Папки-передвижки

Понятие лексической стороны речи в психолого-педагогической литературе

Алёна Артёмовна Шенкнехт
Понятие лексической стороны речи в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.

Публикация «Понятие лексической стороны речи в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах

Лексика (от гр. lexikos - «словарный») - это словарный состав языка. В психолого-педагогической литературе лексическая сторона речи определяется как составная часть образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.

Лексическая сторона речи является важным компонентом в развитии речи дошкольника. Её правильное формирование предполагает корректное становление других компонентов речевого развития - фонетической и грамматической сторон речи.

Овладение родной речью является важным аспектом в становлении личности ребенка. Речь несет в себе, в первую очередь, коммуникативную функцию. Без хорошо сформированных коммуникативных навыков ребенок не сможет успешно социализироваться.

Лексическая сторона речи включает в себя словарный запас - все слова, значение которых ребенок понимает или которые употребляет. В свою очередь словарный запас делится на пассивный словарь и активный словарь. К пассивному словарю относятся те слова, которые ребенок понимает, но не употребляет, а в активный словарь входят те слова, которые ребенок употребляет в повседневной речи.

Работа над развитием данной стороной речи предполагает обогащение активного и пассивного словаря.

Т. Н. Ушакова подчеркивает, что развитие общего механизма речи опирается не столько на усвоение воспринятых слов, сколько на продуктивный принцип формирования языка. При этом происходит саморазвитие языковой системы в детской голове, обеспечивающее поразительно быстрое становление речи ребенка.

Слово представляет собой минимальную единицу речи. Внешняя форма слова это - звуковая оболочка, звук или комплекс звуков, оформленных по законам данного языка. Однако, слово – это не просто сочетание звуков, слово должно иметь внутреннее содержание, оно является его лексическим значением

Значение слова - это отнесенность слова с определенным понятием, явлением действительности. В нем можно выделить предметную отнесенность, т. е. обозначение предметов, явлений, действий, признаков отношений, т. е. номинацию. Также, слово называет не только данный, конкретный, в настоящее время ощущаемый (то есть видимый, слышимый, осязаемый) предмет, но и понятие. Понятие - это мысль, объединяющая в сознании человека предметы, явления действительности по их существенным, важнейшим признакам.

В психолого-педагогической литературе лексическая сторона речи определяется как составная часть образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.

Публикации по теме:

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» (по сказкам)Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» (по сказкам) Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» Актуальность: У большинства современных детей.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературеТворческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе на тему «Пересказ литературных и фольклорных произведений.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие лексической стороны речи в психолого-педагогической литературе
Опубликовано: 10 февраля 2021 в 04:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие лексической стороны речи в психолого-педагогической литературе» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Артёмовна Шенкнехт (УИ 918322) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД