Алёна Артёмовна Шенкнехт
Понятие лексической стороны речи в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.
Публикация «Понятие лексической стороны речи в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Лексика (от гр. lexikos - «словарный») - это словарный состав языка. В психолого-педагогической литературе лексическая сторона речи определяется как составная часть образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.
Лексическая сторона речи является важным компонентом в развитии речи дошкольника. Её правильное формирование предполагает корректное становление других компонентов речевого развития - фонетической и грамматической сторон речи.
Овладение родной речью является важным аспектом в становлении личности ребенка. Речь несет в себе, в первую очередь, коммуникативную функцию. Без хорошо сформированных коммуникативных навыков ребенок не сможет успешно социализироваться.
Лексическая сторона речи включает в себя словарный запас - все слова, значение которых ребенок понимает или которые употребляет. В свою очередь словарный запас делится на пассивный словарь и активный словарь. К пассивному словарю относятся те слова, которые ребенок понимает, но не употребляет, а в активный словарь входят те слова, которые ребенок употребляет в повседневной речи.
Работа над развитием данной стороной речи предполагает обогащение активного и пассивного словаря.
Т. Н. Ушакова подчеркивает, что развитие общего механизма речи опирается не столько на усвоение воспринятых слов, сколько на продуктивный принцип формирования языка. При этом происходит саморазвитие языковой системы в детской голове, обеспечивающее поразительно быстрое становление речи ребенка.
Слово представляет собой минимальную единицу речи. Внешняя форма слова это - звуковая оболочка, звук или комплекс звуков, оформленных по законам данного языка. Однако, слово – это не просто сочетание звуков, слово должно иметь внутреннее содержание, оно является его лексическим значением
Значение слова - это отнесенность слова с определенным понятием, явлением действительности. В нем можно выделить предметную отнесенность, т. е. обозначение предметов, явлений, действий, признаков отношений, т. е. номинацию. Также, слово называет не только данный, конкретный, в настоящее время ощущаемый (то есть видимый, слышимый, осязаемый) предмет, но и понятие. Понятие - это мысль, объединяющая в сознании человека предметы, явления действительности по их существенным, важнейшим признакам.
В психолого-педагогической литературе лексическая сторона речи определяется как составная часть образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.