ирина
Конспект ООД по ознакомлению с татарской культурой «В гости к Азизе»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, познавательная, изобразительная, двигательная деятельность.
Тема образовательной деятельности В гости к Азизе
Методы и приемы реализации содержания занятия
Художественное слово с применением мнемотаблиц для пословиц;
ИКТ - видео послание от Азизы, аудиозапись с голосом Шурале, дид. игра на смартстоле, волшебный экран на интерактивной доске (технология ТРИЗ);
Подвижная народная игра «Минлебай» (татарская);
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с татарской культурой „В гости к Азизе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Татарстан
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Возрастная группа: Дети 5-6 лет
Цель: Формирование представлений о традиционном наборе продуктов на татарском празднике навруз.
Задачи:
Расширять кругозор о национальном татарском празднике – навруз, о названиях традиционных продуктов и их значении.
Учить образовывать глаголы во множественном числе.
Закрепить знание татарских пословиц и представление о национальном орнаменте.
Закрепить умение пользоваться картой-схемой и мнемотаблицами.
Развивать интерес у детей к истории и культуре татарского народа,
Развивать психические процессы- мышление, память.
Воспитывать навыки культуры общения : доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение действовать совместно;
Воспитывать уважение к традициям и культуре татарского народа.
Планируемые результаты:
Проявляет познавательный интерес к культуре и традициям татарского народа;
Знает правила и играет в татарскую игру «Минлебай»;
Знает 7 традиционных продуктов праздника навруз, объясняет их символичное значение.
Использует в речи новые слова,
Понимает, объясняет смысл татарских пословиц.
умеют выстраивать логическую цепочку используя «экран» ТРИЗ.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) ИКТ; ключ с изображением арабской буквы «син»; карта-схема; корзина; 2 фруктовых дерева; 4 мнемотаблицы ; муляж яблока, баночка маслин, барбарис, груша, зира, чеснок, помидор, баклажан, бутылочка из-под уксуса, пророщенные зёрна; презентация «История колоска»; импровизированная юрта, лист ватмана, круглый стол, заготовки элементов национального татарского орнамента, клей-карандаш, салфетки, клеёнки по количеству детей; чак-чак.
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Чтение татарских пословиц, рассматривание иллюстраций с татарским орнаментом, экскурсия в национальную деревню, НОД «История национального костюма», НОД «Путешествие в Татарстан», разучивание татарской подвижной игры «Минлебай», рассматривание иллюстраций «Национальные татарские блюда».
Вводная часть
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Воспитатель: Ребята, вспомните, мы с вами летали на самолёте в Татарстан, кто был нашим экскурсоводом?
Верно, Азиза. Сегодня утром, я открываю электронную почту, а там письмо от Азизы. Давайте его посмотрим?
(Дети с воспитателем смотрят послание от Азизы)
Мотивация деятельности детей Азиза: Иснмесез ребята! У нас в Татарстане приближается большой праздник – Навруз. Но злой дух Шурале решил испортить нам праздник! Он налетел на наше селение и похитил 7 продуктов которые обязательно должны быть на столе на навруз. Теперь наш праздник под угрозой срыва! Ребята помогите пожалуйста! Чтобы вы не заблудились я высылаю карту владений Шурале. А чтобы Шурале не смог вас обмануть, ещё ключ. Я очень надеюсь на вашу помощь. До свидания!
(под экраном лежит коробка-посылка, в ней карта владений Шурале, ключ с изображением символа «син»)
Ребята, поможем Азизе?
Целеполагание Воспитатель: Чем мы можем ей помочь? (Нужно найти продукты)
Мы идём искать продукты, во что их будем складывать?
Верно, корзинку. Бери Дарина корзину, не забудь наш ключ. Шурале это злой дух и живёт он в волшебном лесу. Как мы можем попасть туда? (дети выдвигают предположения)
Воспитатель: У нас нет волшебного транспорта. Но мы можем взяться за руки и произнести волшебные слова – сим салабим. (дети берутся за руки говорят заклинание)
Ребята, не забывайте, что это владения злого духа Шурале и шуметь здесь нельзя, иначе попадём в беду. Давайте теперь посмотрим на карту, куда же нам отправиться сначала?
(рассматривают карту)
Основная часть:
Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: Как называется место где растут плодовые деревья? Значит нам нужно в сад. Где он находится слева или справа? (ответы детей)
Дети с воспитателем подходят к садовым деревьям.
Воспитатель: Посмотрите, какой Шурале хитрый – весь урожай в саду собрал, только листочки нам оставил. Это Шурале оставил нам послание: если мы разгадаем его задание, тогда найдём то, зачем пришли. А чтобы быстрей помочь Азизе разбейтесь пожалуйста на пары и каждая пара сорвёт себе лист и расскажет про него.
(Дети срывают листы, на обратной стороне которого мнемосхема татарских пословиц, дети разгадывают, объясняют значение)
Без пчелиных укусов мёда не бывает
Богатство не опора, а единство опора
Две бараньи головы в одном котле не уместятся – бодаться будут
Виновнику один удар палкой, а доносчику пять.
Воспитатель: Все пословицы разгадали! Значит где-то здесь должны быть продукты, интересно как же нам поможет этот ключ?
(Дети находят яблоко, барбарис, маслины, грушу)
Добывание нового знания Воспитатель: Какие из этих продуктов нам нужны?
(дети смотрят на ключ и выбирают продукты с символом изображённым на ключе) (показывает яблоко со знаком «син»)
Яблоко это символ красоты у татар и первой буквой слова себ является арабская буква «син» изображенная на ключе,
маслины символ любви, а это бабрбарис приправа для приготовления блюд символ солнца и победы добра над злом. Дарина будет складывать в корзину продукты, а вы их будете называть.
(складывают в корзину найденные продукты)
Воспитатель: посмотрим на карту куда дальше идти? (ответы детей)
(идут в огород)
(подходят к смарт столу)
Воспитатель: Ребята и здесь хитрый дух Шурале побывал! Взял и перемешал все овощи, нам нужно посадить их в 2 грядки – в названии которых есть звук «л», «ль» и звук «п», «пь»
(дети сортируют овощи л – баклажан, картофель, свекла, лук, салат; на п – помидор, перец, капуста, репа)
Воспитатель: Какие овощи остались? Почему? Посмотрите что спрятал в своём огороде Шурале.
(дети находят чеснок и зира помеченные буквой син)
Воспитатель: Чеснок это символ здоровья, зира – приправа для блюд, символ достатка.
(дети складывают в корзину и проговаривают значение овощей)
Воспитатель: Наверное всё собрали! Эсмира сосчитай продукты в корзине. Сколько собрали? Сколько ещё нужно? Посмотрим куда же нам идти дальше? (смотрят на карту) Что за странная берлога?
(подходят к берлоге, стучат. Раздаётся голос Шурале - аудиозапись)
Шурале: Кто такие! Что бродите по моим владениям!
Воспитатель: (Шёпотом) ребята, да это берлога самого Шурале! Осторожно, не трогайте её, чтобы не разозлить злого духа!
Исямнесез уважаемый Шурале! Не гневайся на нас!
Ребята сейчас всё объяснят.
(Мы идём в гости к Азизе, она попросила принести семь продуктов на предстоящий праздник, потому что эти продукты у неё пропали. Некоторые мы уже собрали, но их только 5, помоги нам найти остальные.
Шурале: Ох вы какие хитрые! Скучно мне здесь одному! Развлеките меня!
Воспитатель: Конечно!
(татарская игра малой подвижности «Минлебай»)
Дети встают в круг. Ребёнок выбирает ведущего «Минлебая». Минлебай встаёт в центр круга. Ходят по кругу и говорят:
Водим, водим хоровод
В середине Минлебай.
Он покажет, назовёт –
За ним движенья повторяй!
(Минибай говорит и показывает: Я лечу, дети отвечают – мы летим)
Воспитатель: Вы довольны Шурале?
Шурале: Ох порадовали! Ну хорошо! Загляните в берлогу, там найдёте уксус символ мудрости и терпения. Так и быть даже подскажу куда дальше идти – на пшеничное поле. Сумеете справиться - продукт найдёте и к Азизе попадёте.
Воспитатель: Рахмет Шурале! До свидания!
(дети идут к пшеничному полю. На экране задание: разделённый на 6 секторов, в верхнем уголке каждого сектора картинка обозначающая подсказку, в центральном секторе колосок)
Воспитатель: Что это? Что нужно сделать? (ответы детей)
Верно, чем же был колосок? (на экране появляется зёрнышко)
Где он вырос? (картинка с изображением поля появляется в секторе)
Чем станет в будущем? Из каких частей состоит? Друзья колоска? Его враги?
(дети выполняют задание с объяснением)
Все окошки заполнили, посмотрите, а колосок наш пророс! Какой горшочек с пророщенными зёрнами нам нужен?
(дети выбирают горшок со знаком «син»)
Воспитатель: Пророщенные зёрна на столе это символ весны, пробуждения природы. Всё ли мы собрали? (Дети пересчитывают)
Теперь можно идти к Азизе!
(На экране появляется видео с изображением Азизы.)
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: Исямнесез Азиза! Мы получили твоё письмо и выполнили твою просьбу.
Азиза: Какие вы молодцы! Расскажите какие продукты вы принесли и что они обозначают.
(рассказ детей)
Азиза: Рахмет вам! Вы очень смелые и добрые дети. Вы принесли не просто продукты это всё дары солнышку, чтобы в этом году в нашем селении был хороший урожай. Давайте накроем стол!
(подходят к столу, на котором лежит белая скатерть)
Азиза: Ай, ай, ай! Шурале опять вредничает – посмотрите он сдул с моей красивой скатерти все узоры! Что же теперь делать?
Воспитатель: Не волнуйся Азиза! Мы тебе поможем, правда ребята? Сейчас мы тебе скатерть орнаментом украсим!
(коллективная художественная творческая деятельность детей – аппликация)
Заключительная часть
Анализ и самоанализ деятельности детей Азиза: Какая красивая скатерть получилась, ещё лучше прежней! Теперь накроем стол.
(накрывают стол)
Ребята за то что вы помогли мне, я вам приготовила угощение наше национальное блюдо – чак –чак! Как придёте в детский сад чай попьёте! До свидания!
Воспитатель: Рахмет Азиза, до свидания! Ребята, а давайте угостим Шурале. Ведь он отчего такой злой, наверное из-за того он один без друзей. А мы его угостим и он не будет больше вредить никому.
(Дети идут к берлоге Шурале)
Рефлексия Шурале: Опять пришли! Зачем?
(дети предлагают угощение)
Угощение это хорошо! Приму я ваше угощение, но с одним условием – если ответите на мои вопросы. Где вы были в моих владениях? Что нового узнали? О чём расскажите дома родителям?
(дети кладут угощение в берлогу Шурале, прощаются и уходят.)
Ну хорошо, кладите своё угощение в берлогу.
Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)
Изготовление игры «Национальные блюда», чтение татарских сказок, проведение досуга «Навруз», праздника «Сабантуй».
Изготовление альбома «Татарская культура»