Грушевская Наталья
Положение о взаимодействии с семьями воспитанников (в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
(В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО)
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЕТКУЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА «ОДУВАНЧИК»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законных представителей) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство детского развития.
Публикация «Положение о взаимодействии с семьями воспитанников (в соответствии с ФГОС ДО)» размещена в разделах
- Положение конкурса. Образцы положений
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, Уставом МКДОУ Еткульского детского сада «Одуванчик».
2. Цель и задачи взаимодействия
2.1. Цель: формирование единого образовательного пространства через интеграцию образовательных задач МКДОУ и семьи.
2.2. Задачи:
- повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций семейной культуры;
- выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников к традиционной культуре;
- выявление эффективных форм сотрудничества родителями воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
- гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга;
- повышение правовой грамотности родителей в области защиты прав и достоинств ребенка;
- повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания : физического, социально-нравственного, художественно-эстетического, познавательного, базирующихся принципах педагогики ненасилия;
- организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей со стороны специалистов: старшего воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре ;
- создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы детского сада
- функционирование его как открытой системы;
- активное вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс с использованием современных технологий и интерактивных методов взаимодействия детского сада и семьи;
- понимание, признание и принятие ребенка и его семьи;
- приоритет культурологического подхода к определению целей и содержанию воспитания детей;
- переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков на формирование ценностных ориентации и воспитание отношений, способствующих более продуктивному их усвоению;
- формирование ценностно-смысловых ориентации (добра, красоты, познания, здорового образа жизни, моральных эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации народных мастеров, представлений о смысле жизни отдельного человека и целого народа средствами приобщения детей и их семей к традиционной (русской, татарской) культуре;
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога;
- личностно-ориентированный подход и правила «педагогики ненасилия»,
- принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (на сайте детского сада можно ознакомиться с уставом, Договором с родителями, Положением об управляющем совете и иными локальными актами, исторической справкой учреждения и текущей информацией); -
- принцип доброжелательности всех участников содружества, соблюдения морально-этического устава, разработанного для формирования позитивных взаимоотношений между родителями и педагогами;
- принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной Программы ДОУ не допускается никакого принуждения).
4. Приоритетные направления работы по организации взаимодействия детского сада и семьи
- работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьёй, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
- привлечение родительской общественности к активному участию в жизни дошкольного учреждения, к организации и проведению совместных мероприятий;
- анализ промежуточных и конечных результатов совместной вос-питательной деятельности и содружества семьи и детского сада.
5. Организация работы
5.1. Педсовет ДОУ утверждает план работы по организации взаимодействия детского сада и семьи на учебный год. Его содержание учопределяется задачами, стоящими перед ДОУ и конкретными условиями ее работы. План работы родительского комитета ДОУ согласовывается с заведующим ДОУ.
5.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие этапы работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
5.3. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи :
- целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей);
- планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
- конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей);
- доверие и сотрудничество между педагогами и родителями.
5.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия детского сада и семьи :
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
- обеспечение в работе с родителями определенной последова-тельности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
- учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
- ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям.
5.5. Методы и формы организации совместного с родителями образовательного процесса:
• Информационное направление:
-создание сайта в сети Интернет.
-обмен информацией посредством электронной почты.
-медиатека с различным видео- и фотоматериалом.
-анкетирование, опросы, интервьюирование, памятки.
-стенды, папки-передвижки.
-дни открытых дверей.
-реклама ДОУ (буклеты, проспекты, видеопрезентации, в том числе и на электронных носителях).
• Просветительское направление:
Индивидуальные формы работы:
-посещение на дому;
-беседы, консультации заведуюшего, воспитателей, специалистов.
Групповые формы работы:
-родительские клубы по интересам;
-открытые занятия для родителей.
Массовые формы работы:
-тематические родительские собрания;
-конференции.
-обновление информации на сайте ДОУ в сети Интернет.
• Организация совместного досуга:
-праздники, посвященные памятным датам учреждения;
-развлечения;
-Совместные конкурсы;
-познавательно-игровые викторины;
-выставки;
-дни здоровья;
-фольклорные, спортивные совместные досуги;
-фестивали семейного творчества;
-семейные маршруты выходного дня;
-акции с участием детей и взрослых;
-совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
• - наглядная пропаганда педагогических знаний
-стенды с рекомендациями для родителей;
- активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания);
- консультации;
- семинары-практикумы;
- конференции для родителей;
- дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
- устные журналы;
- круглые столы;
- организация Школы молодой матери и Школы родителей будущих первоклассников;
- деловая игра;
- вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
- совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
5.6. Организация методической работы с педагогами:
- семинары-практикумы, консультации для педагогов (вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей и формирования ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
5.7. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей :
- методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования запроса родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки;
- методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
- методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка) и др.
5.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада.
5.8.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей;
Условия внутреннего взаимодействия :
- создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их эмоциональной взаимоподдержки;
- переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
- соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.
Формы такого взаимодействия : совместные праздники, досуги, семейные экскурсии, защита детско-родительских проектов, родительские Школы, творческие мастерские, сайт детского сада с необходимой информацией для родителей, материалами прошедших мероприятий.
5.8.2. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного учреждения с общественными и социальными структурами: с начальной школой, спортивной школой и районным домом творчества, школой искусств, историческим музеем, домом культуры, сельской библиотекой и др.
6. Контроль
6.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи группах и в ДОУ возложена на руководителя и старшего воспитателя учреждения.
6.2. В качестве добровольной общественной организации выступают групповые родительские комитеты и родительский комитет детского сада– представительные органы родительской общественности.
Родительские комитеты призваны помогать детскому саду в его работе и организовывать выполнение всеми родителями (законными представителями) законных требований дошкольного учреждения, содействовать педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития воспитанников.
7. Документация
- планы работы с родителями ДОУ, группы на учебный год;
- протоколы общих родительских собраний – всеобучей (протоколы хранятся в методическом кабинете);
- протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в группе);
- конспекты мероприятий;
- результаты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях и диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, сравнительный анализ мониторинга всему ДОУ, рекомендации стратегического плана (хранятся в методкабинете у старшего воспитателя ДОУ;
- протоколы заседаний родительского комитета детского сада (хранятся в делах ДОУ в кабинете заведующего).