Елена Есина
Консультация для педагогов «Инновационная дидактическая игра дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
В России с вступлением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 1 января 2014 года вводится программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. ФГОС направлен на игровую деятельность обучения дошкольников. Что является главной инновацией в дошкольном образовании.
Публикация «Консультация для педагогов „Инновационная дидактическая игра дошкольника“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
В соответствие с ФГОС – личность ребёнка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра имеет множество познавательных и обучающих функций.
Развитие детей дошкольного возраста не эффективно без игр, однако в последнее время игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько, хотя сейчас и стараются направить образование дошкольников в игровое русло.
Игра – это максимально свободная деятельность, ограничения возникают только в пределах той роли, которую ребёнок играет, эти ограничения он берёт добровольно и это доставляет ему удовольствие.
Игра составляет главное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста, является основной его деятельностью. При помощи игры дети получают значительную информацию, которая поступает к ним без насилия и нажатия.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребё нка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность и т. д. Кроме того, игра- это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Дети развиваются в зависимости от своего возрастного умения. Если ребёнку трёх лет дать листок и ручку, попросить написать какую-либо букву, он этого не сделает так как он этому не был научен. Каждому возрасту свойственны свои игры и задачи.
Например, дети от трёх до пяти лет нуждаются в играх направленные на развитие моторики, на развитие слухового и зрительного внимания, на развитие памяти, на развитие мышления, на развитие творческого воображения, на развитие речи, активные игры, ролевые и режиссерские игры.
А дети от пяти до семи нуждаются в играх направленные, на развитие слухового внимания, на развитие памяти, на развитие зрительного внимания, на развитие мышления, на развитие творческого воображения, на развитие речи и активные игры.
Условно все детские игры можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые и дидактические.
Сюжетно-ролевые включают в себя игры на бытовые темы, игры производственной тематики, строительные игры, театрализованные, игры –развлечения.
К дидактическим играм относится игра с правилами : словесные дидактические игры, игры с предметами и игрушками, настольно печатные, развивающие, музыкально – дидактические игры и подвижные.
Многие дидактические игры пробуждают детей превращаться в различные предметы рукотворного мира и описывать их: форма, цвет, размер, из какого материала сделан и т. д. Дети выполняют роль знатоков, отвечая на вопросы.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
Итак, развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.
Инновационная игра – это деятельность по созданию новой игры, предлагающая что игра будет нести в себе обмен знаниями и демонстрацию результатов.
Используется при планирование и выявление знаний у группы любого возраста в начале года, так как дети любят играть в любом возрасте, а новая игра заинтересует ещё больше.
Мы в своём детском саду играем в различные дидактические игры.
Примеры дидактических игр :
Вторая младшая группа.
Игра для развития памяти.
Понадобится пять игрушек. Воспитатель расставляет игрушки за ширмой. Затем отодвигает её и предлагает детям запомнить порядок расположения игрушек. После того как дети запомнили воспитатель за ширмой меняет игрушки местами (сначала одну, за тем две). Дети должны отгадать, что изменилось и восстановить прежний порядок.
Средняя группа.
Дидактическая игра «где ты живёшь?»
Воспитатель выбирает картинки родного города, села, деревни где они живут. Детям предлагается разбиться на небольшие группы, выбрать картинку и сообща рассказать всё что они знают об этой картинке. В конце игры дети выбирают самый лучший рассказ.
Старшая группа.
Дидактическая игра «Мир дикой природы».
Понадобится картинки диких и домашних животных, лист чистой бумаги. Вначале воспитатель рассказывает о животных, которые считаются дикими, и объясняет, почему они так называются. Как определить домашнее животное, какие у них особенности. Затем детям показываются иллюстрированные примеры диких и домашних животных, рассказывается о среде обитания и образе жизни каждого. Коротко описывается посезонные особенности их проживания. Этот рассказ занимает не более 8 минут.
После раздаются детям наборы карточек с животными дикими и домашними. Задание разделить животных на два вида.
Как только дети справились с заданием, на заранее подготовленных листах они изображают понравившееся животное.
Занятие заканчивается игрой: воспитатель читает рассказ, в тексте которого встречаются различные животные, когда дети слышат название животного из дикой природы – они хлопают в ладоши, когда названо домашние животное ничего не делают. Рассказ должен занимать 5-8 минут.
Подготовительная группа.
Игра для развития фонетико-фонематической стороны речи.
Понадобится карточки с картинками (по четыре на каждой карте). Воспитатель называет любой гласный звук, дети по очереди произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
Всё выше сказанное позволяет нам утверждать, что в игре ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, учится подчиняться правилам установленные игрой, в игре интенсивно развиваются психологические процессы, формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы).