Лилия Маклакова
Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой
▼ Скачать + Заказать документы
Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Они указывают на то, что все родители должны знать, что успешная адаптация к школьной жизни гораздо важнее, чем читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Портфолио дошкольника. Педагогическая технология
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Проблема социальной адаптации чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения. Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психологического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками. Ему трудно осмыслить свое новое положение. В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между ДУ и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ. нарушается преемственность учебных программ. учебников. Не научив детей в ДОУ важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых. Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плотность. Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие цели для каждого возрастного периода. Если взрослые способны создать условия. когда ребенок погружен в атмосферу творческой активности, диалога и увлекательных занятий,в таком случае заметные успехи в развитии не заставят себя долго ждать. Помочь ребенку раскрыть себя, найти то, что отличает его от других, способна технология «П ортфолио». Ребенок растет. развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни. С момента поступления в детский сад вплоть до его окончания, дошкольник проходит важнейший этап своего развития, результаты которого могут оказать влияние на всю его последующую жизнь. Таким образом, деятельность по оформлению и ведению портфолио способствует формированию у ребенка «образа Я». Именно портфолио предоставит педагогам возможность получить всестороннюю информацию о каждом ребенке. Цель портфолио дошкоьника – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов,склонностей, знаний и умений. Портфолио дошкольника помогает решать важные педагогические задачи:
Создать ситуацию переживания успеха.
Поддержать интерес ребенка к определенному виду деятельности.
Поощрять его активность и самостоятельность.
Формировать навыки учебной деятельности.
Укреплять взаимодействие с семьей, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельностью с ДОУ.
Демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей,знаний и умений.
Можно сделать вывод о том, что проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства. Детский сад является фундаментом образования, а школа – само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной работы по преемственности поможет маленькому человеку вступить в «эру восхождения к социальной зрелости.
Отличительные особенности «портфолио школьника» и «портфолио дошкольника»
Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося. Самое главное отличие в том, что ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых. Портфолио дошкольника-это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями и воспитателями. В ней он выразил свои интересы и желания. Портфолио дошкольника может нести оценочную функцию-«портфолио как инструмент комплексной диагностики», но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. По мнению специалистов-психологов оценочно-диагностический портфолио является непременной частью индивидуальной программы развития ребенка. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.
Сходство между «портфолио дошкольника» и «портфолио ученика».
Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей. представляя собой одновременно форму,процесс организации и технологию работы. Эта форма непрерывной оценки,способ совершенствования образовательного процесса. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новым материалом.
Каким будет портфолио?
Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет любимой «книжкой с картинками» для ребенка и предметом его гордости. Иногда бывает страниц в портфолио недостаточно. Родителям непременно стоит пополнить количество разделов.
Портфолио может иметь несколько видов:
Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно оно больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте-это всегда красочное, яркое зрелище с множеством интересных эффектов.
Портфолио-раскраска.
Портфолио в виде папки.
Условия достижения цели при создании портфолио :
1. Это добровольность.
2. Необходимо четко понимать цель создания портфолио.
3. Количество разделов и рубрик.
4. Удобство хранения.
5. Систематичность в сборе информации.
Проблема: Не все родители готовы стать союзником в этом непростом деле, что вызвано недостаточным информированием, в некоторых случаях даже отсутствием каких –либо представлений о работе с портфолио.
Гипотеза: Если организовать работу с родителями о целесообразности ведения портфолио своего ребенка, сформировать мотивационную основу для сотрудничества родителей и педагогов о том, что к поступлению в школу у ребенка уже будет накоплен свой «багаж» достижений, то все это позволит создать механизм эффективного сотрудничества ДОУ и родителей, способствующий повышению родительской культуры, заинтересованности в результатах развития ребенка.
Участники проекта: дошкольники, педагоги, родители.
Проект долгосрочный.
Цель: создание портфолио дошкольника.
Задачи:
1. Определить форму и содержание портфолио.
2. Привлечь родителей к активному взаимодействию по оформлению портфолио.
3. Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель»
4. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к школе.
Методы реализации проекта:
1 этап-подготовительный
Определение графика работы, степени вовлеченности в проект.
Информирование о проекте.
2 этап-основной
Разработка комплексных мероприятий.
Диагностика развития детей в ДОУ.
Анкетирование родителей.
Проведение тематических и персональных выставок работ детского и семейного творчества.
Проведение родительских собраний по решению актуальных проблем.
Проведение совместных праздников и развлечений.
3 этап- заключительный.
Обобщение опыта.
Оформление документации.
Презентация портфолио дошкольника.
Результат:
Повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей.
Создание портфолио дошкольника.
Выставка-презентация.
Перспективы реализации проекта:
Привлечение к работе в проекте педагогов школы.
Система работы по внедрению проекта:
Работа с педагогами:
1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом.
2. Разработка структуры портфолио.
3. Оформление образца портфолио.
4. Презентация портфолио.
5. Индивидуальная работа по внедрению портфолио дошкольника.
Работа с детьми:
1. Рассматривание образца портфолио.
2. Индивидуальные беседы с детьми.
Взаимодействие с родителями:
1. Индивидуальная работа по ознакомлению с портфолио.