Виктория Усова
Консультация «Помогаем неговорящему ребенку»
▼ Скачать +Заказ
Необходимо констатировать печальный факт: не все дети могут в полной мере использовать речь. Это возможно по причине разного рода нарушений, в основе которых лежит так называемая «органика» – органическое поражение мозга.
Какого значение отсутствия речи у ребенка? Он не может выразить понятным нам языком свои чувства, желания, потребности. Когда взрослый пытается понять такого ребенка, он может допускать ошибки, что вызывает у ребенка бурную негативную реакцию: он плачет, сердится, обижается. Так у ребенка может появиться агрессия, направленная на себя (самоагрессия) или на внешний мир, сформироваться истерическая реакция, он может начать манипулировать своим окружением. Таким образом, формируется вторичное нарушение – поведенческое.
Публикация «Консультация „Помогаем неговорящему ребенку“» размещена в разделах
Что делать, чтобы облегчить ребенку процесс взаимодействия с окружающими? В первую очередь ребенка нужно обучить простым коммуникативным ответам: «да», «нет», «дай», «на». При их освоении становится возможным организовать с ребенком простую коммуникацию – основу общения.
Для этого необходимо изучить возможности ребенка: может ли он издавать какие-либо звуки? Если это возможно, то учить ребенка использовать при взаимодействии эти слова или те звуки, которые доступны ребенку. Если нет – подбираем подходящие для ребенка, удобные для него альтернативные способы коммуникации: это могут быть жесты, мимические движения (подмигивания, улыбка и пр., карточки PECS. Достижения современной техники позволяют использовать в этих целях планшеты со специальным программным обеспечением.
Важно помнить о том, что освоение коммуникативных ответов дело сложное. Потребуется достаточно много времени и сил, чтобы ребенок понял, что от него хотят, запомнил и начал использовать полученные навыки. Обучение должно быть постоянным: это как специально организованные занятия в игровой форме, так и общение ребенка с родителями в течение всего дня в бытовых ситуациях. При организации взаимодействия используйте те предметы и игрушки, которые ребенку знакомы, интересны, вызывают у него положительные эмоции, которые могут стать своеобразными «мотиваторами», то есть помогут подтолкнуть ребенка к активным действиям, общению. Таким образом, основываясь на интересах ребенка, мы можем добиться нужного результата.
Итак, даже если в силу определенных причин ребенок не говорит, он может и должен общаться. Роль взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку найти подходящий для этого способ.