Екатерина Гончар
Повышение педагогической компетентности родителей детей раннего возраста через функционирование информационного центра группы
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важнейших института социализации детей. Ни одна даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано единое сообществ «семья – дети – педагоги», для которого характерны взаимопомощь, содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Поэтому не зря говорят, что детский сад второй дом, а воспитатели - вторые родители.
Публикация «Повышение педагогической компетентности родителей детей раннего возраста через функционирование информационного центра группы» размещена в разделах
Взаимодействие ДОУ с семьей на современном этапе развития общества требует таких форм работы педагогов с родителями, которые позволят им прийти к пониманию того, что для содействия культурному развитию ребенка, его успешной социализации взрослым необходимо начать прежде всего с себя, с собственного самовоспитания (и чем раньше это произойдет, тем лучше). В таком содружестве педагогов и родителей объединяет одна цель: помочь детям приобрести полноценный жизненный опыт и при этом учиться быть любящими, чуткими, ответственными друзьями своих детей – на всю счастливую и полноценную жизнь.
Поэтому основной целью взаимодействия ДОУ и семьи, я считаю, создание единого пространства «семья-детский сад».
Среди множества эффективных методов и средств по обеспечению взаимодействия с семьей — можно назвать функционирование информационного родительского уголка. Возможности его в педагогическом процессе велики и позволяют решать ряд задач.
Правильно оформленный, наполненный и расположенный информационный родительский уголок — это «лицо» детского сада (группы, одна из наиболее заметных частей интерьера помещения, которая помогает подчеркнуть детскому саду (группе) свою индивидуальность и непохожесть на другие.
Информационный уголок несет разнообразную полезную информацию : правовую, консультативную, практическую, профилактическую, осведомительскую и просветительскую и т. д. :
— выдержки из Конвенции о правах ребенка, Семейного кодекса, Закона об образовании, устава ДОУ,
— консультации, советы, рекомендации специалистов о развитии дошкольников,
— практические игры и упражнения для совместного выполнения с детьми дома в свободное время,
— объявления о текущих мероприятиях, ежедневное меню.
Информационный уголок выполняет ряд функций. Например, регламентирует работу группы — режим дня, расписание совместной образовательной деятельности детей и педагогов, план мероприятий на месяц; объявления; условия проведения конкурсов; меню на день; словарь добрых слов и выражений; адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному детству.
Традиционный подход в оформлении родительского уголка включает в себя:
— выставки детских работ (с обязательным описанием программных задач);
- папки-передвижки;
- дни рождения детей;
-портфолио.
В случае, когда личный контакт невозможен, я использую информационные стенды :
1. Доски объявлений:
- объявления о собраниях;
- объявления о предстоящих мероприятиях;
- информация о деятельности в группе : какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе;
- высказывание детей в течение дня;
- ежедневные расписания;
- благодарности родителям.
Информация на стенде может дублироваться или развивать информацию, фигурирующую в записках, в беседах.
2. Брошюры:
Помогают родителям ознакомиться с программой. Они могут содержать краткое изложение, информацию о ней.
3. Информационные бюллетени, буклеты, листовки, памятки
4. Индивидуальные кармашки:
(каждый день, несколько раз в неделю).
В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях. Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в письменной форме.
Наряду со всеми традиционными формами взаимодействия с родителями, я открыла для себя нечто новое в своей практике – социальную рекламу. На мой взгляд, социальная реклама призвана помочь сохранению семейных устоев, семейных ценностей, повышению статуса семьи в обществе, формированию ответственного отношения родителей к воспитанию детей и отвечает потребностям современного родителя мало-мальски владеющего информационными технологиями. Не всегда родители обращают внимание на консультации, информации, размещенные в уголке для родителей, может даже из-за недостатка времени, нежелания долго находиться в помещении раздевалки, но социальная реклама своим острым словом, правильно подобранной картинкой, глубиной высказывания обращает на себя внимание, задевает, заставляет задуматься и надолго остается в памяти. Я стараюсь подобрать самые емкие фразы, самые жизненные фотографии, чтобы не один из родителей не остался равнодушным. Также хочется отметить, что формировать сознание родителей нужно как можно раньше. В связи с этим, использование социальной рекламы, социальных роликов я начинаю уже с ранней группы.
Нужно обращать их внимание на всевозможные проблемы, которые так или иначе отразятся на их детях в будущем. Социальная реклама обращается к взрослым и просит их:
1. Уделяйте время ребёнку ( выполняйте самые простые задания вместе с детьми: собрать паззлы и почитать занимательную книжку. Для детей дорога каждая минута, проведенная с мамой и папой - это единственное, что способно их сделать по-настоящему счастливыми. Почаще вспоминайте себя детьми, и как были дороги вам моменты, проведенные со своими родителями.)
2. Не перекладывайте воспитание на других (проводите больше времени со своим ребенком, иначе им придётся искать пример для подражания где-то ещё – не исключено, что в телевизоре или на просторах интернета. Многие взрослые ошибочно полагают, что счастливое детство бывает только у тех детей, которые имеют вещи и возможности, недоступные в своё время родителям : продвинутые телефоны, компьютеры, спортивные и творческие секции (всего и побольше). На все это нужны деньги, и люди пропадают на работе с утра до вечера: пока родители занимаются чужими делами, их дети испытывают острый дефицит общения. Потом они привыкают и отдаляются, а если взрослые запоздало вспоминают о своей «воспитательной миссии», дети становятся агрессивными, неуправляемыми вообще не идут на контакт. Поэтому социальная реклама призывает задуматься: «Какая карточка важнее?»)
3. Зелёный свет творчеству! (родители могут научить своего ребёнка креативному мышлению – оно заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы, умении находить нестандартные решения и выход из любой ситуации. Для этого и детям, и взрослым необходимо расширять кругозор, посещать художественные выставки и музеи, активно заниматься творчеством и применять на практике любые полученные знания – иначе какой в них смысл)
4. Говорите о правилах дорожного движения, о безопасности (очень важно объяснять правила дорожного движения своим детям, - но не менее важно объяснять им, что есть такие водители, которые их даже не читали. Пешеходный переход не гарантирует полной безопасности, поэтому важно следить не только за светофором или разметкой на асфальте – а за тем, сбавляет ли скорость приближающийся транспорт. А также, как опасно ходить под карнизами крыш, по тонкому льду. Формируйте сознание своего ребенка с раннего детства)
Также в своей практики я использую подборку видеороликов «Воспитание – не значит наказание», «Создай семью - раскрась жизнь», «Дети-зеркало родителей», «Мой папа врет», «Папа», «Интернет дороже сына», «Детей больше нет», «Мальчик, который хотел стать телевизором», «Все, что важно рядом с тобой!», «Жить!», «Семья», «Цените родных», «Просто любите матерей!», «Мама дома, мамы нет, мама вышла в интернет» и другие. Демонстрацию видеороликов я провожу на планшете 1 – 2 раза в месяц в помещении раздевалке, с периодичностью в 15 минут.
Включаю в свою работу социальные фотовыставки «В объективе – семья», «Мы – семья!», отражающие будни и праздники обычных семей, семейные отношения во всех их проявлениях, раскрывающие важность и многофункциональность семьи, направленные на популяризацию многодетности, сохранение традиционных семейных ценностей.
Развешиваю социальные листовки против жестокого обращения с детьми.
Итак, родительский информационный центр содержит разнообразную и полезную информацию. Оформление этого центра – процесс творческий, не имеющий строгих ограничений и предписаний. Представить информацию для родителей можно в любом виде, форме и цвете на сколько хватает фантазии.
В завершении хочется отметить, что современный родитель, который всегда спешит, всегда занят своими делами, мыслями, может где-то закрытый для вербального общения, нуждается в особом современном подходе к нему, чтоб воспитатель шел в ногу со временем, поэтому все социальные рекламы, листовки, видеоролики я размещаю на странице нашей закрытой группы «Вконтакте», который пользуется большой популярностью.