Екатерина Серова
Повышение ИКТ-компетентности педагогов в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение ИКТ- компетентности у педагогов ДОУ.
Кузьмина Екатерина Борисовна
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 345»
Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это - первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.
Й. Этвёш
Тема: Повышение ИКТ- компетентности у педагогов ДОУ.
Участники: администрация ДОУ, педагоги (воспитатели, специалисты, воспитанники, родители
Тип проекта: управленческий
Публикация «Повышение ИКТ-компетентности педагогов в ДОУ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Продолжительность проекта: долгосрочный проект
1. Пояснительная записка
Актуальность.
В современном обществе все больше говорят о перспективах использования информационно-коммуникативных технологий для решения воспитательных задач, стоящих перед системой образования. Это, в свою очередь, обуславливает возрастание значимости информационно-коммуникационной компетенции педагогического состава и требует от субъектов образовательного процесса готовности к использованию информационных и коммуникационных технологий при решении профессиональных задач.
Информационно-коммуникационная компетенция дошкольного учреждения предполагает способность применять информационно-коммуникативные технологии при решении практических профессиональных задач с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Информационно-коммуникативная технология — это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата.
Информатизация системы образования проявляется через комплекс мер по внедрению в воспитательный процесс информационной продукции и информационно-коммуникационных технологий.
Актуальным и востребованным в образовательной деятельности воспитателя является реализация информационно-коммуникативных технологий.
В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы. Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, управления ДОУ является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ — наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе.
Считая данную деятельность актуальной на сегодняшний день, пришли к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.
Однако в ходе работы мы столкнулись с проблемой — педагоги испытывают затруднения использования ИКТ в своей деятельности вследствие того, что имеют разный уровень ИКТ-компетентности.
Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между :
- потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
- желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
- неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
- возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
- потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
- существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования воспитателей, ориентированного на применение ИКТ в их практической деятельности.
В Законе РФ «Об образовании» (статья 29) говорится об информационной открытости образовательного учреждения, а в «Профстандартах педагога» отмечено, что одним из трудовых действий является «. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)», и формирование необходимых умений «Владеть ИКТ-компетентностями : обще-пользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая компетентность; предметно-педагогическая ИКТ компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)»
Средства информатизации необходимы ДОУ прежде всего для более качественной организации всей деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ведь компьютерные технологии могут быть с успехом использованы в административной, финансово-хозяйственной, методической и образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
П. Основная часть
Основные понятия, необходимые знать педагогам для использования в своей деятельности:
Информация - совокупность каких - либо данных, знаний.
Коммуникация - путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Технология - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.
Информационные образовательные технологии - это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Цель: Спроектировать модель управления педагогическим процессом и организации образовательной деятельности с использованием ИКТ.
Задачи:
1. Спроектировать единую информационной среды (ЕИС, включающая материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивающая автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен.
2. Развивать общие навыки использования информационных технологий, как воспитателей, так и воспитанников для повышения эффективности их деятельности.
3. Разработать и апробировать технологии мультимедийного и интерактивного сопровождения в образовательной деятельности с воспитанниками;
4. Осуществлять использования ИКТ во взаимодействии с родителями воспитанников.
5. Разработать системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.
6. Повысить ИКТ-компетентности педагогов ДОУ.
Реализация указанных задач возможна лишь при комплексном подходе к информатизации, когда в образовательном учреждении создана единая информационная среда (ЕИС, включающая материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивающая автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен. ЕИС предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.
Информатизация ДОУ предполагает использование ИКТ в деятельности
• административной,
• финансово-хозяйственной,
• педагогической,
• методической.
Участники образовательного процесса:
• воспитанники,
• родители,
• педагогические и административные работники.
Использование информационных технологий в административной, финансово-хозяйственной и методической деятельности позволяет эффективно управлять ресурсами, контингентом, образовательным процессом, обеспечивать коммуникацию и предполагает наличие электронных баз данных, архивов, электронного адреса и сайта образовательного учреждения.
Для успешного создания единой информационной среды ДОУ необходимо выполнить следующие условия:
• оснастить компьютерами все блоки информационного пространства;
• обеспечить мотивацию использования информационных систем у каждого из исполнителей на своем участке;
• обеспечить повышение квалификации сотрудников в области информационных технологий;
• разделить весь объем информации по исполнителям;
• организовать локальную сеть;
• обеспечить свободный доступ в Интернет;
• организовать обмен опытом внутри образовательного учреждения.
Механизмы реализации проекта
Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания, благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных информационных технологий в деятельность ДОУ.
Классический вариант оснащения ДОУ средствами информатизации.
Кабинет заведующего:
компьютер,
принтер,
ксерокс,
выход в Интернет,
локальная сеть.
Кабинет заместителя по АХЧ:
компьютер,
принтер,
ксерокс,
выход в Интернет,
локальная сеть.
Кабинет старшего воспитателя:
компьютер,
принтер,
ксерокс,
сканер,
цифровой фотоаппарат,
выход в Интернет,
локальная сеть.
Использование мультимедийного проектора и проекционного экрана.
Использование этого вида оборудования предполагает групповую форму работы с детьми и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления. Продолжительность занятий может быть увеличена в 2-3 раза по сравнению с работой за персональными компьютерами. Такой вид организации занятий близок к традиционному. Все внимание детей сосредоточено на воспитателе, который с помощью проектора демонстрирует материалы занятия. Это могут быть наглядные пособия, видеоролики, фрагменты прикладных программных средств и т. д.
Использование интерактивной доски.
Интерактивная доска выполняет все те же функции, что и проектор с экраном, только к ним добавляются специфические возможности программного обеспечения, поставляемого в комплекте с устройством. Существует много видов интерактивных досок, и у каждой из них свое собственное программное обеспечение. Тем не менее, у большинства их них есть схожие функции:
«умное перо», которое преобразует объекты, нарисованные от руки, в фигуры правильной формы;
шторка, позволяющая скрыть часть экрана;
функция «фотоэкрана», позволяющая сделать снимок всего экрана или выделенной части при просмотре видео, работе в Интернете;
функция распознавания текста, позволяющая слова, написанные от руки, преобразовать в печатные символы;
коллекции изображений;
возможность перемещать объекты в пространстве интерактивной доски;
Для работы с учебным материалом в интерактивном режиме необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор и интерактивная доска.
В качестве учебного материала можно использовать презентации, видео - фильмы, флэш-анимацию, прикладные программные средства.
При организации работы с доской необходимо следить, чтобы луч проектора не светил в глаза дошкольникам: это может вызвать ожог сетчатки. Рекомендуется потолочное расположение проектора. Доска должна быть закреплена таким образом, чтобы детям не составляло труда достать до ее верхней части.
Интернет-ресурсы для работников ДОУ. Для многих работников образования и по сей день книги, и периодические издания являются основными источниками той или иной информации. Иногда на поиски необходимых сведений педагог тратит большую часть своего времени, перелистывая огромное количество страниц, просматривая стопки литературы.
Чтобы иметь доступ в Интернет с компьютера должны выполняться следующие условия:
-компьютер должен быть соединен линиями связи с сервером. В обычном случае это телефонные линии связи.
-для подключения к линиям связи с данного компьютера необходимо спе-циальное устройство - модем.
-пользователь компьютера должен иметь «разрешение» на доступ в Ин-тернет. Интернет - услуга платная. Оформить подключение к Интернет можно через так называемого провайдера, в ведении которого находится сервер - мощный компьютер для выхода в Интернет.
План реализации проекта:
Подготовительный этап:
-Создание нормативно-правовой базы (подбор правовых документов разного уровня, издание приказа, оформление локальных актов)
-Оформление каталог ресурсов ИКТ, электронных пособий
Сроки: 1 месяц
Ответственные: Заведующий, старший воспитатель
Диагностический этап:
- Проведение сравнительного анализа информационных потребностей и степени готовности к проведению информатизации участников учебно-воспитательного процесса. (анкетирование, тестирование, беседы)
Сроки: в начале проекта и в ходе завершения проекта
Ответственные: Старший воспитатель
Практический этап:
-Повышение квалификации по теме «Использование компьютерных технологий в деятельности ДОУ»
-Создание условий для реализации педагогами образовательной деятельности с использованием ИКТ (оснащение свободным доступом к компьютерной технике, разработка циклограммы деятельности на интерактивной доске и др.)
- Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ
-Разработка методического пособия, рекомендация по использованию ИКТ:
-создание презентаций для образовательной деятельности
-создание библиотеки компьютерных игр
-создание флипчартов для использования интерактивной доски для воспитанников разного возраста и методических рекомендаций к ним
-Проведение мастер-класса о применении информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.
- Проведение обучающих семинаров на тему:
«Использование ИКТ во взаимодействии специалистов ДОУ и родителей»,
«Роль ИКТ в образовательном процессе детского сада»,
«Использование ИКТ для повышения качества образования».
-Создание страничек педагогов на сайте ДОУ
-Организация творческих конкурсов среди педагогов и родителей : «Мой компьютерный плакат»; Презентация “Моя группа”; «Методический элек-тронный банк материалов для занятий; Информационный уголок для родителей; «Электронная газета».
-Проведение образовательной деятельности с воспитанниками с использование мультимедийных пособий, интерактивной доски, созданных видеороликов и др. ресурсов.
Сроки: в течение 3 месяцев
Ответственные: Администрация и педагоги
Презентационный этап:
-Презентация созданного клуба информационно-компьютерной компетентности «Современный педагог»
-Выступления на различных уровнях по распространению опыта по использованию ИКТ
- Участие в конкурсных мероприятиях по применению ИКТ
Сроки: за 2 недели до окончания проекта
Ответственные: педагоги
Контрольный этап:
-Обсуждение полученных результатов реализации проекта.
- Проведение оценка качества полученного продукта и действий в ходе реализации проекта.
Сроки: за неделю до окончания проекта
Ответственные: Администрация ДОУ
Ш. Итоговая часть
Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них ИКТ - компетентности. В связи с этим следует изучить их образовательные потребности с помощью:
- диагностирования: анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы;
- индивидуального собеседования;
- изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;
- систематизации и анализа выявленных проблем - запросов педагогов.
Предполагаемые результаты:
- повысится уровень педагогов в умении создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
-педагоги овладеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
-педагоги научаться разрабатывать НОД с использованием информационных технологий;
- педагоги овладеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;
-предполагается рост уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогов;
-спроектирована единая информационная среда (ЕИС)
Использованная литература:
1. Заславская О. Ю., Сергеева М. А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. - М., 2012.
2. Леоненко О. Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. - 2012.-№4.-с. 32.
3. Управление инновационными процессами в ДОУ. - М., Сфера, 2015
Использованная литература:
Заславская О. Ю., Сергеева М. А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. - М., 2012, С. 61 - 77 Калинина Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008. - №6.- с. 32.
Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
Леоненко О. Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. - 2012.-№4.-с. 32.
Полат Е. С. Новые педагогические технологии. - М., 2000г.
Прищепа С. С., Храмцова Н. В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008.-№6.-с. 88. Справочник руководителя дошкольного учреждения. - М, Сфера, 2012 Управление инновационными процессами в ДОУ. - М., Сфера, 2013