Татьяна Гусельникова
Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщения их к культурной жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщение их к культурной жизни
Понятие «социокультурные практики в образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования, но весьма активно обсуждаемым в последнее время.
Под культурными практиками в условиях образования понимают:
разнообразные, основанные на интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и собственного опыта;
Публикация «Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщения их к культурной жизни» размещена в разделах
поиск и апробацию новых способов и форм деятельности и поведения для удовлетворения самых разнообразных познавательных потребностей детей;
приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми – взрослыми, сверстниками и младшими детьми;
приобретение нравственного и эмоционального опыта: сопереживания, помощи, защиты, эмпатии, гордости, радости, печали и т. д.
От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба. Освоение социокультурных практик должно быть ориентировано на создание условий для активного освоения детьми в процессе деятельности социокультурного опыта, необходимого для успешной самореализации детей.
Социокультурные практики включают в себя :
- освоение социокультурных норм и образцов деятельности, т. е. умение вести себя в обществе;
- получение опыта работы и суммирование личных результатов и достижений, т. е. анализ своего поведения;
- приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества, т. е. не бояться показать себя, высказать свое мнение.
Кроме того, весьма значимо то, что в процессе организации социокультурных практик детей особое внимание должно уделяться:
- индивидуальной организации разнообразных образовательных процессов;
- конструированию педагогической деятельности на основе инициативы, интересов, мотивации детей, т. е. поддержка детской инициативы;
- проектной форме организации всех культурных практик;
- взаимодополняемости основного и дополнительного образования.
В нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется социокультурным практикам. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом.
Сотрудничество детского сада со школой позволяет нам решать проблемы преемственности в системе "детский сад – школа". Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с "программами" для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе. Ежегодно проводится круглый стол сетевого взаимодействия МАОУ СОШ №26 и детского сада по преемственности. Это дает возможность познакомить детей подготовительной к школе группы со школой: здание школы, внутреннее содержание и оформление, кто работает в школе, как одеты ученики школы, для чего нужен звонок в школе. Ученики школы играли с детьми в подвижные игры, разучивали элементы спортивных игр.
Сотрудничество детского сада с музыкальной школой позволяет организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки. (Дети знакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах; вокалистами.) Реализация этой модели взаимодействия помогает преодолеть имеющие место в практике музыкального воспитания дошкольников негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса, к замене музыки в «живом» исполнении – фонограммами.
Сотрудничество детского сада с МАУ ДО «ДЮСШ по водным видам спорта» позволяет знакомить дошкольников с различными видами спорта, со спортивными достижениями спортсменов-балаковцев, высокими личными достижениями людей, ставших славой России и нашего региона. Создает у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом. Посещение водного стадиона создает праздничную атмосферу, вызывает положительные эмоции у детей.
Сотрудничество детского сада с детскими садами №3,9, 34. 39позволяет детям общаться с незнакомыми сверстниками, и при участии в конкурсах («Большие гонки»на базе 39 сада, «Юный интеллектуал» на базе 9 сада, «Умные шашки», «Зажгись звезда» на базе нашего д/с.) учиться не только выигрывать, но и достойно проигрывать, при этом формируются основы норм поведения детей.
Сотрудничество детского сада с профсоюзной библиотекой ОАО «Балаковорезинотехника» позволяет проводить познавательные занятия на базе библиотеки, экскурсии, конкурсы, выставки детского творчества. Совместная работа с библиотекой дала дополнительный резонанс для вовлечения детей в пожизненное путешествие в увлекательный мир книг, мир знаний. Мы считаем, что воспитание интереса к книге связано с жизнью общества.
В конце учебного года проводятся встречи педагогов детского сада и сотрудников социальных объектов с целью обсуждения результатов нашей совместной деятельности, наглядным показателем которых становятся фото-видео презентации мероприятий и выставок детского творчества. Однако не только в этом выражаются результаты данного взаимодействия. Как отмечают педагоги, у детей появляется интерес к совместному взаимодействию, потребность в данных мероприятиях, снижаются напряженность и скованность в общении с окружающими, повышаются самостоятельность и инициативность. В результате проделанной работы повысился интерес родителей к данной форме развития дошкольников: многие не только записали своего ребенка в различные спортивные секции и кружки, но стали проявлять активность в проводимых мероприятиях.
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребенка.
В дошкольном учреждении используют следующие виды труда: самообслуживание, бытовой (хозяйственно- бытовой) труд, труд в природе, ручной труд.
Так, например, Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Хозяйственно – бытовой труд- это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т. д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием этого вида труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.
В науке разработаны и вошли в практику разные различные формы организации труда детей дошкольного возраста.
Поручения – задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности (исследования В. Г. Нечевой, А. Д. Шатовой).
Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям.
Коллективный труд, по способу организации делится на труд рядом, общий труд, совместный труд.
Труд рядом - обычно организуется в младшей группе (средняя, старшая и подготовительная к школе группы при новых усвоениях навыков, по 3- 4 ребёнка, каждый выполняет одинаковую работу (убрать кубики).
Общий труд - объединяет 8- 10 человек, начинается со средней группы, в нём нет разделения труда, детей объединяет общая цель и обобщение результатов труда.
Совместный труд (пооперационный) - присутствует в подготовительной группе, объединяет до 15 человек, особенность такого объединения - наличие в нём ряда последовательных этапов, дети оказываются в зависимости друг от друга, работа, выполненная одним ребенком передается другому. Каждый выполняет свою операцию.
Трудовая деятельность дошкольника организована так, чтобы
труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.
Весь процесс воспитания детей в детском саду организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Трудовая деятельность детей организована так, чтобы как можно больше было возможностей привлекать дошкольников непосредственно к труду. А не вести просто беседы и не разглядывать красочные картинки. Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата в будущем.
Одной из задач социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО является следующее: формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Более подробно остановимся на работе ДОУ по обучению дошкольников ПДД.
Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают ранения и гибнут дети. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный ГИБДД, травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из–за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно мы, воспитатели, становимся первыми наставниками ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.
Мы не только рассказываем детям о правилах дорожного движения, но и ставим их в такие ситуации, когда столь серьезная и жизненно важная информация становится востребованной. Конечно, это игра. Но игра не простая, а поучительная! С каждой игровой деятельности или досуга, дети обязательно должны вынести определённый урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.
Сегодня в каждой группе оборудованы центры безопасности дорожного движения. В них в соответствии с возрастом детей представлены :
— наглядно-иллюстративный материал ( иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями; настенные плакаты отражающие дорожные ситуации);
— настольно-печатные игры (разрезные картинки; пазлы; игры с правилами – «ходилки»; лото «Транспорт»; домино «Машинки», «Дорожное домино»; кубики; мозаика «Виды автомобилей» и т. д.);
— дидактические игры: «Мы – пешеходы», «Мы – пассажиры»;
— интерактивные игры («Дорожная ситуация» и др.)
— атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора, рисунки светофоров, дорожных знаков, видов транспорта и т. д.);
— настольный перекрёсток ( модели средств регулирования: маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки регулировщика и пешеходов);
— игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые автомобили и легковые, пожарные, специальные, трактора, краны, цистерны и т. д.);
— схемы перекрёстков, дорог с дорожной разметкой и других опасных участков в районе расположения образовательного учреждения;
— комплекты плакатов: «Красный, желтый, зеленый», «Правила дорожного движения», «Виды ДТП», «Правила для велосипедистов», «Правила для пешеходов», «Причины ДТП» («Ловушки», «Сигналы светофоров и регулировщиков» и др. ;
— накопительные папки: подборка материалов из местных газет по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма, «виды автомобилей» и др. ;
— картотека по ПДД : загадок, игр, рассказов, стихов и др;
— комплект дорожных знаков (из картона);
— детская художественная литература по тематике дорожного движения (соответствующая возрасту детей, учебно-методическая литература;
— конструкторы;
— безопасные маршруты «Дом – детский сад» (рисунок-схема, разработанные для каждого ребёнка (старшая группа) и «Дом – школа» — схема микрорайона школы с указанием основного маршрута движения будущих школьников и опасные места на них (подготовительная группа);
— действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике;
— альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия);
— стол – макет «Перекрестки и дороги» с набором макетов транспортных средств, средств регулирования, дорожных знаков;
— стенды со сменным материалом: «Для вас, родители»
,— детская литература по ПДД и методическая литература;
— сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД.
Важное место при изучении правил безопасного поведения на дороге занимают видеофильмы; ценность их заключается в том, что в них наглядно разыгрываются причины несчастных случаев, показаны интенсивность движения транспортных средств и средства регулирования (дети, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на дороге);
— на территории детского сада сооружена специальная площадка (на улице) для практических мероприятий, игр и соревнований по правилам дорожного движения.
Главным фактором в обучении ребенка Правилам дорожного движения является личный пример взрослого. Если взрослый, появляясь с ребенком на улице, постоянно спешит, перебегая через дорогу перед близко идущим транспортом, не обращая внимания на светофор, то ребенок подсознательно усваивает такую манеру поведения, и действовать один на улице будет точно так же. Целый комплекс детских привычек складывается с самого раннего возраста под воздействием тех примеров поведения, которые дети видят от окружающих, поэтому воспитателям ДОУ приходится и у родителей вырабатывать жизненно важные навыки соблюдения правил дорожного движения, которые станут образцами для подражания для их детей. Эта задача не из легких, но крайне важная и необходимая. Для родителей в ДОУ проводятся собрания, организованы стенды и папки-раскладушки с информацией по безопасности движения (различного рода консультации, памятки пешеходу, пассажиру, велосипедисту, обновляющаяся информация о дорожно-транспортных происшествиях и других грубых нарушениях Правил дорожного движения в городе по материалам ГИБДД, перечень наиболее опасных дорожных ситуаций – «ловушек» и др.).
Итак, анализ сложившегося к настоящему моменту понятия «культурные (социокультурные) практики в образовательном процессе» позволяет сделать важный вывод: организация и реализация социокультурных практик в современном образовательном процессе может рассматриваться в качестве эффективного способа реализации культурообразующей функции образования, а также придания образованию активного деятельного характера, предполагающего субъектную позицию воспитанника.
Исследователи проблемы организации и реализации социокультурных практик в образовательном процессе отмечают такую важную характеристику, как их комплексный интегративный характер.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что дошкольные образовательные учреждения играют не маловажную роль в социокультурном развитии современной личности. Воспитатель – это первый педагог, который открывает дверь ребенку в огромный мир, знакомит с современной социальной действительностью, способствует дальнейшему становлению и развитию личности.