Наталья Горохова
Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.
Одним из важнейших условий модернизации системы образования в России в период перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) является наличие и качество педагогических кадров. Педагог – ключевая фигура реформирования образования.
Публикация «Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов,» размещена в разделах
Именно на педагогов возложена функция реализации образовательных программ, основанных на передовых педагогических технологиях. В современном обществе возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Современные условия подразумевают наличие у педагога системного творческого мышления, информационно-коммуникативной культуры, конкурентоспособности, стрессоустойчивости, лидерских качеств и жизненного оптимизма, а также способности к самообладанию и осознанному анализу своей профессиональной деятельности.
Педагогу необходимо уметь строить свою профессиональную деятельность на высоком научно-педагогическом уровне, уметь принимать обоснованные педагогические решения и самостоятельно получать знания. Созрела объективная потребность в компетентных кадрах, способных творчески организовывать образовательный процесс, умеющих быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно совершенствоваться и развиваться.
На первый план сейчас выступает неформальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, т. е. соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией, поэтому проблема оценки качества деятельности педагогов становится все более актуальной. Нужно помочь педагогу увидеть собственные достижения, выявить проблемы и найти пути их решения.
Качество педагогических кадров – главный и самый важный компонент образовательной системы, т. к. реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обладает та или иная образовательная система.
Повышение квалификации педагогических работников - одна из главных задач МБДОУ на сегодняшний день.
Администрацией дошкольного учреждения должна быть выстроена система педагогической работы с кадрами по повышению уровня их профессиональной компетентности.
- Получение среднего и высшего профессионального образования
- Участие в методических мероприятиях ДОУ, района, города и области
- Самообразование
- Методическая работа с педагогами
- Самооценка (диагностика и анализ, постановка задач)
- Оценка профессиональной деятельности педагога
- Аттестация педагогических работников
- Участие в конкурсах профессионального мастерства
- Переподготовка, курсы повышения квалификации
В МБДОУ «Детский сад № 282» большой процент молодых педагогов в возрасте до 35 лет, что составляет более 50% от общего количества педагогических кадров. Также более 50% педагогов имеют высшее педагогическое образование. На сегодняшний день 5 воспитателей прошли профессиональную переподготовку на базе ГБОУ ДПО «НИРО». Каждый педагог регулярно направляется на курсы повышения квалификации, при этом очень редко это происходит по инициативе педагога, что мы попытаемся исправить в своей работе.
В МБДОУ «Детский сад № 282» 10 педагогов из 16 имеют первую кваликационную категорию и 1 – высшую. В перспективе еще двое воспитателей подадут заявления в аттестационную комиссию на 1 квалификационную категорию в 2017-2018 учебном году. А также задачей администрации МБДОУ на будущий учебной год является оказание методической помощи воспитателям, которые могли бы претендовать на получение высшей квалификационной категории, но по каким-либо личным причинам аттестацию не проходят.
Оценка профессиональной деятельности и уровня компитентности педагогов – важнейшее направление в работе руководителя, обеспечивающее повышение уровня профессинального мастерства специалистов посредством получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого результата и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и развития педагогов.
В основу работы по повышению квалификации педагогов через методическую работу образовательного учреждения целесообразно положить диагностику профессиональной деятельности педагогов. Диагностика помогает руководителю не только оценить фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявляет их профессиональные запросы и потребности, а значит, четко определяет цель работы с педагогическими кадрами дошкольного образовательного учреждения.
Содержание повышения квалификации определяется в годовом плане учреждения, в программе развития и т. д. В детском саду существуют различные формы методической работы по повышению квалификации педагогов, каждая из которых имеет свои особенности: педагогические советы, семинары, деловые игры, индивидуальные и групповые консультации, открытые просмотры, взаимопосещения, мастер-классы, педагогические часы, методические объединения и т. д.
Методическая работа в детском саду – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации. Такая работа должна строиться на индивидуальном подходе к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компитентности, включать в себя выявление, систематизацию и распространение передового педагогического опыта.
Участие педагогов в мероприятиях районного и городского уровня способствуют повышению качества образования, т. к. посещая методические объединения, различные семинары, лекции и конференции, педагоги могут увидеть практический опыт коллег, выделить то лучшее для себя, чтобы использовать потом в своей работе, а также поделиться своими методическими разработками. Особенно важны такие мероприятия молодым, неопытным специалистам, которым необходимо постоянно анализировать свою деятельность, сравнивать ее с работой других специалистов, выявлять недостатки и сильные стороны в своей работе, а затем корректировать свою деятельность на основе полученных аналитических данных.
Конкурсы, в которых участвуют педагоги, можно рассматривать как один из этапов повышения профессионального мастерства, как открытое массовое педагогическое соревнование, в котором побеждает сильнейший. В результате чего, педагог получает оценку своей деятельности и только положительную, а также и документальное подтверждение своим заслугам в виде сертификатов, дипломов и грамот. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности. Конкурсы педагогического мастерства проводятся в целях повышения престижа и статуса воспитателя или других специалистов МБДОУ в обществе, выявления и изучения новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержки инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.
Значительную роль в развитии личности и профессиональной компитентности педагогов отводится самообразованию, как целенаправленному самосовершенствованию. Профессия педагога подразумевает под собой постоянное изучение научно-популярной литературы, периодических изданий и т. д.
В современном мире необходимо стремиться к переменам и порождать их, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Повышая свой профессиональный уровень, педагоги должны понимать, что обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь.
В заключение отметим, что качество образования напрямую зависит от качества педагогических кадров, создания благоприятных условий для успешного труда и их переподготовки.