Шимон Ольга
Консультация для родителей «Зачем ребенку дружба?»
▼ Скачать + Заказать документы
Дружить или не дружить? Зачем нужна дружба ребенку?
О дружбе написано много стихов и песен, сняты фильмы, в основу которых положены сюжеты о верной дружбе и предательстве. Однако немногие родители осознают важную роль дружбы в психоэмоциональном развитии ребенка с первых лет жизни. Что же такое дружба?
Публикация «Консультация для родителей „Зачем ребенку дружба?“» размещена в разделах
Согласно словарю Ефремовой «дружба – отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т. п.». Филипп Зимбардо и Ширли Рэдл в книге «Застенчивый ребенок» объясняют, почему человек нуждается в дружбе с другим человеком :
1. Успокоение (после обиды, боли, разочарования).
2. Стимуляция (соперничество, помощь в общении, возбуждение).
3. Внимание (осознание своей личности).
4. Гордость (общественное признание за те или иные достижения).
5. Совместная работа и отдых (занятия, которые невозможны в одиночку, например, игра квартетом).
6. Привязанность (любовь и другие нежные чувства).
7. Социальное сравнение (оценка собственного мнения, способностей и эмоций относительно мнений, способностей и эмоций других людей).
Все это привычно для нас, на это мы не обращаем внимания, но ищем в другом человеке.
Нереализованная потребность ребенка в общении приводит к снижению самооценки, провоцирует уход во внутренний мир. У него могут появиться воображаемые друзья, развиться тревожность, страхи, застенчивость (боязнь общения, что накладывает серьезный отпечаток на дальнейшую взрослую жизнь, плохо влияет на реализацию в профессии и личной жизни.
Известный американский психолог Абрахам Маслоу, создавший классификацию потребностей человека из пяти ступеней, отвел две ступени связям с общественностью.
Реализовав первые две ступени (потребности в еде, убежище, сексуальных взаимоотношениях и безопасности, человек начинает стремиться к следующим. Третья ступень – чувство принятия себя другими, социального взаимодействия, привязанности, поддержки. Четвертая – потребность в личностных достижениях, уважении со стороны окружающих, признании.
Иногда человек готов пренебречь первоочередными физиологическими потребностями и безопасностью, чтобы избежать мук одиночества. Добившись дружбы, принадлежности к определенной социальной структуре, он начинает искать признания собственных достоинств, компетентности, уважения окружающих. Проще говоря, нуждается в статусе, репутации, славе, осознании превосходства, чтобы затем перейти к реализации последней ступени – самовыражению. Потребность в общении играет значимую роль в жизни человека. Задача родителей – развить ее у своих детей на разных возрастных этапах. Нужно помочь ребенку освоить важные элементы взаимоотношений: знакомство, умение поддержать общение, при необходимости прийти на помощь, навыки разрешения конфликтов.
Зачатки дружбы
Дети в возрасте 2–3 лет еще не умеют согласовывать свое поведение. Забрать заинтересовавшую игрушку у соседа и поделиться своей считается зачатками коммуникации. Если взрослый не поддерживает совместную игровую деятельность нескольких детей, ее не будет. Основные игры в этом возрасте – наблюдение, когда ребенок смотрит за игрой детей рядом и тем самым, можно сказать, участвует в ней, и параллельная игра, когда малыш копирует игровую деятельность других детей, не взаимодействуя с ними.
Полезно:
– Играть в коллективные игры типа «Ручеек», «Платочек», водить хороводы, привлекать детей к совместной деятельности.
– Научить ребенка делиться игрушками. Если малыш не дает игрушку, нельзя ругать его. Пройдет время, и он поделится. Не следует настаивать, тем более забирать игрушку. Если ребенок постоянно гуляет на одной и той же площадке, чтобы ему было комфортно в замкнутом маленьком коллективе, можно просто спокойно сказать: «Сережа сегодня не расположен делиться».
Дружба как зеркало
С 4 лет просыпается потребность общаться со сверстниками, которую невозможно заменить общением со взрослым человеком или игрушками. Дети с удовольствием делятся игрушками, но еще не согласовывают свои действия относительно сюжета игры. Усиливается интерес к совместной игре (катать машинки, строить дом). В этом возрасте игра своего рода зеркало, в котором ребенок видит модели поведения и, подражая, закрепляет их на практике.
В сюжетно-ролевых играх, например дочки-матери, игра в доктора и больного, шофера, космонавта, дети разыгрывают ситуации и роли, копируя внешность и поведение персонажей, задействуя при этом свою фантазию и ища новые способы взаимодействия.
Расширяющийся круг общения приводит к избирательности в дружбе. Дети становятся популярными и отвергаемыми. В журнале Asher et al., 1982; Asher, 1983 приводился перечень социальных навыков популярных детей. Так, они:
– чувствительны к интересам других;
– не навязывают другим свою волю;
– умеют поддержать игру;
– придут на помощь;
– коммуникабельны;
– отзывчивы;
– разрешают конфликтные ситуации без агрессии и применения физической силы.
Чтобы ребенок был успешным, требуется развивать социальные навыки, и важная роль в этом отводится родителям.
Полезно:
– Обеспечить ребенку возможность общаться со сверстниками.
– Обучить навыкам знакомства. Можно проиграть с куклами разные приемы общения:
А. Первый прием – привлечь внимание партнера («У меня большая красная лопата, а у тебя какая?»). Если привлечь внимание удалось, следует продолжить разговор («Давай вместе копать большую яму»). Можно предложить игру в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Например, если дети играют с машинками, можно устроить гонки или построить гараж. Вопросы «Можно с вами?» «Во что вы играете?» «Как тебя зовут?» и предложение «Давай играть вместе» могут быть не услышаны или проигнорированы детьми, которым в этом возрасте свойственен эгоцентризм.
Б. Второй прием – спросить об интересах ребенка («Как зовут твою любимую куклу?», «Какой мультик ты любишь?», «Какие у тебя есть машинки?»).
Отказ в дружбе – это повод искать дальше.
– Рассказать и показать на примере, как дети взаимодействуют между собой в процессе игры. Объяснить простые действия: делиться, меняться, предлагать игру, помочь товарищу, если что-то не получается, и др.
– Создать условия, позволяющие приобретать опыт общения. Выделить комнату, куда ребенок мог бы приглашать друзей, и подготовить игровой материал.
– Научите ребенка задавать развернутые вопросы (как? почему). Например: «Ваня, расскажи о том, как…» Такие вопросы помогут разговорить собеседника и наладить контакт, если в начале встречи возникла напряженная пауза либо кто-то из детей растерялся или застеснялся.
– Стать для своего ребенка наглядным примером. Больше общаться с разными людьми, ходить в гости, выезжать несколькими семьями на природу, посещать общественные места.
Настоящий друг
В 6–8 лет дети общаются на площадке более длительное время. В процессе они делятся игрушками, устанавливают новые правила, помогают друг другу освоить новые роли, разрешают конфликты, принимают в игру новых детей. В этом возрасте ребенок открывает для себя морально-этическую сторону дружбы : способность прийти на помощь, сопереживать, чувствительность к интересам другого. Он видит, что драчунов, ябед и прилипал не любят принимать в компанию. Иногда приятель, появившийся в первом классе, может стать настоящим другом на долгие годы. А ссоры в этом возрасте уже способны вылиться в серьезные душевные переживания.
Полезно:
– Поощрять дружбу ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Старшие всегда снисходительнее относятся к младшим, играют по их правилам, опекают и защищают. Младшие же помогут ребенку самоутвердиться как лидеру, чтобы увереннее чувствовать себя в компании сверстников. В то же время основными друзьями должны быть ровесники.
– Обсуждать с ребенком плохое поведение других детей («Максим, как ты считаешь, Вася правильно поступил, когда? А ты бы как сделал? А что бы сделал папа?»). Во время таких разговоров прививаются морально-этические принципы, которые впоследствии помогут отличать хороших людей плохих.
Каждый человек ищет себе друга, способного быть добрым, внимательным, щедрым, приходить на помощь в трудную минуту, сочувствовать и понимать позицию другого, умеющего справляться с собственным эгоизмом и уважать людей. Такие качества родители должны воспитать в детях, чтобы им было легко идти по жизни.
Подготовила физинструктор Шимон О. А.