ИРИНА РЫЧИНА
Положения о взаимодействии с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Положения о взаимодействии с семьями воспитанников
Утверждено:
приказом МДОБУ д/с № 1
МО Кореновский район
№ ___от " __"___ 2016г.
___ Е. Ю. Аникиенко
ПОЛОЖЕНИЕ
о взаимодействии с семьями воспитанников
в МДОБУ детский сад №1 МО Кореновский район
(в соответствии с ФГОС ДО)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов, их воспитанников и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности.
Публикация «Положения о взаимодействии с семьями воспитанников» размещена в разделах
1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, Уставом МДОБУ детский сад № 1 МО Кореновский район.
1.3. Система взаимодействия педагогов с родителями обеспечивает комплексный подход к формированию ценностных ориентиров у воспитанников.
1.4. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги детского сада.
2. Цель и задачи взаимодействия
2.1. В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи.
Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного
взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нё м говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей.
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.
2.2. Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.
2.3. Цель взаимодействия : сплочение родителей и педагогов детского сада и формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.4. Взаимодействие родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения в условиях новой философии предполагает решение следующих задач:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания : физического, социально-нравственного, художественно-эстетического, познавательного, базирующихся принципах педагогики ненасилия;
- выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников к традиционной культуре;
- выявление эффективных форм сотрудничества родителями воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базис личностной культуры детей;
- организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей со стороны специалистов: старшего воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога и т. д. ;
- гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- личностное обогащение всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;
- поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;
- создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей.
3. Приоритетные направления работы по организации взаимодействия
детского сада и семьи
3.1. Приоритетны следующие направления работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров;
- группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс формирования ценностных ориентиров средствами традиционной культуры и музейной педагогики в домашних условиях и условиях сотрудничества с детским садом;
- анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности и содружества семьи и детского сада.
4. Организация работы
4.1. Педагогический Совет ДОУ утверждает план работы по организации взаимодействия детского сада и семьи на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед ДОУ и конкретными условиями ее работы.
4.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие этапы работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания
своего ребенка, детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи :
- целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей);
- планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
- конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия детского сада и семьи :
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать ценностно- ориентированные отношения;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
- учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
- ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям.
4.5. Методы и формы организации совместного с родителями воспитательно-образовательного процесса :
Наименование группы методов
Цель, назначение использования Формы проведения
Информационно- аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Способствуют
организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его
родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях
родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального,личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения и построение грамотного общения с родителями.
Проведение
социологических срезов,
опросов
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания
детей.
Установление эмоционального контакта
между педагогами, родителями, детьми.
отношений между родителями и детьми.
Семинары-практикумы.
Тренинги.
Проведение собраний, консультаций в
нетрадиционной форме.
Мини-собрания. Игры с педагогическим
содержанием.
Педагогический
брифинг.
Устные педагогические
журналы. Исследовательско- проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Педагогическая библиотека для родителей.
Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. Совместные праздники, досуги. Выставки детско- взрослых работ. Кружки, секции, клубы
Наглядно- информационные:информационно- ознакомительные, информационно- просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. Информационные проспекты. Альманахи. Журналы и газеты, издаваемые для родителей и родителями. Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми. Стенгазеты. Фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки- передвижки, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и др
4.6. Организация методической работы с педагогами:
- семинары-практикумы, консультации для педагогов (вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей и формирования ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей :
- методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования запроса родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки;
- методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
- методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка) и др.
4.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада :
4.8.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей;
Условия внутреннего взаимодействия :
- создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их
эмоциональной взаимоподдержки;
- переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
- соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.
Формы такого взаимодействия :
- совместные праздники, досуги, семейные экскурсии,
- защита детско-родительских проектов,
- родительские Школы,
- творческие мастерские,
- сайт детского сада с необходимой информацией для родителей, материалами прошедших мероприятий.
4.8.2. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного учреждения с общественными и социальными структурами:
общеобразовательной школой, спорткомплексами, школой искусств, историческим музеем, домом культуры, Центром творчества.
4.9. Вся работа с родителями воспитанников предполагает доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, корректное обращение. Ежедневное проявление интереса, доброжелательное взаимодействие располагает к себе и значит больше, чем отдельное хорошо
проведенное мероприятие.
4.10. ФГОС дошкольного образования предполагает выстраивание личностно-ориентированного образования: изучение психолого- физиологических особенностей каждого ребёнка, особенностей его семьи для выстраивания активного конструктивного взаимодействия.
Ожидаемыми результатами сотрудничества ДОУ с родителями могут быть:
создание детско-взрослого сообщества (семейный клуб);
активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ;
обобщение опыта ДОУ по взаимодействию с семьями и опыта семейного воспитания;
укрепление и обновление материально-технической базы;
эффективная реализация образовательной программы;
организация дополнительных образовательных услуг.
5. Контроль
5.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи группах и в ДОУ возложена на заведующего и старшего воспитателя дошкольного учреждения.
5.2. Координатором внутренних и внешних взаимодействий ДОУ и развития пространства является Родительский комитет Учреждения - коллегиальный орган самоуправления, в состав которого избираются родители (законные представители).
Родительский комитет имеет полномочия не только совещательного но и реального характера, управляет процессами сотрудничества с родителями воспитанников и общественными организациями. Он определяет стратегию развития детского сада, помогает ему стать открытой и динамичной системой, повышает роль родительского сообщества в образовательном процессе детского сада, района и региона.
Родительский комитет призван помогать детскому саду в его работе и организовывать выполнение всеми родителями (законными представителями) законных требований дошкольного учреждения, содействовать педагогической пропаганде для успешного решения задачи
всестороннего развития воспитанников.
6. Документация
- планы работы с родителями ДОУ, группы на учебный год;
- протоколы общих родительских собраний (протоколы хранятся в методическом кабинете);
- протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в группе);
- конспекты мероприятий и соответствующая документация к ним ;
- результаты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях и диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, сравнительный анализ мониторинга (хранятся в методкабинете у старшего воспитателя ДОУ);
- протоколы заседаний родительского комитета (хранятся у заведующего).