МААМ-картинки

Поликультурное образование «Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани»

Гоарик Мхитарян
Поликультурное образование «Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы

Поликультурное образование

«Формы работы с дошкольниками по ознакомлению

с историей и культурой Кубани»

«Ты Кубань, ты наша Родина,

Вековой наш богатырь.

Многоводная, раздольная,

Разлилась ты вдаль и вширь.

О тебе здесь вспоминаючи,

Как о матери родной,

На врага, на басурманина,

Мы пойдем на смертный бой.

О тебе здесь вспоминаючи,

За тебя ль не постоять,

За твою ли славу старую

Жизнь свою ли не отдать.

Мы, как дань свою покорную

От прославленных знамен

Темочки:

Шлем тебе, Кубань родимая,

До сырой земли поклон».

(Из народной песни)

Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.

В процессе освоения поликультурного образования я использую разнообразные формы работы с детьми :

Образовательная деятельность, объединяющая различные виды деятельности (познавательную, музыкальную, игровую и др.)

Беседы о родном крае. Знакомство детей с родным краем процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительный результат можно достичь, только планируя и организуя систематическую работу : в совместной деятельности взрослого и ребёнка, в самостоятельной деятельности детей.

Демонстрация наглядного материала: фотографии, репродукции картин, рисунки, макеты, книги.

Рассказ о городе, крае (я задаю в нем вопросы детям). Это необходимо, чтобы активизировать у детей познавательную деятельность, внимание, учить их рассуждать, анализировать. Всё это помогает мой рассказ превратить в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

Рассказы об исторических событиях города и края. В процессе знакомства с достопримечательностями родного города, я рассказываю о различных архитектурных сооружениях: зданиях, Дворцах культуры, соборах, о нашем детском саде.

Приобщая дошкольников к истории родного города, нужно учитывать, что информация, данная мною, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал; рассказать близким или знакомым то, что он узнал в детском саду; посадить около дома цветы, чтобы его двор стал красивее; не сорить и т. д.

Дидактические игры ("Узнай, где я нахожусь?", "Где мой дом?" и др., сюжетно – ролевые игры ("Магазин", "Больница", "Библиотека", "Почта", строительные игры ("Мосты", "Стадион", "Транспорт" и др.)

Опытно – экспериментальную деятельность (выращивание рассады, посадка насаждений, благоустройство участка, кормление птиц).

Цель моих занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями и обрядами, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, знакомить и интерьером хаты, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах.

Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало. Кроме того я пыталась развивать познавательные и творческие способности детей.

Богата наша Кубань традициями народного творчества. Частью этого богатства являются пословицы и поговорки. В них можно найти взгляд на правду и ложь, на быт и труд. В них отразилась поэтическая история народа.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

Жизнь дана на добрые дела.

Сделав добро, не хвались.

Мы с тобой, как рыба с водой.

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

До наших дней сохранились обряды, связанные с временами года, с культом урожая, трудом. Они передавались от старших поколений к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них – уклад жизни народа, его доброта, щедрость, почитание отцов и дедов. Дети с удовольствием заучивали народные кубанские пословицы, поговорки и затем использовали в своей речи, делая её более яркой, эмоциональной.

Не менее важным аспектом моей работы было развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, лепке и аппликации, музыке. Дети раскрашивали кубанский наряд, кувшины, ложки, уточек, курочек, грибочки и т. д., мы беседовали о народных песнях, знакомились с танцевальными элементами, играли на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, колокольчиках.

В процессе работы дети становились активнее, эмоциональнее, у них значительно повысился произвольный интерес к историческому прошлому, давним традициям.

Моя задача - познавать с детьми традиции кубанского народа, воспитывать чувство любви к родному краю.

Проводя занятия с детьми, я ставила еще определенные конкретные задачи:

Повысить интерес детей к истории своего народа, края.

Знакомить с историей кубанского жилища, их домашней посудой.

Познакомить с родным городом, улицей.

Развивать знания о кубанской одежде, различных видах труда народных ремёсел.

Приобщать детей к истокам народной культуры : фольклору, песням, танцам, потешкам.

Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю.

Для реализации этих задач мною были приложены большие усилия. Я старалась как на занятиях, так и вне постоянно говорить с детьми, читать литературные произведения, заучивать потешки, петь песни, играть в народные игры.

Народная игра «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)

Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу, кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-Му, Му-Му».

Стоящий в кругу мычить, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется – казак забирает «утку».

Надоело казаку

«кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

Я не лягу больше спать

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротники», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

Дети с удовольствием слушают сказки, потешки, рассматривают картинки и альбомы с историей жилища. Мы беседуем о быте, о разных видах труда наших предков, о народных ремеслах. У нас в группе имеются образцы глиняной посуды, родители сшили для куклы женский кубанский костюм.

Реализуя задачи своей работы, я решила, что наиболее важно обогатить опыт детей, предоставить им возможность исследовать предметы кубанского быта. Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, горшок, расписные деревянные ложки, дети с интересом знакомились с ними, рассматривали, удивлялись. А позже и сами приобщились к изготовлению и украшению этих предметов: лепили игрушки, посуду из соленого теста, расписывали ложки на бумаге, изготавливали бусы для кукол. Работы детей выставлялись на выставке, что привлекло внимание родителей. Дети с гордостью показывали мамам свои работы, относили их домой. Родные и близкие тоже проявили интерес к рисункам и лепке. Я всегда считала, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания.

Помощь родителей для достижения целей по поликультурному образованию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

После проведенного отдыха, особенно в летний период родители и дети несут нам фотографии для оформления стенгазеты «Где мы отдыхали», сувениры, магнитики.

Широко используются прогулки и экскурсии с родителями, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день.

Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Таким образом, я формирую у детей младшего дошкольного возраста представление о региональных особенностях Кубани, о его традициях, природе, людях, проживающих в данной местности, и их характерных особенностях (доброта, дружба, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать традиции своего народа и природу своей земли – действительно очень важна.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь.

Диагностические карты к проекту по ознакомлению с культурой народов Мордовии Диагностическая карта умений и навыков детей второй младшей группы по формированию представлений о культуре и быте народов Республики Мордовия.

Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию в летний период Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию в летний период. Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс.

Конспект итогового мероприятия во второй младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы» Конспект итогового мероприятия во 2 ой младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы».[/b] Цель: Развитие.

Конспект ООД по ознакомлению с татарской культурой «В гости к Азизе»Конспект ООД по ознакомлению с татарской культурой «В гости к Азизе» Доминирующая образовательная область Познавательное развитие Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, познавательная, изобразительная,.

Консультация для педагогов «Формы работы с родителями дошкольников по ознакомлению с родным городом» Консультация для педагогов. Формы работы с родителями дошкольников по ознакомлению с родным городом. (сообщение к презентации) Патриотическое.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема «Знакомство с историей села Родниково» Цели: 1. Познакомить детей с образованием села; Учить ориентироваться на карте села; Выявить и закрепить знания детей о достопримечательностях.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников при знакомстве с историей и культурой Краснодарского краяВоспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников при знакомстве с историей и культурой Краснодарского края Опыт "Воспитание нравственно — патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского.

Отчет по ознакомлению с национальной культуройОтчет по ознакомлению с национальной культурой Формирование личности ребенка происходит с ранних лет: развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего через ознакомление.

Занятие по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Кубани «Возвращение к истокам Кубани» Программное содержание: Продолжить знакомить с народным бытом и занятиями людей на Кубани в прошлом и настоящем. Сформировать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поликультурное образование «Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани»
Опубликовано: 17 сентября 2016 в 13:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поликультурное образование «Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани»» (включая файлы) размещена пользователем Гоарик Мхитарян (УИ 504549) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД