Мамедова Ирина Николаевна
Повышение ИКТ-компетентности педагогов (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов (ИКТ). Сейчас компьютеры входят активно и в систему дошкольного образования.
В настоящее время педагог, который использует в работе мультимедиа-проектор, электронную доску, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед другими коллегами. Но не все педагоги еще полностью освоили компьютерные технологии, что является проблематичным для оформления документации на рабочем месте, составления таблиц разного характера и т. д.
Публикация «Повышение ИКТ-компетентности педагогов (из опыта работы)» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Поэтому существует необходимость в повышении компетентности и грамотности педагогов в области ИКТ.
На данные момент это проблема является очень актуальной на мой взгляд. Я считаю, что необходимо организовать тщательную работу в этом направлении. Существуют различные курсы повышения компьютерной грамотности, но это больше теоретические курсы. Нужна практика. А этого можно добиться только тогда, когда ты сам пробуешь себя в новом деле.
Для того чтобы понять какие трудности испытывают мои коллеги в использовании ИКТ я предложила им вопросник-анкету, на которую они анонимно смогли ответить. Как показал результат анкетирования, самая острая проблема – это использование компьютера педагогами в своей деятельности.
Анкетирование показало, что педагоги затрудняются ответить, что такое информационно-коммуникационные технологии. Всего 30% педагогов используют ИКТ в своей работе. Эти педагоги слабо владеют навыками работы на компьютере. В основном используют компьютер для набора текста, например, оформление необходимой документации (30%). Только 10% умеют создавать презентации с использованием PowerPoint. 20% педагогов используют для поиска необходимой информации для работы такие поисковые системы как Yandex и Google. Но вот скачивать информацию с сайтов затрудняются. А вот что касается общения в социальных сетях, то тут проблем нет. Все 30% педагогов имеют странички в социальных сетях.
АВ анкете были предусмотрены и вопросы такого характера как: «Какими бы умениями вы хотели бы овладеть?». Ответы были разными, но 80% ответили, что хотят научиться набирать текст, 100% - хотели бы научиться создавать мультимедийные презентации в программе PowerPoint. 90% высказали свое желание по поводу умения скачивать в сетях интернет полезную и самое главное безопасную информацию. И конечно всем было интересно, как же можно создать собственную группу в социальных сетях – 100%
Проанализировав все анкеты мной было решено разработать индивидуальные методические маршруты по повышению ИКТ –компетентности педагогов ДОУ.
Я провела в ДОУ Педагогический семинар на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ», на которых рассматривались следующие проблемы:
• Повышения качества образования через информатизацию.
• В каких областях возможно использование ИКТ в процессе развития дошкольников.
• Презентация - эффективное средство в обучении детей дошкольного возраста.
• Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.
Всех педагогов я поделила на три группы в соответствии с их ответами на анкеты.
1. Те педагоги, которые совсем не владеют компьютером, я объединила в первую группу. Для них был организована работа интернет-клуба «Информатики», в котором они учились создавать текстовые документы в программе Microsoft Office Word, а так же педагоги учились создавать мультимедийные презентации в программе Microsoft Office Power Point. Итог проведенной работы : педагоги научились создавать самостоятельно текстовые документы, работать с цветом текста, изменять его шрифт и размер, сохранять и выводить в печать. При работе с таблицами в Microsoft Office Excel педагоги получили знания о том, как оформлять таблицы, изменяя количество строк, столбцов и ячеек, а также водить простейшие формулы для расчета данных в таблице. Больший интерес вызвало приложение для создания презентаций в программе Microsoft Office Power Point. Они нацчились самостоятельно создавать презентацию, добавлять текст в слайд, музыку, картинки, настроить анимации и подготовить презентацию к демонстрации.
2. Вторая группа, это группа педагогов, которые имеют базовые представления о работе с компьютером. Педагоги познакомились с разными поисковыми системами и попробовали находить и скачивать различные файлы, картинки, находить образовательные сайты с интернет ресурсов. Учились создавать свои личные группы в социальных сетях.
Я научила педагогов скачивать и устанавливать программы (например, Skype). Также я рассказала, что такое архиваторы и как ими пользоваться, познакомились со съемными носителями информации (жесткий диск, флешка, диск).
Педагоги работали в парах. Пары создавали таким образом, чтобы в одной паре был один педагог – активный пользователь компьютера, а другой – обучался еще.
В конце семинара педагоги сами демонстрировали полученные знания в виде презентации опыта проведения НОД с использованием ИКТ. Так же педагоги могли задать после презентации любой волнующий их вопрос. Сейчас современные тенденции диктуют нам новые веяния. Педагогам необходимо иметь и электронные портфолио. Последнее занятие на семинаре было посвящено конечно созданию таких электронных портфолио в сети интернет.
Теперь ИКТ педагоги активно используют в своей воспитательно-образовательной работе : игровой, индивидуальной работе, во время проведения физкультурных минуток.
3. Третья группа была создана для педагогов, которые уверенно владеют ПК, интернетом. С данной группой мы учились создавать банк данных образовательных ресурсов, медиатеки, видеотеки. Так как наш детский имеет интерактивную доску, то данная группа обучалась работе с интерактивной доской и созданию электронных материалов для работы при помощи нее. Использование интерактивной доски позволяет объяснять новый материал из центра группы, расширяет возможности подачи материала, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений; дает возможность сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
А для детей НОД становится наиболее интересным, легче воспринимаются и усваиваются сложные вопросы, развивает личностные и социальные навыки.
Использование интерактивной доски позволило сделать НОД увлекательной и динамичной.
Использование Интернет-сайта позволяет повысить эффективность общения педагогов и родителей. Родители становятся в курсе всех новостях и жизни в детском саду. Все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Педагоги создали свои личные электронные сайты, где они делятся своим опытом, обмениваются полезной информацией.
Не смотря на достигнутые результаты, необходимо и в дальнейшем проводить работу по совершенствованию и развитию материальной базы в области ИКТ, продолжать и в дальнейшем использовать ИКТ в своей работе, а так же продолжать создавать и улучшать свое профессиональное портфолио каждому педагогу.
Список использованной литературы:
1. https://nsportal.ru/