Анастасия Сафронова
Обеспечение мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Мотивация– важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”
В настоящее время мотивационный кризис ощущается повседневно. И на это много объективных и субъективных причин.
Публикация «Обеспечение мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Перед преподавателями стоит серьезная задача мотивировать обучающихся на учебу. Необходимо заинтересовать их, направить, дать возможность развиваться, как личность, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. Причем, необходимо оценивать и контролировать работу учащихся, развивая их творческие способности и давая максимум свободы выбора, делая упор на ответственность и самостоятельность.
В результате перегрузки информацией современные школьники быстро утомляются, интерес к учению пропадает. В том же направлении действует и природная любознательность человека. Она явно уменьшается при переходе из класса в класс.
Особенно это характерно для подростков. Снижается любознательность, падает интерес к учебным предметам, уровень полученных знаний оказывается низким. Среди многих причин нежелания школьников учиться - недостаток внутренней мотивации.
Для этого, преподаватели средних образовательных учреждений должны иметь соответствующие педагогические компетенции.
Формирования личностных образовательных результатов учащихся в большей степени зависит от педагогических компетенций преподавателя, чем от личных качеств обучающихся.
В сложившейся ситуации задача каждого учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладании в душе школьника учебно-познавательного мотива. Нельзя не согласиться с мнением психологов-практиков о том, что формирование учебной мотивации одна из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний.
Существует несколько вариантов классификации мотивов. Мотивы подразделяются на : социальные и познавательные.
• Социальные мотивы – побуждения, связанные с различным взаимодействием учащихся с другими субъектами обучения.
Широкие социальные мотивы – стремление получать знания, чтобы быть полезным отечеству.
Узкие – стремление занять определённое место среди других (престиж, социальное одобрение).
• Познавательные мотивы – побуждения, связанные с содержанием и процессом учебной деятельности.
Общие – ориентируют на овладение новыми знаниями (факты, законы и т. п.).
Предметные – интерес к организации учебного труда.
Мотивы самообразования – направленность на самостоятельное совершенствование знаний, работы.
Содержательной характеристикой мотива является личностный смысл, действенность, самостоятельность проявления мотива, осознанность мотива.
Динамическая характеристика мотивов : устойчивость, эмоциональная окраска, сила выраженности, быстрота возникновения.
Другой вариант классификации мотивов характеризует отношение к самой деятельности. Это внешняя и внутренняя мотивация. Для формирования внешней мотивации используется целый ряд приёмов и средств обучения, способствующий развитию интереса к обучению. Формирование внутренней мотивации – проблема более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.
Итак, развитие мотивации выступает средством выведения учащихся на необходимый уровень самоорганизации в учебной деятельности.
Надеяться на то, что мотив учения возникает сам по себе, стихийно, не приходится. Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
• Содержание учебного материала;
• Организация учебной деятельности;
• Коллективные формы учебной деятельности;
• Оценка учебной деятельности;
• Стиль педагогической деятельности учителя.
Содержание учебного материала. Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают. Однако сама по себе информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого – либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, я учитываю потребности, имеющихся у школьников данного возраста. Учебный материал подаю в такой форме, чтобы вызвать у школьника эмоциональный отклик.
Организация учебной деятельности. Изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трёх основных этапов.
Мотивационный этап – это сообщение,почему и для чего нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
Этот этап состоит из трё х учебных действий:
1. Создание учебно-проблемной ситуации.
2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации.
3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.
Этот этап урока надо продумать основательно, помня, что от начала урока зависит его конечный результат. Если ученик будет убежден в том, что этот материал значим для него, он им заинтересуется.
С целью формирования социальных и познавательных мотивов учения рекомендуются различные формы познавательных заданий.
Результаты педагогических наблюдений показывают, что становлению положительной мотивации учения препятствует неумение анализировать свои мотивы и цели учения.
Для включения учащихся в работу, урок часто начинается с разминки. Предлагаются задания, которые требуют внимания, тренируют память, логическое мышление, развивают зрительное восприятие, учат устанавливать. Для этого используются кроссворды, головоломки, загадки, викторины.
В учебной деятельности в качестве основного рассматривают учебный мотив. Для учителя ИЗО показателями развития учебных мотивов являются следующие критерии:
• Познавательная активность на уроке;
• Использование дополнительной литературы;
• Умение активно работать с учебным и наглядным материалом;
• Умение рисовать с натуры, по памяти и по представлению;
• Понимание роли искусства в жизни человека ;
Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности.
Чтобы повысить результативность личностных образовательных результатов, необходимо учитывать познавательные и социальные мотивы.
Необходимо, чтобы между учащимися и преподавателем были построены доверительные отношения, основой которых служит взаимоуважение. От преподавателя во многом зависит, какие взаимоотношения в группе между учащимися. Нужно уметь вовремя погасить конфликт, если он вдруг появился. Нужно уметь настроить учащихся на толерантное отношение друг к другу.