татьяна дрожилкина
Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти старших дошкольников в контексте преемственности со школой
▼ Скачать + Заказать документы
ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО СТУПЕНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Дрожилкина Т. Н., старший воспитатель МБДОУ д/с №96
г. Нижний Новгород
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Публикация «Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти старших дошкольников в контексте преемственности со школой» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Старшая группа
- Темочки
Пусть новое появляется в его жизни постепенно
и не ошеломляет лавиной впечатлений».
В. А. Сухомлинский
Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОО и начальной школе.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений. В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место «обучению на занятиях».
В рамках данной статьи мы раскроем специфику дидактической игры в дошкольном образовании.
Развивающие (дидактические) игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [2].Во-первых, ее основной целью является формирование средств и способов интеллектуальной деятельности. Во-вторых, здесь сочетается специфика игры и обучения, что позволяет взрослому оказывать систематическое воздействие в косвенной форме, наиболее соответствующей возрастные особенностям дошкольников [4].
Дидактическая игра, являясь эффективным средством обучения, используется в разных формах организации деятельности детей как в непосредственно-образовательной деятельности, так и самостоятельной деятельности детей в зависимости от их возраста и уровня развития.
По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». [5]. Н. М. Аскарина, С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина, А. К. Бондаренко говорят, что именно при помощи игры происходит умственное, нравственное и физическое развитие. Причем все компоненты развития связаны между собой, что если один из них не сформирован, то остальные дальше просто не развиваются.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, улучшают воображение, наблюдательность и помогают легче перейти от программы детского сада к программе школьной, которая требует определенных навыков и умений. В. А. Дрязгунова, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова отмечают, что увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию [1].
Используя развивающую игру как средство умственного воспитания и форму обучения, педагог руководствуется общими дидактическими требова-ниями [6,4]. Одним из требований является системность. Она предполагает систему игр, последовательно развивающуюся и усложняющуюся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Необходимость повторности игр определяется тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила. Повторение как мнемический прием выступает у детей в разнообразных формах: это и повторное восприятие предметов, и повторное их называние, это повторение слов в процессе их восприятия, а также воспроизводящее повторение, осуществляющееся после восприятия всего материала. Во всех этих случаях ребенок не подвергает материал никаким изменениям и запечатлевает его в той последовательности элементов, которая дана ему в готовом виде.
Проводить развивающие игры и упражнения проще, распределяя детей на подгруппы, так как каждый ребенок хочет принять участие, но не всегда может быстро дать ответ. Поэтому необходимо подбирать задания в соответствии с особенностями детей, и тогда они принесут больше радости и желание играть, а значит, помогут развивать мышление, память и внимание. Зная особенности памяти детей своей группы, воспитатель проводит с некоторыми из них индивидуальные упражнения, направленные на развитие способности запоминания. Используя различные вспомогательные средства для запоминания - картинки, опорные слова, вопросы, а также классификацию и группировку предметов - можно развить у ребенка память, увеличить скорость и объем запоминания.
Дидактическая игра характеризуется сочетанием наглядности, словавоспитателя и действий самих детей (с игрушками, предметами, картинками и т. д.). Наглядность в игре представлена в предметах, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы, действия с ними и отчетливо выделяющих назначение, основные признаки предметов, свойства их материалов. [6, 4].
Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. Словесные обращения к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям - все это составляет содержание умственного воспитания и раскрывает игру как форму обучения. [6,4].
Таким образом, дидактическая игра позволяет шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Современная ситуация требует выработки общих подходов к оценке готовности ребёнка к школе с позиции самоценности дошкольного детства и обеспечения нормального перехода к школьному обучению.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
Список литературы:
1. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1989,- С,- 45.
2. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие – М. : «ЦГЛ», 2002. – 80 с.
3. Житникова Л. М. Учим детей запоминать: Пособие для воспитателей детского сада. -М. : Просвещение, 1985.-С. -17.
4. ИстоминаЗ. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников : Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / под. ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М. : Изд-во Моск. ун- та, 1981. -С. -252
5. КвавилашвилиЛ. Дж. Вспоминание намерения как особая форма памяти. // Вопросы психологии - 1986,- №4,- С. -150.
6. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду,- М. : Просвещение, 1982. - С,- 5-27.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября2013 г. № 1155. – www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html