Гоарик Мхитарян
Поликультурное образование «Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани»
▼ Скачать +Заказ
Поликультурное образование
«Формы работы с дошкольниками по ознакомлению
с историей и культурой Кубани»
«Ты Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь.
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.
О тебе здесь вспоминаючи,
Как о матери родной,
На врага, на басурманина,
Мы пойдем на смертный бой.
О тебе здесь вспоминаючи,
За тебя ль не постоять,
За твою ли славу старую
Жизнь свою ли не отдать.
Мы, как дань свою покорную
От прославленных знамен
Публикация «Поликультурное образование „Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани“» размещена в разделах
- Кубань
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Шлем тебе, Кубань родимая,
До сырой земли поклон».
(Из народной песни)
Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.
В процессе освоения поликультурного образования я использую разнообразные формы работы с детьми :
Образовательная деятельность, объединяющая различные виды деятельности (познавательную, музыкальную, игровую и др.)
Беседы о родном крае. Знакомство детей с родным краем процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительный результат можно достичь, только планируя и организуя систематическую работу : в совместной деятельности взрослого и ребёнка, в самостоятельной деятельности детей.
Демонстрация наглядного материала: фотографии, репродукции картин, рисунки, макеты, книги.
Рассказ о городе, крае (я задаю в нем вопросы детям). Это необходимо, чтобы активизировать у детей познавательную деятельность, внимание, учить их рассуждать, анализировать. Всё это помогает мой рассказ превратить в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.
Рассказы об исторических событиях города и края. В процессе знакомства с достопримечательностями родного города, я рассказываю о различных архитектурных сооружениях: зданиях, Дворцах культуры, соборах, о нашем детском саде.
Приобщая дошкольников к истории родного города, нужно учитывать, что информация, данная мною, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал; рассказать близким или знакомым то, что он узнал в детском саду; посадить около дома цветы, чтобы его двор стал красивее; не сорить и т. д.
Дидактические игры ("Узнай, где я нахожусь?", "Где мой дом?" и др., сюжетно – ролевые игры ("Магазин", "Больница", "Библиотека", "Почта", строительные игры ("Мосты", "Стадион", "Транспорт" и др.)
Опытно – экспериментальную деятельность (выращивание рассады, посадка насаждений, благоустройство участка, кормление птиц).
Цель моих занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями и обрядами, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, знакомить и интерьером хаты, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах.
Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало. Кроме того я пыталась развивать познавательные и творческие способности детей.
Богата наша Кубань традициями народного творчества. Частью этого богатства являются пословицы и поговорки. В них можно найти взгляд на правду и ложь, на быт и труд. В них отразилась поэтическая история народа.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Труд человека кормит, а лень портит.
Жизнь дана на добрые дела.
Сделав добро, не хвались.
Мы с тобой, как рыба с водой.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
До наших дней сохранились обряды, связанные с временами года, с культом урожая, трудом. Они передавались от старших поколений к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них – уклад жизни народа, его доброта, щедрость, почитание отцов и дедов. Дети с удовольствием заучивали народные кубанские пословицы, поговорки и затем использовали в своей речи, делая её более яркой, эмоциональной.
Не менее важным аспектом моей работы было развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, лепке и аппликации, музыке. Дети раскрашивали кубанский наряд, кувшины, ложки, уточек, курочек, грибочки и т. д., мы беседовали о народных песнях, знакомились с танцевальными элементами, играли на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, колокольчиках.
В процессе работы дети становились активнее, эмоциональнее, у них значительно повысился произвольный интерес к историческому прошлому, давним традициям.
Моя задача - познавать с детьми традиции кубанского народа, воспитывать чувство любви к родному краю.
Проводя занятия с детьми, я ставила еще определенные конкретные задачи:
Повысить интерес детей к истории своего народа, края.
Знакомить с историей кубанского жилища, их домашней посудой.
Познакомить с родным городом, улицей.
Развивать знания о кубанской одежде, различных видах труда народных ремёсел.
Приобщать детей к истокам народной культуры : фольклору, песням, танцам, потешкам.
Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю.
Для реализации этих задач мною были приложены большие усилия. Я старалась как на занятиях, так и вне постоянно говорить с детьми, читать литературные произведения, заучивать потешки, петь песни, играть в народные игры.
Народная игра «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу, кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычить, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется – казак забирает «утку».
Надоело казаку
«кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
Я не лягу больше спать
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротники», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
Дети с удовольствием слушают сказки, потешки, рассматривают картинки и альбомы с историей жилища. Мы беседуем о быте, о разных видах труда наших предков, о народных ремеслах. У нас в группе имеются образцы глиняной посуды, родители сшили для куклы женский кубанский костюм.
Реализуя задачи своей работы, я решила, что наиболее важно обогатить опыт детей, предоставить им возможность исследовать предметы кубанского быта. Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, горшок, расписные деревянные ложки, дети с интересом знакомились с ними, рассматривали, удивлялись. А позже и сами приобщились к изготовлению и украшению этих предметов: лепили игрушки, посуду из соленого теста, расписывали ложки на бумаге, изготавливали бусы для кукол. Работы детей выставлялись на выставке, что привлекло внимание родителей. Дети с гордостью показывали мамам свои работы, относили их домой. Родные и близкие тоже проявили интерес к рисункам и лепке. Я всегда считала, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному образованию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
После проведенного отдыха, особенно в летний период родители и дети несут нам фотографии для оформления стенгазеты «Где мы отдыхали», сувениры, магнитики.
Широко используются прогулки и экскурсии с родителями, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день.
Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Таким образом, я формирую у детей младшего дошкольного возраста представление о региональных особенностях Кубани, о его традициях, природе, людях, проживающих в данной местности, и их характерных особенностях (доброта, дружба, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать традиции своего народа и природу своей земли – действительно очень важна.