Анна Савчук
Занятие по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Кубани «Возвращение к истокам Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Продолжить знакомить с народным бытом и занятиями людей на Кубани в прошлом и настоящем.
Сформировать представление о декоративно-прикладном искусстве как искусстве украшения предметов быта и среды.
Познакомить с музеем как местом хранения предметов старины.
Продолжить учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину, используя приемы примакивания, рисование концом кисти (точки).
Публикация «Занятие по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Кубани „Возвращение к истокам Кубани“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Формировать умение выделять предметы декоративно-прикладного искусства в современной жизни.
Развивать чувство симметрии, чувство композиции.
Воспитывать интерес к народному творчеству.
Материалы и оборудование:
Предметы казачьего быта, образцы узоров, картинка птицы Кубань. Трафареты различных предметов казачьего быта на каждого ребенка, кисточки, краски, салфетки, альбомный лист на каждого ребенка, кубанские мелодии.
Ход занятия:
(Под кубанские мелодии дети входят в группу)
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, где мы живем, как называется эта земля?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам легенду о том, как появился наш край.
Легенда.
Давно это было, Господь призвал к своему трону все племена человечества и начал делить по справедливости между нами землю. Все народы получили полагающиеся им угодья, дабы жить счастливо, мирно и безбедно. И вдруг предстает перед создателем человек, уставший, наработавшийся до пота. И сжалился Господь над опоздавшим, который в заботе о хлебе насущном не поспел вовремя. И наградил он его за смиренность и великое трудолюбие оставленным для себя уделом. А было в этом уделе все,что есть на земле: плодородные равнины и крупные горы, бурные моря и полноводные реки, густые леса и неоглядные степи.
Так появился наш край. А ка он называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Эту землю царица Екатерина II подарила казакам за верную службу и переселила их для охраны южных границ своего царства.
-А почему наш край называют Кубань? Хотите узнать?
Легенда о Кубань - птице.
С северо-Кавказских гор с давних времен текла река. По берегам реки, в лесах, жила дивная птица – Кубань. Она была маленькая, не очень яркая, но голос ее звучал так, что в душе того, кто его слышал, вставало солнце. Местные жители очень любили слушать пение этой птицы. Пойдем, говорили, на реку, Кубань-птицу послушаем! Потом и реку стали называть Кубань в честь этой сказочной птицы. Её голос и сейчас звучит по берегу реки, да не всяк его услышать может.
Воспитатель: Сегодня у нас очень много необычных, старинных вещей. Давайте посмотрим их и попробуем назвать.
Примечание: Дети пытаются назвать предметы (деревянная ложка, сабля, кувшин, связка тарани, банка с медом, корзинка, элемент вышивки, корзина из лозы).
Воспитатель: Все эти вещи я принесла из музея. Это место, где хранится что-то необычное, интересное или красивое, куда могут прийти все желающие и посмотреть.
-Все предметы, которые вы видите, были сделаны на Кубани. Умение работать руками, мастерить всегда ценилось в казачьих семьях. Ремесло- это изготовление каких- либо изделий ручным способом. Искусство народных ремесел – связующее звено между прошедшим и настоящим, настоящим и будущим. Знакомство с народными ремеслами поможет вам узнать о национальных традициях, культуре своего народа и края, поможет авам получить навыки самостоятельной оценки явлений культуры сегодняшнего дня.
Рассмотрим узоры на этих изделиях
-точки-семена;
-полоса-земля;
Волнистая линия-вода;
-цветы, животные, люди.
Каждая линия, каждый знак были полны смыслом.
Прямой линией обозначали поверхность земли.
Волнистой горизонтальной - воду.
Волнистой вертикальной - дождь.
Скрещивающимися линиями - огонь и молнию.
Круг, квадрат, ромб-Солнце и Луну.
Женская фигура символизировала образ матери-земли.
Олень, конь приносили счастье, веселье, благополучие.
Птица-символ счастья, богатства и радости.
-Ребята, вам нравится?А хотите тоже попробовать нарисовать какой –нибудь узор. Выбирайте, что будете рисовать и приступайте к работе…
Рисование: «Декоративное рисование на квадрате»
Звучит тихая кубанская мелодия.
Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши работы и найдем в них нашу Кубань. Оформим из ваших работ выставку.
Кубань.
Кубань, перед тобой я приклоняюсь,
Твоим простора нет конца,
Красой твоей я восхищаюсь,
Твоим напевам покоряются сердца.
Тебя, как дочь, Россия-матушка вскормила,
Дала тебе приволья благодать,
И никакая в мире вражья сила
Не сможет у тебя ее отнять.
В какие попадала переплеты:
Война,опять война, переворот…
Бывали и падения, и взлеты –
Кубань сегодня флагманом идет!
Кубань. морская, горная, степная,-
Во всех обличиях своих ты хороша!
И нет на свете лучше края,
Тобой гордится, о тебе поет душа!
Кубань поет. аккорды набирая,
Созвучно звонам золотых хлебов.
Летит казачья песня удалая
Из городов, станиц и хуторов.
Она хранит в себе казачью славу,
Несет народам мир и красоту.
И старикам, и молодым она по нраву,
В нее вложили казаки свою мечту.
И чтобы не случилось на Кубани,
Все отразилось в песне казаков,
Все, что сложилось из преданий давних,
Все, что пришло из глубины веков.
А мы подхватим эту песню дружно,
По нраву нам ее напев родной.
И нам продолжить эту песню нужно
Твоей, моей и нашей общею судьбой!