Получи документы

Конспект ООД по ознакомлению с татарской культурой «В гости к Азизе» (9 фото)

ирина
Конспект ООД по ознакомлению с татарской культурой «В гости к Азизе»

Доминирующая образовательная область Познавательное развитие

Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, познавательная, изобразительная, двигательная деятельность.

Тема образовательной деятельности В гости к Азизе

Методы и приемы реализации содержания занятия

Художественное слово с применением мнемотаблиц для пословиц;

ИКТ - видео послание от Азизы, аудиозапись с голосом Шурале, дид. игра на смартстоле, волшебный экран на интерактивной доске (технология ТРИЗ);

Подвижная народная игра «Минлебай» (татарская);

Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с татарской культурой „В гости к Азизе“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Возрастная группа: Дети 5-6 лет

Цель: Формирование представлений о традиционном наборе продуктов на татарском празднике навруз.

Задачи:

Расширять кругозор о национальном татарском празднике – навруз, о названиях традиционных продуктов и их значении.

Учить образовывать глаголы во множественном числе.

Закрепить знание татарских пословиц и представление о национальном орнаменте.

Закрепить умение пользоваться картой-схемой и мнемотаблицами.

Развивать интерес у детей к истории и культуре татарского народа,

Развивать психические процессы- мышление, память.

Воспитывать навыки культуры общения : доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение действовать совместно;

Воспитывать уважение к традициям и культуре татарского народа.

Планируемые результаты:

Проявляет познавательный интерес к культуре и традициям татарского народа;

Знает правила и играет в татарскую игру «Минлебай»;

Знает 7 традиционных продуктов праздника навруз, объясняет их символичное значение.

Использует в речи новые слова,

Понимает, объясняет смысл татарских пословиц.

умеют выстраивать логическую цепочку используя «экран» ТРИЗ.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) ИКТ; ключ с изображением арабской буквы «син»; карта-схема; корзина; 2 фруктовых дерева; 4 мнемотаблицы ; муляж яблока, баночка маслин, барбарис, груша, зира, чеснок, помидор, баклажан, бутылочка из-под уксуса, пророщенные зёрна; презентация «История колоска»; импровизированная юрта, лист ватмана, круглый стол, заготовки элементов национального татарского орнамента, клей-карандаш, салфетки, клеёнки по количеству детей; чак-чак.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Чтение татарских пословиц, рассматривание иллюстраций с татарским орнаментом, экскурсия в национальную деревню, НОД «История национального костюма», НОД «Путешествие в Татарстан», разучивание татарской подвижной игры «Минлебай», рассматривание иллюстраций «Национальные татарские блюда».

Вводная часть

Введение в тему (создание проблемной ситуации) Воспитатель: Ребята, вспомните, мы с вами летали на самолёте в Татарстан, кто был нашим экскурсоводом?

Верно, Азиза. Сегодня утром, я открываю электронную почту, а там письмо от Азизы. Давайте его посмотрим?

(Дети с воспитателем смотрят послание от Азизы)

Конспект ООД по ознакомлению с татарской культурой «В гости к Азизе»

Мотивация деятельности детей Азиза: Иснмесез ребята! У нас в Татарстане приближается большой праздник – Навруз. Но злой дух Шурале решил испортить нам праздник! Он налетел на наше селение и похитил 7 продуктов которые обязательно должны быть на столе на навруз. Теперь наш праздник под угрозой срыва! Ребята помогите пожалуйста! Чтобы вы не заблудились я высылаю карту владений Шурале. А чтобы Шурале не смог вас обмануть, ещё ключ. Я очень надеюсь на вашу помощь. До свидания!

(под экраном лежит коробка-посылка, в ней карта владений Шурале, ключ с изображением символа «син»)

Ребята, поможем Азизе?

Целеполагание Воспитатель: Чем мы можем ей помочь? (Нужно найти продукты)

Мы идём искать продукты, во что их будем складывать?

Верно, корзинку. Бери Дарина корзину, не забудь наш ключ. Шурале это злой дух и живёт он в волшебном лесу. Как мы можем попасть туда? (дети выдвигают предположения)

Воспитатель: У нас нет волшебного транспорта. Но мы можем взяться за руки и произнести волшебные слова – сим салабим. (дети берутся за руки говорят заклинание)

Ребята, не забывайте, что это владения злого духа Шурале и шуметь здесь нельзя, иначе попадём в беду. Давайте теперь посмотрим на карту, куда же нам отправиться сначала?

(рассматривают карту)

Основная часть:

Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: Как называется место где растут плодовые деревья? Значит нам нужно в сад. Где он находится слева или справа? (ответы детей)

Дети с воспитателем подходят к садовым деревьям.

Воспитатель: Посмотрите, какой Шурале хитрый – весь урожай в саду собрал, только листочки нам оставил. Это Шурале оставил нам послание: если мы разгадаем его задание, тогда найдём то, зачем пришли. А чтобы быстрей помочь Азизе разбейтесь пожалуйста на пары и каждая пара сорвёт себе лист и расскажет про него.

(Дети срывают листы, на обратной стороне которого мнемосхема татарских пословиц, дети разгадывают, объясняют значение)

Без пчелиных укусов мёда не бывает

Богатство не опора, а единство опора

Две бараньи головы в одном котле не уместятся – бодаться будут

Виновнику один удар палкой, а доносчику пять.

Воспитатель: Все пословицы разгадали! Значит где-то здесь должны быть продукты, интересно как же нам поможет этот ключ?

(Дети находят яблоко, барбарис, маслины, грушу)

Фото «В гости к Азизе»
Конспект ООД по ознакомлению с татарской культурой - фото

Добывание нового знания Воспитатель: Какие из этих продуктов нам нужны?

(дети смотрят на ключ и выбирают продукты с символом изображённым на ключе) (показывает яблоко со знаком «син»)

Яблоко это символ красоты у татар и первой буквой слова себ является арабская буква «син» изображенная на ключе,

маслины символ любви, а это бабрбарис приправа для приготовления блюд символ солнца и победы добра над злом. Дарина будет складывать в корзину продукты, а вы их будете называть.

(складывают в корзину найденные продукты)

Воспитатель: посмотрим на карту куда дальше идти? (ответы детей)

(идут в огород)

(подходят к смарт столу)

Воспитатель: Ребята и здесь хитрый дух Шурале побывал! Взял и перемешал все овощи, нам нужно посадить их в 2 грядки – в названии которых есть звук «л», «ль» и звук «п», «пь»

(дети сортируют овощи л – баклажан, картофель, свекла, лук, салат; на п – помидор, перец, капуста, репа)

Фото №1 Доминирующая образовательная область Познавательное развитие Вид деятельности детей Игровая коммуникативная познавательная изобразительная двигательная деятельность

Воспитатель: Какие овощи остались? Почему? Посмотрите что спрятал в своём огороде Шурале.

(дети находят чеснок и зира помеченные буквой син)

Воспитатель: Чеснок это символ здоровья, зира – приправа для блюд, символ достатка.

(дети складывают в корзину и проговаривают значение овощей)

Воспитатель: Наверное всё собрали! Эсмира сосчитай продукты в корзине. Сколько собрали? Сколько ещё нужно? Посмотрим куда же нам идти дальше? (смотрят на карту) Что за странная берлога?

(подходят к берлоге, стучат. Раздаётся голос Шурале - аудиозапись)

Шурале: Кто такие! Что бродите по моим владениям!

Воспитатель: (Шёпотом) ребята, да это берлога самого Шурале! Осторожно, не трогайте её, чтобы не разозлить злого духа!

Исямнесез уважаемый Шурале! Не гневайся на нас!

Ребята сейчас всё объяснят.

(Мы идём в гости к Азизе, она попросила принести семь продуктов на предстоящий праздник, потому что эти продукты у неё пропали. Некоторые мы уже собрали, но их только 5, помоги нам найти остальные.

Шурале: Ох вы какие хитрые! Скучно мне здесь одному! Развлеките меня!

Воспитатель: Конечно!

(татарская игра малой подвижности «Минлебай»)

Фото №2 Возрастная группа Дети лет Цель Формирование представлений о традиционном наборе продуктов на татарском празднике навруз Фото №3 Задачи Расширять кругозор о национальном татарском празднике навруз о названиях традиционных продуктов и их значении

Дети встают в круг. Ребёнок выбирает ведущего «Минлебая». Минлебай встаёт в центр круга. Ходят по кругу и говорят:

Водим, водим хоровод

В середине Минлебай.

Он покажет, назовёт –

За ним движенья повторяй!

(Минибай говорит и показывает: Я лечу, дети отвечают – мы летим)

Воспитатель: Вы довольны Шурале?

Шурале: Ох порадовали! Ну хорошо! Загляните в берлогу, там найдёте уксус символ мудрости и терпения. Так и быть даже подскажу куда дальше идти – на пшеничное поле. Сумеете справиться - продукт найдёте и к Азизе попадёте.

Воспитатель: Рахмет Шурале! До свидания!

(дети идут к пшеничному полю. На экране задание: разделённый на 6 секторов, в верхнем уголке каждого сектора картинка обозначающая подсказку, в центральном секторе колосок)

Воспитатель: Что это? Что нужно сделать? (ответы детей)

Верно, чем же был колосок? (на экране появляется зёрнышко)

Где он вырос? (картинка с изображением поля появляется в секторе)

Чем станет в будущем? Из каких частей состоит? Друзья колоска? Его враги?

(дети выполняют задание с объяснением)

Все окошки заполнили, посмотрите, а колосок наш пророс! Какой горшочек с пророщенными зёрнами нам нужен?

(дети выбирают горшок со знаком «син»)

Воспитатель: Пророщенные зёрна на столе это символ весны, пробуждения природы. Всё ли мы собрали? (Дети пересчитывают)

Теперь можно идти к Азизе!

(На экране появляется видео с изображением Азизы.)

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: Исямнесез Азиза! Мы получили твоё письмо и выполнили твою просьбу.

Азиза: Какие вы молодцы! Расскажите какие продукты вы принесли и что они обозначают.

(рассказ детей)

Азиза: Рахмет вам! Вы очень смелые и добрые дети. Вы принесли не просто продукты это всё дары солнышку, чтобы в этом году в нашем селении был хороший урожай. Давайте накроем стол!

(подходят к столу, на котором лежит белая скатерть)

Азиза: Ай, ай, ай! Шурале опять вредничает – посмотрите он сдул с моей красивой скатерти все узоры! Что же теперь делать?

Воспитатель: Не волнуйся Азиза! Мы тебе поможем, правда ребята? Сейчас мы тебе скатерть орнаментом украсим!

(коллективная художественная творческая деятельность детей – аппликация)

Фото №4 Учить образовывать глаголы во множественном числе Фото №5 Закрепить знание татарских пословиц и представление о национальном орнаменте

Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей Азиза: Какая красивая скатерть получилась, ещё лучше прежней! Теперь накроем стол.

(накрывают стол)

Ребята за то что вы помогли мне, я вам приготовила угощение наше национальное блюдо – чак –чак! Как придёте в детский сад чай попьёте! До свидания!

Воспитатель: Рахмет Азиза, до свидания! Ребята, а давайте угостим Шурале. Ведь он отчего такой злой, наверное из-за того он один без друзей. А мы его угостим и он не будет больше вредить никому.

(Дети идут к берлоге Шурале)

Рефлексия Шурале: Опять пришли! Зачем?

(дети предлагают угощение)

Угощение это хорошо! Приму я ваше угощение, но с одним условием – если ответите на мои вопросы. Где вы были в моих владениях? Что нового узнали? О чём расскажите дома родителям?

(дети кладут угощение в берлогу Шурале, прощаются и уходят.)

Ну хорошо, кладите своё угощение в берлогу.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

Изготовление игры «Национальные блюда», чтение татарских сказок, проведение досуга «Навруз», праздника «Сабантуй».

Изготовление альбома «Татарская культура»

Фото №6 Закрепить умение пользоваться картой схемой и мнемотаблицами
Публикации по теме:

Консультация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой» Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в основном.

Занятие по ознакомлению детей с национальной культурой «Цветные, расписные, деревянные, резные» Цель: знакомство с предметами быта русской культуры. Задачи: познакомить детей с русскими деревянными ложками, рассмотреть узоры, формы,.

Диагностические карты к проекту по ознакомлению с культурой народов Мордовии Диагностическая карта умений и навыков детей второй младшей группы по формированию представлений о культуре и быте народов Республики Мордовия.

Конспект занятия по ознакомлению с бытом и культурой Кубанского казачества «Русская печка всему дому кормилица» Конспект занятия в подготовительной группе МДОУ ДСКВ 31 г. Ейска МО Ейский район. Воспитатель: Коваленко Т. З. Русская печка – всему дому.

Конспект занятия по ознакомлению с национальной культурой «Жаворонки»Конспект занятия по ознакомлению с национальной культурой «Жаворонки» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры. Задачи: Образовательные задачи: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского.

НОД по ознакомлению с культурой донских казаков ЦЕЛЬ - РАЗВИВАТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕС К МАЛОЙ РОДИНЕ, ЕЕ КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКИМ И ПРИРОДНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ. ЗАДАЧИ - Приобщать дошкольников.

Открытое мероприятие для воспитателей «Знакомство с татарской культурой» Программное содержание: 1. Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. 2. Закрепить знания детей о государственных символах.

Педагогический проект по ознакомлению с культурой народов Мордовии детей дошкольного возраста Педагогический проект по ознакомлению с культурой народов Мордовии детей дошкольного возраста в структурном подразделении «Центр развития.

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Дошкольник старшего возраста, приученный.

Тематический план к проекту по ознакомлению дошкольников с культурой народов Мордовии № п\п 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовитель ная группа 1. Русский народный костюм. Русская изба Народные костюмы.

Автор публикации:
Конспект ООД по ознакомлению с татарской культурой «В гости к Азизе»
Опубликовано: 21 февраля 2016 в 10:16
+53Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по ознакомлению с татарской культурой «В гости к Азизе»» (включая файлы) размещена пользователем ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД