Получи документы

Поликультурный подход как условие приобщения дошкольников к диалогу культур

Ирина Лукьянова
Поликультурный подход как условие приобщения дошкольников к диалогу культур
▼ Скачать + Заказать документы

И. Н. Лукьянова

МБДОУ д/с № 6 «Здоровье», г. Ставрополь

Аннотация. В статье рассмотрена сущность поликультурного подхода, его особенности в дошкольном образовании; представлены условия приобщения дошкольников к диалогу культур через поликультурный подход.

Abstract. In the article shows the essence of a multicultural approach, its features for pre-school education; it’s also represents the conditions of preschoolers initiation to the dialogue of cultures through a multicultural approach.

Публикация «Поликультурный подход как условие приобщения дошкольников к диалогу культур» размещена в разделах

Ключевые слова: поликультурный подход, дошкольник, дошкольное образование, диалог культур.

Keywords : multicultural approach, preschooler, preschool education, dialogue of cultures.

Для нашего многонационального региона вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, должны рассматриваться в контексте укрепления государственности и сплочения государства.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры, с развитием у детей культуры межэтнического общения. Придание воспитательному процессу этнопедагогической направленности позволяет с одной стороны сохранять и развивать этнокультурную самобытность, формировать этническое самосознание; с другой, – воспитывать уважительное отношение к окружающим, понимать инаковость, укреплять российское общество.

Поликультурное воспитание в целом понимается как воспитание ребёнка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом культуры его национальности. Раскрывая сущность поликультурного образования, Э. Р. Хакимов подчёркивает, что оно направлено на сохранение и развитие многообразия культурных ценностей, норм и форм деятельности, существующих в данном обществе, и базируется на принципах диалога и взаимодействия разных культур [5].

Организация, формы и виды поликультурного образования необходимым образом реализуются на основании следующих принципов [напр., 3] : принцип полилингвальности; принцип дифференциации и разнообразия; принцип креативности; принцип культурной целостности; принцип объёмной (стереоскопической) картины мира; принцип вариативности; принцип этической актуальности.

Т. И. Куликова отмечает, что поликультурное образование формируется, функционирует и развивается как открытая система, которая помогает удовлетворять интересы граждан, принадлежащих к разным культурам. Именно в этом смысле через цели, задачи и принципы поликультурного образования формируется структура и реализуется подход диалога культур в воспитании и обучении ребёнка [4].

В последнее время в ходе дискуссий по проблемам поликультурного образования появляются концепции и отдельные теоретические положения, которые условно можно объединить в содержательных границах социально-психологического подхода. Он в полной мере в науке ещё не сформировался, но вместе с тем, уже можно выделить его некоторые отличительные признаки, наиболее важным из которых является рассмотрение поликультурного образования как особого способа формирования социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, позволяющих ребёнку осуществлять в рамках задач для своего возраста межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям [3].

Поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, культуры общения и взаимодействия с другими, то это наиболее благоприятное время для развития у ребёнка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности [1].

Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения ребёнка к национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп в многонациональном дошкольном учреждении.

В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к поликультурной среде ребёнка, формирующие у детей представления о человеке в истории и культуре, которые можно заменить понятием «предметно-развивающая среда» [2] : имеются подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов; имеется уголок краеведения («изба», комната быта и прочее); имеются образцы народного быта; имеются образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых); имеется художественная литература (сказки и легенды народов региона).

Для реализации поликультурного образования и воспитания детей дошкольного возраста должны использоваться разнообразные средства: общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественная литература; игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; этнические мини-музеи; национальные кушанья [4].

Таким образом, поликультурный подход в дошкольном образовании выступает как условие для обучения ребёнка в процессе его приобщения к диалогу культур. В дошкольной образовательной организации существуют условия реализации поликультурной среды ребёнка, формирующие у него представления о человеке в истории и культуре, – это учёт совокупности принципов поликультурного образования, обусловливающих достижение цели и решение соответствующих задач, использование многообразия форм и методов работы с детьми, наличие системы взаимодействия с родителями и педагогами образовательного учреждения.

Список литературы:

1. Бакунова И. В. Межличностное общение у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием // Образование. Наука. Научные кадры. – 2015. – № 5. – С. 219-220.

2. Башмакова Н. И., Рыжова Н. И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12635.

3. Диалог культур : социальные, политические и ценностные аспекты: материалы Московского форума. – М., 2015. – 616 с.

4. Куликова Т. И. Структурно-содержательная модель поликультурной образовательной среды. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. – 2015. – № 3. URL : https://ppip.idnk.ru

5. Хакимов Э. Р. Сущность поликультурного образования // Вестник ИжГТУ, 2009. – № 3. – С. 189-191.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей дошкольников посредством приобщения к искусству витражаРазвитие творческих способностей дошкольников посредством приобщения к искусству витража «Развитие творческих способностей дошкольников посредством приобщения к искусству витража».Автор: Дегтева Елена Николаевна Один из наиболее.

Игры и игровые формы приобщения дошкольников к чтению книг Игры и игровые формы приобщения дошкольников к чтению книг. Цель проекта: формирование у ребёнка раннего возраста интереса к книге и чтению.

Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к народной культуре Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.

Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщения их к культурной жизни Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщение их к культурной жизни Понятие «социокультурные.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к славным традициям ВМФ Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются.

Педагогическая технология В. В. Воскобовича как условие интеллектуального развития дошкольников в ДОУ Процесс модернизации системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, диктует поиск новых, более.

Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору,традиционным русским праздникам. Тип проекта:.

Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации (жизнь быстро меняется) от человека требуют не только владеть знаниями, но и.

Сензитивный период приобщения современных дошкольников к декоративно-прикладному искусству Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные.

Эмоциональное развитие дошкольников посредством приобщения к художественной литературе Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности является одной из важных задач дошкольного образования. Процесс воспитания предполагает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поликультурный подход как условие приобщения дошкольников к диалогу культур
Опубликовано: 27 апреля 2016 в 07:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поликультурный подход как условие приобщения дошкольников к диалогу культур» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лукьянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД