Ирина Лукьянова
Поликультурный подход как условие приобщения дошкольников к диалогу культур
▼ Скачать + Заказать документы
И. Н. Лукьянова
МБДОУ д/с № 6 «Здоровье», г. Ставрополь
Аннотация. В статье рассмотрена сущность поликультурного подхода, его особенности в дошкольном образовании; представлены условия приобщения дошкольников к диалогу культур через поликультурный подход.
Abstract. In the article shows the essence of a multicultural approach, its features for pre-school education; it’s also represents the conditions of preschoolers initiation to the dialogue of cultures through a multicultural approach.
Публикация «Поликультурный подход как условие приобщения дошкольников к диалогу культур» размещена в разделах
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Ключевые слова: поликультурный подход, дошкольник, дошкольное образование, диалог культур.
Keywords : multicultural approach, preschooler, preschool education, dialogue of cultures.
Для нашего многонационального региона вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, должны рассматриваться в контексте укрепления государственности и сплочения государства.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры, с развитием у детей культуры межэтнического общения. Придание воспитательному процессу этнопедагогической направленности позволяет с одной стороны сохранять и развивать этнокультурную самобытность, формировать этническое самосознание; с другой, – воспитывать уважительное отношение к окружающим, понимать инаковость, укреплять российское общество.
Поликультурное воспитание в целом понимается как воспитание ребёнка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом культуры его национальности. Раскрывая сущность поликультурного образования, Э. Р. Хакимов подчёркивает, что оно направлено на сохранение и развитие многообразия культурных ценностей, норм и форм деятельности, существующих в данном обществе, и базируется на принципах диалога и взаимодействия разных культур [5].
Организация, формы и виды поликультурного образования необходимым образом реализуются на основании следующих принципов [напр., 3] : принцип полилингвальности; принцип дифференциации и разнообразия; принцип креативности; принцип культурной целостности; принцип объёмной (стереоскопической) картины мира; принцип вариативности; принцип этической актуальности.
Т. И. Куликова отмечает, что поликультурное образование формируется, функционирует и развивается как открытая система, которая помогает удовлетворять интересы граждан, принадлежащих к разным культурам. Именно в этом смысле через цели, задачи и принципы поликультурного образования формируется структура и реализуется подход диалога культур в воспитании и обучении ребёнка [4].
В последнее время в ходе дискуссий по проблемам поликультурного образования появляются концепции и отдельные теоретические положения, которые условно можно объединить в содержательных границах социально-психологического подхода. Он в полной мере в науке ещё не сформировался, но вместе с тем, уже можно выделить его некоторые отличительные признаки, наиболее важным из которых является рассмотрение поликультурного образования как особого способа формирования социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, позволяющих ребёнку осуществлять в рамках задач для своего возраста межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям [3].
Поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, культуры общения и взаимодействия с другими, то это наиболее благоприятное время для развития у ребёнка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности [1].
Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения ребёнка к национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп в многонациональном дошкольном учреждении.
В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к поликультурной среде ребёнка, формирующие у детей представления о человеке в истории и культуре, которые можно заменить понятием «предметно-развивающая среда» [2] : имеются подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов; имеется уголок краеведения («изба», комната быта и прочее); имеются образцы народного быта; имеются образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых); имеется художественная литература (сказки и легенды народов региона).
Для реализации поликультурного образования и воспитания детей дошкольного возраста должны использоваться разнообразные средства: общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественная литература; игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; этнические мини-музеи; национальные кушанья [4].
Таким образом, поликультурный подход в дошкольном образовании выступает как условие для обучения ребёнка в процессе его приобщения к диалогу культур. В дошкольной образовательной организации существуют условия реализации поликультурной среды ребёнка, формирующие у него представления о человеке в истории и культуре, – это учёт совокупности принципов поликультурного образования, обусловливающих достижение цели и решение соответствующих задач, использование многообразия форм и методов работы с детьми, наличие системы взаимодействия с родителями и педагогами образовательного учреждения.
Список литературы:
1. Бакунова И. В. Межличностное общение у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием // Образование. Наука. Научные кадры. – 2015. – № 5. – С. 219-220.
2. Башмакова Н. И., Рыжова Н. И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12635.
3. Диалог культур : социальные, политические и ценностные аспекты: материалы Московского форума. – М., 2015. – 616 с.
4. Куликова Т. И. Структурно-содержательная модель поликультурной образовательной среды. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. – 2015. – № 3. URL : https://ppip.idnk.ru
5. Хакимов Э. Р. Сущность поликультурного образования // Вестник ИжГТУ, 2009. – № 3. – С. 189-191.