Юлия Широбокова
Сензитивный период приобщения современных дошкольников к декоративно-прикладному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления. В. Г. Белинский |
Публикация «Сензитивный период приобщения современных дошкольников к декоративно-прикладному искусству» размещена в разделах
Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству имеет свою особую и неповторимую ценность. В процессе общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается, любовь, уважение к родному краю, происходит присвоение ценностей человеческого общества, выраженных не только в материальных, но и в духовных объектах. Происходит формирование художественно-практических навыков и умений, работа с ними обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество.
Русское народное искусство бережно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, исторически сложившееся отношение к миру и охватывает сферу народного искусства и художественной промышленности: керамику, ткачество, ювелирные изделия. Искусство народных мастеров вдохновляет и раскрывает для детей мир удивительного прошлого и настоящего.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно объемно и многогранно. Это и самобытное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные “последователи” – традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием – народное искусство; и классика – памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей. Само понятие декоративно-прикладное искусство произошло от (лат. - украшать) : искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей, которое возникло в глубокой древности и в течение многих веков развивалось в форме народных художественных промыслов. [1] В. М. Василенко, В. С. Воронова, М. А. Некрасова, Е. А. Фрелина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, О. А. Соломенникова и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Именно старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в приобщении к общечеловеческим ценностям. По мнению ряда авторов Г. Н. Пантелеева, Г. Г. Григорьевой, О. А. Соломенниковой знакомство с промыслами следует начинать с элементов хохломской, гжельской, жостовской росписей. Исследователи считают, что декоративно-прикладное искусство развивает у дошкольников эстетические чувства, через искусство дети глубже осознают свои мысли, развивается воображение, фантазия, формируется эстетический вкус, происходит приобщение к древу культуры его народа. Дети приобщаются к сфере народного искусства и художественной промышленности: керамике, ткачеству, ювелирным изделиям.
Литература
1. Философский словарь// под ред. Фролова И. Т. – М: Республика, 2001.- 720 с.
2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М. :ВЛАДОС, 2006. – 256 с.
3. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. – М. : Мозаика-Синтез, 2-е издание – 2005. – 168 с.