Ирина
Консультация «Поможем справиться ребенку с тревожностью»
▼ Скачать + Заказать документы
«Поможем справиться ребенку с тревожностью»
Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны воспитателя, психолога и других специалистов дошкольного учреждения. Это в первую очередь дети гиперактивные, агрессивные, страдающие различными физическими или психологическими отклонениями (инвалиды, заикающиеся и т. п.). Но есть и такие дети, которые не сразу привлекают внимание воспитателя, да и родители не считают особенности таких детей значимой проблемой. Обычно лишь к шестому году жизни «своеобразие» таких детей начинает осознаваться и взрослыми, и самими детьми. Речь идет о так называемых тревожных детях.
Публикация «Консультация „Поможем справиться ребенку с тревожностью“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих отечественных и зарубежных ученых, которые рассматривают ее как универсальную форму эмоционального предвосхищения неуспеха. Тревожность участвует в механизме саморегуляции, способствует мобилизации резервов психики и стимулирует поисковую активность.
Известно также: за границами своих оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность личности.
Хроническое переживание тревоги как разбалансированного состояния и постоянная готовность к его актуализации формируют такое новообразование, как тревожность; при этом повышенная тревожность неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. Тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, поэтому изучение детской тревожности стоит в ряду особо актуальных проблем.
В категорию тревожных детей входят дети, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Это дети, которых в отечественной педагогике традиционно называют застенчивыми, а в психологической и медицинской практике относят к тревожной и тревожно-мнительной группе. Такие дети постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом, и пополняют ряды невротиков и преневротиков.
Основная трудность работы с такими детьми заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными. Тихие, застенчивые, они стараются не привлекать к себе внимания воспитателя, и это им, как правило, удается. Дети-невидимки не дерутся (опасаются и умело избегают конфликтов, не носятся сломя голову на прогулке (не хотят попасть в поле зрения воспитателя и выслушивать его замечания, не отбирают у других игрушек (они и друзей-то имеют мало, и обычно таких же тихих и бесконфликтных, да и играть предпочитают в одиночку). Они умеют не встречаться глазами с взрослым на занятии и тем самым опять-таки оставаться для него невидимками, избегают отвечать на вопрос, даже если прекрасно знают ответ. Их не заставишь выступать на утреннике, иначе чем в хоре или общем танце – солировать они не хотят, да им никто этого и не предлагает: есть более активные и заметные дети.
Так они и растут – вроде бы в группе и в то же время не попадая на первый план. И только когда дело доходит до подготовки к школе, у них возникает масса проблем: они не могут самостоятельно и по своей инициативе переспросить, если им что-то непонятно; стесняются отвечать, впадают в панику при любой смене обстановки (например, во время собеседования при приеме в школу или при появлении нового педагога-специалиста в детском саду; а уж что с ними творится, если предстоит медосмотр).
К этому времени становление специфических психологических и характерологических качеств уже произошло, и изменить что-то достаточно сложно. Поэтому необходимо как можно раньше обращать внимание на детей с проявлениями тревожности, пока эти качества еще не оформились окончательно, а дети не овладели умением оставаться невидимками для взрослых. Только тогда грамотное воздействие педагога детского сада в тесном контакте с психологом и родителями ребенка может дать значительный положительный эффект.
Работа педагога, направленная на профилактику и коррекцию проявлений тревожности у дошкольников, должна строиться с учетом специфики их нервной системы, возрастных и личностных особенностей, а также стиля семейного воспитания. В основе разработанных нами занятий лежит положение о том, что причинами появления тревожности у детей являются, с одной стороны, нарушения со стороны центральной нервной системы, минимальная мозговая дисфункция, а с другой – социальные предпосылки, прежде всего неодобрение значимых для них людей: близких, педагогов и сверстников.
Основными задачами педагога являются следующие:
1. Выявление детей с заметными признаками тревожности.
2. Отслеживание ситуаций, в которых эта тревожность больше всего проявляется.
3. Беседы с родителями, наблюдение за характером общения матери с ребенком с целью установления доминирующего типа воспитания в семье и консультации с медработником детского учреждения.
4. Доброжелательное, чуткое и доверительное отношение к ребенку, обеспечение ему эмоциональной поддержки со стороны взрослого (положительная оценка деятельности, ласковые, ободряющие взгляды и прикосновения, улыбки).
5. Обеспечение благоприятного отношения сверстников к неуверенному ребенку, для чего необходимо обращать внимание других детей на его успехи и положительные черты характера, поощрять его достижения, использовать в том числе такой прием, как смена позиции ребенка (например, от обучаемого к обучающему) в доступной для него деятельности или в общении с младшими детьми.
В связи с этим целью коррекционной работы является снижение уровня тревожности у детей и облегчение их жизни в условиях детского сада, а также гармонизация их личностного развития и снижение риска проявлений тревожности и в детском саду, и за его пределами.
Основные задачи:
1. Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
2. Снизить тревогу, агрессию.
3. Развивать навыки взаимодействия друг с другом.
4. Совершенствовать внимание, восприятие, речь, воображение.
5. Развивать чувственный аппарат на основе сенсорных эталонов.
6. Расширять эмоциональный опыт.
7. Развивать способность к построению ассоциативных связей между образами действительности и звуковыми, художественными образами.
8. Развивать умение экспериментировать.
Курс, состоящий из 12 коррекционно-развивающих занятий, предназначен для дошкольников 4-5 лет. На занятиях присутствуют пять-шесть детей. Основой для зачисления ребенка в коррекционную группу служат заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, специалистов (преподаватель ИЗО и др., пожелания родителей. Занятия проводятся в первой половине дня. Продолжительность каждого из них – 30 минут. Занятия проводятся два раза в неделю. Форма проведения занятий – групповая. Общее время проведения занятий – 6 часов.
Для наиболее эффективного проведения коррекционно-развивающих занятий необходимо сочетание музыки и изобразительного искусства. В результате ребенок получает возможность реализовать свои творческие способности. В игровой форме происходит обогащение словаря, развиваются коммуникативные умения (например, умение свободно высказывать свою точку зрения, делиться впечатлениями, познавательная активность.
Жизнь детей в дошкольном учреждении становится более эмоциональной и привлекательной во многом за счет использования звукового сопровождения. Так, мирный и ласковый плеск волн уменьшает психическое напряжение, успокаивает. Врачуют не только естественные звуки, но и специально подобранные мелодии, которые снимают гнев и досаду, улучшают настроение.
Занятия построены на синтезе музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Детям предлагается «шагнуть» в глубь изображения, к звенящему ручью или на лесную поляну, мысленно побыть бабочкой, вдыхающей аромат цветка; гусеницей, пробирающейся сквозь травку; синичкой, летящей высоко над поляной…
На занятиях создается ситуация успеха, которая помогает детям свободно выражать свои мысли, чувства в процессе рисования, являющегося эффективным средством самовыражения. Научившись выражать свои чувства на бумаге, дети начинают лучше понимать других, учатся преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Рисуя нетрадиционными методами, дети приобретают уверенность, что у них все получится, и получится красиво.
Исходя из специфичности эмоционального состояния детей с уровнем тревожности, нужно стремиться к тому, чтобы во время работы в группе царила атмосфера доброжелательности, понимания и уважения.
Структура коррекционных занятий включает в себя:
1. Разминку.
2. Основную часть. На этом этапе используются игры, упражнения, направленные на снятие зажимов мышечного аппарата, выразительности движений, внимания, наблюдательности.
3. Заключительную часть. Содержит упражнения на релаксацию, что в целом обеспечивает гармонизацию уровня эмоциональной регуляции и снижение уровня тревожности.
Таким образом, от первого к двенадцатому занятию, дети обучаются:
- развитию мелкой моторики рук, координации и выразительности движений, внимания, наблюдательности, воображения, скорости реакций;
- навыкам снятия напряжения;
- саморегуляции.
Рассмотрим более детально эту систему работы, в которой условно выделено три этапа.
1-й этап (4 занятия) – создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие воображения, внимания, знакомство с рисованием ладонью, повышение качества взаимодействия между детьми, снятие эмоционального напряжения и тревожности, развитие согласованности движений, тактильной чувствительности, образного видения, зрительно-моторной координации, зрительного восприятия.
2-й этап (4 занятия) – формирование положительного эмоционального настроя в группе, развитие достигнутых на предыдущих занятиях успехов, обучение использованию в рисунке нескольких знакомых приемов, составление несложных сюжетов, закрепление умения рисовать кулачком, составление несложной композиции, уменьшение эмоционального напряжения и скованности, развитие тактильного восприятия и образного мышления, развитие коммуникативных навыков, обучение рисованию ребром ладони, прорисовывание деталей пальцами.
3-й этап (4 занятия) — закрепление положительного эмоционального настроя в группе, знакомство с новым способом рисования (соединение нескольких знакомых приемов, закрепление умения рисовать ладонью, закрепление знания приемов рисования ладонью, соединения нескольких приемов в одном рисунке, знакомство с новым приемом рисования
Реализация этих задач наиболее важна в данной программе, так как именно в развитии творчества, способности к импровизации концентрируется основная идея — владение собственным телом, нестандартность мышления, психологическая свобода, снятие тревожности.
Оборудование и материалы: магнитофон, аудиокассеты («Волшебство природы», «Звуки природы», «Звуки леса», телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты («Волшебный мир дельфинов», «Волшебные цветы», картины («Ветка рябины», «Бабочка на цветке», игрушки (синичка, божья коровка, гусеница, сова, котенок, павлин, бабочка, петушок, осьминог, роза, краски для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой, листы бумаги, салфетки, леечка.
Программа построена на следующих психокоррекционных принципах:
1. Принцип системности.
2. Деятельностный принцип.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
5. Принцип программированного развития и коррекции.
Коррекционная программа направлена на развитие и тренировку психических процессов, творческого воображения, способности свободного и осознанного владения своим телом. Такой подход дает возможность эффективно корректировать уровень тревожности у дошкольников. Отсюда главная задача – вызвать у ребенка радостные эмоции, тем самым снизить уровень тревожности.
Предполагаемый результат – позитивная эмоциональность поведения детей, снижение уровня тревожности, их желание заниматься, умение сосредоточиться на выполнении задания.
С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную информацию. В детском саду на стенде можно разместить памятку для родителей. Рекомендуется также проводить консультации родителей по снижению уровня тревожности их детей совместно с психологом.
Тематический план
Содержание Время Общее время
1 этап
Занятие 1. «Дельфин» 30 мин.
Прослушивание кассеты «Волшебство природы» 2 мин.
Просмотр видеокассеты «Волшебный мир дельфинов» 3 мин.
Беседа о дельфинах 3 мин.
Пальчиковая гимнастика 2 мин.
Рисование дельфина, плывущего по волнам 15 мин.
Игра «Раздувайся, пузырь!» 5 мин.
Занятие 2. «Осьминоги» 30 мин.
Рассматривание игрушки и картинки с изображением осьминога 2 мин.
Прослушивание кассеты «Звуки природы» 3 мин.
Беседа об осьминогах 5 мин.
Рисование осьминога 15 мин.
Игра «Раздувайся, пузырь!» 5 мин.
Занятие 3. «Ветка рябины» 30 мин.
Двигательная гимнастика «Дерево» 5 мин.
Рассказ о рябине, ее строении, цвете, знакомство со словом «гроздь» 5 мин.
Рисование картины «Ветка рябины» 15 мин.
Игра «Раздувайся, пузырь!» 5 мин.
Занятие 4. «Птичка-синичка» 30 мин.
Прослушивание кассеты «Звуки леса» 2 мин.
Беседа о синице: где живет? Чем питается? Какие части тела есть? 3 мин.
Рисование синицы 20 мин.
Игра «Раздувайся, пузырь!» 5 мин.
2 этап
Занятие 5. «Божья коровка» 30 мин.
Прослушивание кассеты «Звуки природы» 1 мин.
Двигательная гимнастика «Божья коровка» 2 мин.
Рисование божьей коровки 10 мин.
Беседа о том, что будет делать божья коровка зимой, когда наступят холода, выпадет снег? Какие части тела есть у божьей коровки? 2 мин.
Рисование друзей божьей коровки 10 мин.
Игра «Раздувайся, пузырь!» 5 мин.
Занятие 6. «Гусеница» 30 мин.
Прослушивание кассеты «Волшебство природы» 2 мин.
Двигательная гимнастика «Гусеницы» 5 мин.
Рассказ о гусенице и беседа о ней 3 мин.
Рисование гусеницы и ее друзей 15 мин.
Игра «Раздувайся, пузырь!» 5 мин.
Занятие 7. «Совушка» 30 мин.
Прослушивание кассеты «Волшебство природы» 2 мин.
Двигательная гимнастика «Прогулка по сказочному лесу» и «Совы» 3 мин.
Беседа о сове 5 мин.
Рисование совы и ее друзей 20 мин.
Занятие 8. «Роза» 30 мин.
Просмотр видеосюжета «Волшебные цветы» 2 мин.
Двигательная гимнастика «Цветы» 3 мин.
Рисование розы 10 мин.
Беседа о розе и знакомство со словом «бутон» 2 мин.
Рисование бутона 10 мин.
Игра «Раздувайся, пузырь!» 3 мин.
3 этап
Занятие 9. «Котенок» 30 мин.
Прослушивание кассеты с записью музыки 2 мин.
Двигательная гимнастика «Котенок» 3 мин.
Рассказ детей о своих друзьях 5 мин.
Беседа о частях тела котенка 2 мин.
Рисование котенка 20 мин.
Игра «Раздувайся, пузырь!» 3 мин.
Занятие 10. «Павлин» 30 мин.
Двигательная гимнастика «Перышко» 5 мин.
Беседа о павлине 5 мин.
Рисование павлина 15 мин.
Игра «Раздувайся, пузырь!» 5 мин.
Занятие 11. «Бабочка» 30 мин.
Рассматривание картины «Бабочка на цветке» 2 мин.
Двигательная гимнастика «Бабочка» 3 мин.
Рассказ детей о своих ощущениях 2 мин.
Пальчиковая гимнастика «Бабочка» 2 мин.
Беседа о бабочке 3 мин.
Рисование бабочки 10 мин.
Игра «Раздувайся, пузырь!» 3 мин.
Занятие 12. «Петушок» 30 мин.
Двигательная гимнастика «На птичьем дворе» 5 мин.
Двигательная гимнастика «Петушок» 2 мин.
Рисование петушка и его друзей 20 мин.
Игра «Раздувайся, пузырь!» 3 мин.
Итого 6 часов
Список литературы
1. Волкова Е., Мишина Н. О специфике взаимодействия с тревожными детьми // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 10. – С. 39 – 45.
2. Костина Л. М. Механизмы снижения детской тревожности методом интегративной игровой психокоррекции // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе / Под ред. Г. П. Захаровой, Л. М. Костиной. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2004. – 386 с.
3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с.
4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М. : Генезис, 2000. – 192 с.
5. Пасечник Л. Тревожный ребенок // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 10. – С. 64 – 71.
6. Постоева Л., Лукина Г. Поможем детям справиться с тревожностью // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 65 – 70.
7. Постоева Л., Лукина Г. Поможем детям справиться с тревожностью // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 59 – 64.
8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 477 с.