжелательность, приветливость, точность (во времени и словах,щедрость (материальную и духовную, деликатность, тактичность, умение говорить и спрашивать, видеть другого, оказывать помощь и просить помощи. С такими качествами ребенку легко будет освоиться в новом школьном коллективе, новой обстановке учебной деятельности. Воспитанию у детей нравственных качеств способствуют сказки. Сказка - любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание (любовь, добро, счастье, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственно. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста. Воспитателю необходимо создать и поддерживать в коллективе дух взаимопомощи, сотрудничества, доверительных отношений. Доброжелательность, приветливая улыбка должны стать визитной карточкой педагога. Важно помочь ребенку найти себе игру, игрушки или уголок по интересу, поддерживать этот интерес, меняя содержание уголка, добавляя новое, интересное. Поддерживать дружеские отношения между всеми детьми, хотя это очень сложно в большом и неоднородном коллективе (в группе бывают заикающиеся дети, с задержкой психического развития) помогают коллективные работы: аппликация, лепка, рисование, хозяйственно-бытовой труд, труд в уголке природы, на огороде. Важно сделать родителей своими единомышленниками, чтобы ребенок усваивал нормы общественного поведения не только в детском саду, но и дома. В этом случае результат воспитания будет положительным.
Интеллектуальная готовность – это первую очередь развитие образного мышления, воображения, творчества, речи (а не только умения читать и писать). Известно, что с шести до семи лет идет интенсивное развитие речи у детей, словарь у детей может за год увеличиться в два раза. В этом возрасте ребенок, как губка, впитывает от окружающих то, что слышит. Важно, чтобы ребенок слышал правильную речь, литературные произведения и выражения, а затем мог использовать этот запас для ясного выражения своих мыслей. Как повысить эффективность занятий? Ребенок хочет, чтобы его работа имела смысл, была нужна. Значит, следует создать такую ситуацию, где необходимо кому-то помочь, кого-то спасти, вывести из трудной ситуации. Прочнее то знание и умение, к которому ребенок пришел сам. Дети не могут остаться равнодушными к беде, случившейся с каким-либо литературным героем, животным, игрушкой и стоит предложить им самим найти выход, придумать хороший конец сказки, истории. Дети любят опыты, эксперименты, этот интерес сохраняется надолго (вспомните, как любили в школе лабораторные опыты). Сначала эти эксперименты элементарны (мокрый, сухой песок, свет, тень, а в подготовительной группе эксперименты уже со словами: переставим слог, уберем буквы и т. п. Образовательный процесс, где ребенок несамостоятелен, малоэффективен. Необходимо так представить ситуацию, чтобы ребенок чувствовал, что от его действий, решений зависит чья-то жизнь, положение, ситуация в которую попал герой. Следует проводить разные виды занятий: информационные, тренировочные, игровые, проблемные в одном, так как дети подвижны и не могут долго сохранить свой интерес, внимание к одному объекту, виду деятельности. Важную роль играет развитие логического мышления. С этой цель используются различные таблицы для анализа и выделения предмета, картинки, отличающиеся от других; различные вопросы для развития смекалки, внимания, заданные ситуации для нахождения правильного выхода и т. д.
Одно время работали по программе Московского института образования и развития личности «Рекорд-старт». Эта программа очень понравилась и педагогам, и детям, и родителям. Дети в первом классе носили тетради по математике в школу и показывали одноклассникам. По мнению многих эта программа помогла хорошо подготовить детей к школе, так как уровневые задания не оставляли без внимания ни одного ребенка, а быть первым нравится всем. По этой программе на данный момент не работаем, но некоторые элементы, принципы при изучении нового материала или его закреплении обязательно используем, так как стремление быть лучшим, успешным было у всех детей. Чем более подготовленным ребенок придет в школу, не количество накопленных знаний, а готовность к мыслительной деятельности, к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций – тем успешнее, а значит, счастливее для него будет начало школьного детства.