Папки-передвижки

Консультация для родителей «Зачем ребенку дружба?»

Шимон Ольга
Консультация для родителей «Зачем ребенку дружба?»
▼ Скачать + Заказать документы

Дружить или не дружить? Зачем нужна дружба ребенку?

О дружбе написано много стихов и песен, сняты фильмы, в основу которых положены сюжеты о верной дружбе и предательстве. Однако немногие родители осознают важную роль дружбы в психоэмоциональном развитии ребенка с первых лет жизни. Что же такое дружба?

Публикация «Консультация для родителей „Зачем ребенку дружба?“» размещена в разделах

Согласно словарю Ефремовой «дружба – отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т. п.». Филипп Зимбардо и Ширли Рэдл в книге «Застенчивый ребенок» объясняют, почему человек нуждается в дружбе с другим человеком :

1. Успокоение (после обиды, боли, разочарования).

2. Стимуляция (соперничество, помощь в общении, возбуждение).

3. Внимание (осознание своей личности).

4. Гордость (общественное признание за те или иные достижения).

5. Совместная работа и отдых (занятия, которые невозможны в одиночку, например, игра квартетом).

6. Привязанность (любовь и другие нежные чувства).

7. Социальное сравнение (оценка собственного мнения, способностей и эмоций относительно мнений, способностей и эмоций других людей).

Все это привычно для нас, на это мы не обращаем внимания, но ищем в другом человеке.

Нереализованная потребность ребенка в общении приводит к снижению самооценки, провоцирует уход во внутренний мир. У него могут появиться воображаемые друзья, развиться тревожность, страхи, застенчивость (боязнь общения, что накладывает серьезный отпечаток на дальнейшую взрослую жизнь, плохо влияет на реализацию в профессии и личной жизни.

Известный американский психолог Абрахам Маслоу, создавший классификацию потребностей человека из пяти ступеней, отвел две ступени связям с общественностью.

Реализовав первые две ступени (потребности в еде, убежище, сексуальных взаимоотношениях и безопасности, человек начинает стремиться к следующим. Третья ступень – чувство принятия себя другими, социального взаимодействия, привязанности, поддержки. Четвертая – потребность в личностных достижениях, уважении со стороны окружающих, признании.

Иногда человек готов пренебречь первоочередными физиологическими потребностями и безопасностью, чтобы избежать мук одиночества. Добившись дружбы, принадлежности к определенной социальной структуре, он начинает искать признания собственных достоинств, компетентности, уважения окружающих. Проще говоря, нуждается в статусе, репутации, славе, осознании превосходства, чтобы затем перейти к реализации последней ступени – самовыражению. Потребность в общении играет значимую роль в жизни человека. Задача родителей – развить ее у своих детей на разных возрастных этапах. Нужно помочь ребенку освоить важные элементы взаимоотношений: знакомство, умение поддержать общение, при необходимости прийти на помощь, навыки разрешения конфликтов.

Зачатки дружбы

Дети в возрасте 2–3 лет еще не умеют согласовывать свое поведение. Забрать заинтересовавшую игрушку у соседа и поделиться своей считается зачатками коммуникации. Если взрослый не поддерживает совместную игровую деятельность нескольких детей, ее не будет. Основные игры в этом возрасте – наблюдение, когда ребенок смотрит за игрой детей рядом и тем самым, можно сказать, участвует в ней, и параллельная игра, когда малыш копирует игровую деятельность других детей, не взаимодействуя с ними.

Полезно:

– Играть в коллективные игры типа «Ручеек», «Платочек», водить хороводы, привлекать детей к совместной деятельности.

– Научить ребенка делиться игрушками. Если малыш не дает игрушку, нельзя ругать его. Пройдет время, и он поделится. Не следует настаивать, тем более забирать игрушку. Если ребенок постоянно гуляет на одной и той же площадке, чтобы ему было комфортно в замкнутом маленьком коллективе, можно просто спокойно сказать: «Сережа сегодня не расположен делиться».

Дружба как зеркало

С 4 лет просыпается потребность общаться со сверстниками, которую невозможно заменить общением со взрослым человеком или игрушками. Дети с удовольствием делятся игрушками, но еще не согласовывают свои действия относительно сюжета игры. Усиливается интерес к совместной игре (катать машинки, строить дом). В этом возрасте игра своего рода зеркало, в котором ребенок видит модели поведения и, подражая, закрепляет их на практике.

В сюжетно-ролевых играх, например дочки-матери, игра в доктора и больного, шофера, космонавта, дети разыгрывают ситуации и роли, копируя внешность и поведение персонажей, задействуя при этом свою фантазию и ища новые способы взаимодействия.

Расширяющийся круг общения приводит к избирательности в дружбе. Дети становятся популярными и отвергаемыми. В журнале Asher et al., 1982; Asher, 1983 приводился перечень социальных навыков популярных детей. Так, они:

– чувствительны к интересам других;

– не навязывают другим свою волю;

– умеют поддержать игру;

– придут на помощь;

– коммуникабельны;

– отзывчивы;

– разрешают конфликтные ситуации без агрессии и применения физической силы.

Чтобы ребенок был успешным, требуется развивать социальные навыки, и важная роль в этом отводится родителям.

Полезно:

– Обеспечить ребенку возможность общаться со сверстниками.

– Обучить навыкам знакомства. Можно проиграть с куклами разные приемы общения:

А. Первый прием – привлечь внимание партнера («У меня большая красная лопата, а у тебя какая?»). Если привлечь внимание удалось, следует продолжить разговор («Давай вместе копать большую яму»). Можно предложить игру в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Например, если дети играют с машинками, можно устроить гонки или построить гараж. Вопросы «Можно с вами?» «Во что вы играете?» «Как тебя зовут?» и предложение «Давай играть вместе» могут быть не услышаны или проигнорированы детьми, которым в этом возрасте свойственен эгоцентризм.

Б. Второй прием – спросить об интересах ребенка («Как зовут твою любимую куклу?», «Какой мультик ты любишь?», «Какие у тебя есть машинки?»).

Отказ в дружбе – это повод искать дальше.

– Рассказать и показать на примере, как дети взаимодействуют между собой в процессе игры. Объяснить простые действия: делиться, меняться, предлагать игру, помочь товарищу, если что-то не получается, и др.

– Создать условия, позволяющие приобретать опыт общения. Выделить комнату, куда ребенок мог бы приглашать друзей, и подготовить игровой материал.

– Научите ребенка задавать развернутые вопросы (как? почему). Например: «Ваня, расскажи о том, как…» Такие вопросы помогут разговорить собеседника и наладить контакт, если в начале встречи возникла напряженная пауза либо кто-то из детей растерялся или застеснялся.

– Стать для своего ребенка наглядным примером. Больше общаться с разными людьми, ходить в гости, выезжать несколькими семьями на природу, посещать общественные места.

Настоящий друг

В 6–8 лет дети общаются на площадке более длительное время. В процессе они делятся игрушками, устанавливают новые правила, помогают друг другу освоить новые роли, разрешают конфликты, принимают в игру новых детей. В этом возрасте ребенок открывает для себя морально-этическую сторону дружбы : способность прийти на помощь, сопереживать, чувствительность к интересам другого. Он видит, что драчунов, ябед и прилипал не любят принимать в компанию. Иногда приятель, появившийся в первом классе, может стать настоящим другом на долгие годы. А ссоры в этом возрасте уже способны вылиться в серьезные душевные переживания.

Полезно:

– Поощрять дружбу ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Старшие всегда снисходительнее относятся к младшим, играют по их правилам, опекают и защищают. Младшие же помогут ребенку самоутвердиться как лидеру, чтобы увереннее чувствовать себя в компании сверстников. В то же время основными друзьями должны быть ровесники.

– Обсуждать с ребенком плохое поведение других детей («Максим, как ты считаешь, Вася правильно поступил, когда? А ты бы как сделал? А что бы сделал папа?»). Во время таких разговоров прививаются морально-этические принципы, которые впоследствии помогут отличать хороших людей плохих.

Каждый человек ищет себе друга, способного быть добрым, внимательным, щедрым, приходить на помощь в трудную минуту, сочувствовать и понимать позицию другого, умеющего справляться с собственным эгоизмом и уважать людей. Такие качества родители должны воспитать в детях, чтобы им было легко идти по жизни.

Подготовила физинструктор Шимон О. А.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Дом, где ребенку безопасно!» Уважаемые родители! Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка.

Консультация для родителей «Как адаптироваться ребенку в ДОУ» Консультация для родителей «Как помочь адаптироваться ребенку в ДОУ» Уважаемые родители! Ваш ребенок скоро в первый раз переступит.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку с ЗПР?» Диагноз "задержка психического развития" зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое.

Консультация для родителей «Наказывая, подумай «Зачем?» Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Наверное, невозможно.

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Книжку с мамой я читала, А потом чуть-чуть устала. Я проснулась, мама спит, Книжка рядышком лежит. Книжка называется «Спящая красавица».

Консультация для родителей «Зачем нам детский сад» Когда мы говорим «детский сад», какая картинка возникает в голове? Цветущие деревца, клумбы и фонтанчики. Еще 15–20 лет назад вопрос, «В.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

Консультация для родителей «Зачем родителям играть?» Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка — игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период — через игру. Этим.

Консультация «Логопедическая группа, зачем она нужна моему ребенку?» Уважаемые родители сегодня мне хотелось бы рассказать вам, кто такой логопед, чем он занимается, что такое логопедическая группа, и чем.

Консультация для родителей «Зачем нам нужно общение?» Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как, именно в дошкольном возрасте происходит начало развития и становление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Зачем ребенку дружба?»
Опубликовано: 12 сентября 2019 в 22:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Зачем ребенку дружба?»» (включая файлы) размещена пользователем Шимон Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД